Гриднева Светлана Юрьевна

я - учитель

обучение важно, воспитание необходимо

Профессия: Социальный педагог

Профессиональные интересы: Комплексный подход к обучению и воспитанию детей "руппы риска"

Увлечения: Туризм, литература

Регион: Московская область

Населенный пункт: г.Коломна

Место работы: МОУ Колычевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоро

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gridneva

 

    Работа социального педагога в условиях современной школы-интерната складывается не только из оказания консультативной помощи, устранению негативных факторов затрудняющих личностное развитие и самоопределение воспитанника в общеобразовательных учреждениях но и в содействии в получении льгот, оформлении пенсии (по инвалидности, или по потери кормильца), постановки на учёт в военные комиссариаты, комиссии по делам несовершеннолетних (по мере надобности), защите жилищных прав воспитанников, решения вопросов выплаты алиментных обязательств, родителями лишенными родительских прав, консультирование по учебно-профессиональным и другим вопросам, постоянным двухстороннем контактом с органами самоуправления,  ЖКХ, ОДН, милиции, больницами, судебными приставами и т. д.         

       В МОУ Колычевской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья  в течение всего учебного года ежемесячно  проводится заседание СП  , ведется разнообразная кружковая работа, к которой привлекается 100% учащихся школы- интерната, организованы регулярные и разнообразные занятия в церковно приходской школе при церкви Федора Стратилата (вышивание, приготовление пиши, конные выездки, музыкальный, церковный завет и т. д.). Всё это помогает более успешной адаптации и улучшением состояния психологического, эмоционального здоровья воспитанников.                                                                      

   Однако главная цель при работе с «трудными детьми» в условиях коррекционной школы-интерната - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться, быть полезной и счастливой в нашем обществе - определяет и сущность перевоспитания: интенсивное развитие положительных качеств, всесторонне гармоническое развитие личности, восстановление и формирование ее всесторонних потребностей. Интенсификация общего развития личности является главной задачей педагогической профилактики и перевоспитания. Замечу, что в многочисленных исследованиях по правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних фиксируется один общий признак: низкий уровень общего образования, низкая культура ребёнка. В работе социального педагога меня больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.  На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Считаю конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личность, преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им  умений. Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная “техника безопасности” педагогической деятельности. Успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:

•           позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педагог, не будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;

•           позиция нейтралитета – педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;

•           позиция избежание конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;

•           позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.

    

     У многих подростков, особенно впервые оказавшихся в изоляции от общества, возникает стрессовое состояние, чувство растерянности, угнетения, повышенная восприимчивость к сочувствию и внушению. Эта личностная катастрофа правонарушителя обычно весьма благоприятна и для психолого-педагогического воздействия. В частности, для полноценного контакта важна эмоциональная поддержка. Второй этап, реконструктивный, занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Он включает систему психолого-педагогического воздействия, комплекс различных приемов и методов: беседы, внушение, организация режима, формирование групп и коллективов, использование поощрений и наказаний, принуждение, подача целенаправленной информации (примеры, письма и встречи с бывшими воспитанниками, музыка, книги и т. д.).  Начинается этот этап с разъяснения воспитаннику особенностей его личности, взаимоотношений с окружающими и психологической сущности его правонарушений. Совместный анализ преследует цель осознания подростком своих сильных и слабых сторон, причин аномального поведения, привычек, его вину перед обществом. Это важный этап, так как отсутствие осознания своей вины в разных группах воспитанников спецшколы отмечается от 14 до 52% всех случаев.                                                                   

Зная причины, усугубляющие личностные недостатки педагогически запущенного ученика, можно наметить специальную программу изучения его   личности и перевоспитания.

                                                                                                        

В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми "группы риска" можно формулировать следующим образом:

1) создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог-ребенок»;

2) подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и зашиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);

3) тесное взаимодействие с людьми находящимися в близком контакте с воспитанником.

       Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребенка.

Доверительность отношений социального педагога с ребенком в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит — отказа от принципа не­разглашения информации.

Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами тех или иных форм насилия как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения социального педагога с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения и пресечению насилия на начальном этапе.

          При обнаружении школьника, практикующего насильственные действия по отношению к другим детям, социальному педагогу следует, прежде всего, тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя агрессор и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на эту жертву.

          Если агрессивность обидчика была вызвана его личными причинами (смерть близкого человека, его физические недостатки и т.п.), представляется целесообразным вклю­чить обсуждение этой проблемы в школьную программу. Не ак­центируя внимание учащихся на конкретном лице, имеет смысл обсудить факты антиобщественного поведения как результат ду­шевной неустроенности ребенка. Таким образом, можно призвать всех детей быть более деликатными в отношениях друг с другом, откликаться на чужое горе.

Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации. Это могут быть:

  1. перевод в школу-интернат; девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание педагогов;
  2. смерть любимого человека; девиация как реакция на потерю значимого лица;
  3. девиация как ревность;
  4.  различные формы насилия, применяемые к ребенку (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям); девиация как компенсаторный механизм, как ответ на, насилие;
  5. ребенок — жертва сексуального насилия; этиология та же.

Отклоняющееся поведение детей группы риска может быть вызвано также кросскультурными причинами:

  1.  ограниченная духовная культура;
  2. обедненная досуговая среда;
  3. скука, неумение найти достойное занятие;
  4. низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивно­му общению с другими детьми;
  5. эмоциональная неразвитость;
  6.  неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты; непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.

Если агрессивные действия ребенка являются следствием его психологических личностных особенностей, следует прибегнуть к помощи школьного психолога.

Если насильственные действия школьника есть результат ошибок семейного воспитания, необходимо совместно с учителями и воспитателями  заниматься коррекцией поведения ребенка.

   

             Вот примерный сценарий действий социального педагога после поступления сигнала о насильственных формах поведения группы учащихся:

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой, и предложить письменно описать все случившееся;

2) переговорить отдельно с каждым членом группы правонарушителей и получить от них письменное изложение инцидента;

3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;

4) собрать всю группу и предложить каждому ее члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;

5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

6) при обсуждении на школьном собрании этого инцидента еще раз напомнить школьникам, что они все несут ответственность, если становятся свидетелями антиобщественных действий в школе: здесь не может быть сторонних наблюдателей;

7) поговорить с педагогами  детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;

8) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;

9) обучить с помощью психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической за щиты;

10) потребовать от ребят обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;

11) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внима­ние детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;

12) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто еще из детей принимал участие в такой «игре»;

13) если ребята затеяли драку, постараться сделать фотографии происшедшего.

О себе

 

Гридневаа Светлана Юрьевна, 27.04.1963г.рождения, г.Петропавловск-Камчатский, Камчатской области.

Образование – среднее специальное, Петропавловск-Камчатское педагогическое училище  1982г., воспитатель в дошкольных учреждениях.

В МОУ Колычёвской С(К) школе-интернате для детей-сирот  работая с августа 1998г. воспитателем, а с сентября 1998г. социальным педагогом. С 2008г. имею первую квалификационную категорию.

С 1998г. по 2000г. прошла профессиональную переподготовку в институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области по программе «Социально – педагогическая поддержка детства» и получила диплом ПП №192316, который даёт право на ведение профессиональной деятельности в сфере социальной педагогики. 

В 2007г. выступала на Конференции при КГПИ с докладом по теме: "Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы» риска»", с дальнейшей публикацией в брошюре, выпущенной сотрудниками педагогического института.

В 2008г. повышала  квалификацию в ГОУ ВПО МО "КГПИ" по курсам "Основы православной культуры" (72ч.) и "Теория и практика учебно-воспитательной работы в условиях модернизации" (72ч.).

В 2008г. принимала участие в научно-практическом семинаре при ГОУ ВПО МО "КГПИ" с докладом "Проблемы адаптации «особого ребёнка» к условиям обучения и воспитания в коррекционной школе-интернате» ", с последующей публикацией в Сборнике статей и методических материалов "Особый ребенок в условиях общеобразовательных учебных заведений"

2008г. доклад на педагогическом совете школы-интерната по теме: «Социально-педагогическая защита прав ребёнка».

В 2010г. принимала участие  в областном научно – методическом семинаре, проходившем в Московском государственном областном гуманитарном институте по теме «Работа с детьми с отклонениями в развитии»  (г. Орехово – Зуево).

2010г. окончила  курсы повышения квалификации  программа  кафедрального вариативного модуля  ГОУ Педагогическая академия по теме «Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных школах-интернатах 1-8 видов» (72 часа).

2011г. окончила  курсы повышения квалификации  программа  кафедрального инвариативного модуля  ГОУ Педагогическая академия по теме «Актуальные проблемы дефектологии» (72 часа).

2011г. доклад на педагогическом совете школы-интерната: «Способы решения конфликтных ситуаций».

В течение  2011-2012гг. ежемесячно принимала участие в семинарах МОУ ДПО «Методический центр» по теме «Актуальные проблемы детства»

2012г. выступление на круглом столе при МОУ ДПО по теме: «Воспитательные формы работы с детьми «группы риска».

В 2012г.выступление на школьном ПМПк с докладом «Адаптация и социализация воспитанников в условиях школы-интерната»».

В 2011 году  разработала программу по социальной адаптации учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

2012г. совместно с психологом школы-интерната Калининым Е.В. разработали программу по предупреждению суицида.

      В своей деятельности  стараюсь рационально использовать формы и методы работы, направленные на защиту прав и законных интересов детей-сирот. Осуществляю поэтапный контроль за детьми с целью обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке. Являюсь членом совета профилактики школы-интерната.  С      Совместно с психологом школы-интерната проводим   углублённое  изучение воспитанников, которые стоят на внутришкольном учёте. Для работы с такими детьми использую социально – педагогическую профилактику, коррекцию и реабилитацию учащихся; так же  обязательно выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения воспитанников; обеспечение профилактической работы с учащимися, стоящими на внутришкольном  учете; повышение уровня правовой грамотности с целью профилактики девиантности поведения.
      Организую социально-психологическую  диагностику с целью выявления личностных проблем учащихся школы-интерната.

      Особое внимание уделяю пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников, это выражается в проведении мероприятий, распространение информации, которая способствует выработке негативного отношения к вредным привычкам.    

     Работа социального педагога в условиях нашей  школы-интерната складывается не только из оказания консультативной помощи, устранению негативных факторов затрудняющих личностное развитие и самоопределение воспитанника в общеобразовательных учреждениях,  но и в уточнении статуса ребёнка,  содействии в получении льгот, оформлении пенсии (по инвалидности, или по потери кормильца), постановки на учёт в военные комиссариаты,  присутствие на комиссии по делам несовершеннолетних (по мере надобности), защите жилищных прав воспитанников, решения вопросов выплаты алиментных обязательств,  родителями,  лишенными родительских прав, консультирование по учебно-профессиональным и другим вопросам, постоянным двухстороннем контактом с органами самоуправления, ЖКХ, ОДН, милиции, больницами, судебными приставами и т. д.           

  В целом вся моя работа направлена на обеспечение  успешной адаптации и улучшения состояния психологического, эмоционального здоровья воспитанников, решением личностных проблем, установлением контактов с социальным окружением,                                                                        формированием гармоничной   личности, способной  жить, трудиться, быть полезной и счастливой в нашем обществе.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Макаренко "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА", Республика ШКИД

Андреева Г.М. Социальная психология

Чалдини Роберт Психология влияния

Фрай Олдерт Ложь. Три способа выявления

 Маслоу Абрахам Мотивация и личность  

Марковская И.М.Социометрические методы в психологии

Мой взгляд на мир

Люблю, радуюсь, живу.

Моё портфолио

Хочу поделиться опытом своей работы соиального педагога 

Добавить грамоту в портфолио