Грачева Анна Михайловна

сайт учителя-логопеда

Новый день-новая жизнь

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: маленькие дети и инновации в дошкольной педагогике

Увлечения: путешествия со своей семьей

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: Лянтор

Место работы: МБДОУ д/с "Светлячок"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gracheva-anna-mikhailovna
Развитие речи малыша во многом зависит от внимания заботливой мамы.

О себе

Мне 32 года, работаю в детском саду учителем-логопедом. Мой педагогический стаж 10 лет. Люблю свою работу и маленьких детей. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Владимир Леви "Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребёнок", "Искусство быть собой".

Мой взгляд на мир

 Жизнь становится интересной, когда видишь обратную сторону вещей.

Моё портфолио

 Особенности речевого развития дошкольников.

 

 

  Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

 

    Я работаю по программам «Моделирование коррекционно-развивающей деятельности для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Рыжиковой Н.А., «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» и «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР» Филичивой Т.Б., Чиркиной Г.В..

 

   Базисная часть программ направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:

1.Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

 - постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов                 образования звуков, особенности их произнесения);

 - дифференциация звуков на слух и в произношении;

 - формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

 - развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.

2. Формирование навыков звукового анализа слов; членение предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.

3.  Уточнение, обогащение и активация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

 - развитие качественной характеристики лексических средств;

 - выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

 - развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;

 - обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.

4. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.

5.Развитие диалогической и морфологической форм речи (в соответствии с  возрастными и произносительными возможностями детей).

   Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

 

    Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

 

   Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что  звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.

 

     Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха - фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка  в звуковой действительности.  

 

    Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.) а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: