Главные вкладки
Гайдаржи Надежда Афанасьевна
Учитель начальной школы
Профессия: Учитель начальных классов
Профессиональные интересы: Внедрение новейших технологий; повышение уровня мастерства как учителя начальных классов; развитие интеллектуальных способностей
Увлечения: Чтение
Регион: Санкт-Петербург
Место работы: ГБОУ школа №355 Московского района Санкт-Петербурга
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gaydarzhi-nadezhda-afanasevna"Кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину"
Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общественное значение.
О себе
Я - учитель начальных классов Гайдаржи Надежда Афанасьевна. Образование: высшее, Комратский государственный педагогический институт Педагогический стаж: 20 лет
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Сердце отдаю детям" Ш. Амоношвили, "Педагогическая поэма"А.С.Макаренко
Мой взгляд на мир
О самовоспитании и планировании труда школьника.
Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни.
В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования. Если школьник, ориентируясь на образ жизни родителей, ставит перед собой задачу много работать над собой, чтобы в будущем сделать «блестящую карьеру», из него не получится человека по-настоящему воспитанного и образованного.
К сожалению, есть такие учащиеся, для которых главное — отличная учеба, стремление, во что бы то ни стало получить хороший аттестат зрелости, любой ценой поступить в вуз. Такие «отличники» живут обычно только собственными интересами, равнодушны к нуждам других, не участвуют в жизни школьного коллектива, не считаются с товарищами. Педагоги выделяют и такой «вариант» школьников (к счастью, нечасто встречающийся), для которых стимулом к усиленной работе над собой является желание выделиться, постоянно находиться в центре внимания. Эти учащиеся много и бессистемно читают, смотрят телевизионные передачи на общественно-политические темы, участвуют в различных мероприятиях, стремясь при этом блеснуть своей эрудицией, продемонстрировать осведомленность. Такие дети нередко скептически относятся к окружающим, многое без оснований критикуют и берут под сомнение, навязывают свое мнение другим. Умственный и душевный багаж таких подростков или юношей мало приносит пользы другим. Более того, их тенденциозное поведение отталкивает товарищей, усложняет отношения с коллективом.
Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общественное значение.
Какие же средства самовоспитания и самообразования могут положительно влиять на духовный мир и умственную работоспособность учащихся?
Их много. Школьник должен научиться не только ставить перед собой цели, например, экономить время, доводить до конца начатое дело, но и проявлять силу воли, настойчивость в преодолении познавательных и других трудностей. Воспитание в себе целеустремленности неотделимо от воспитания трудолюбия, требовательности к себе, внутренней собранности и дисциплины.
Самовоспитание может быть эффективным, если дети и подростки приучают себя относиться к любому делу с чувством ответственности, усваивают не только свои права, но и глубоко осознают свой долг перед семьей, коллективом, обществом. Родители могут и должны помогать детям самостоятельно преодолевать трудности в учебе, труде, в жизни. У них есть прекрасная возможность личным примером учить детей критически оценивать свои поступки, настойчиво заниматься нравственным самосовершенствованием. Дети и подростки учатся познавать себя не только методом самоанализа, но и с помощью семьи, которая помогает школьнику правильно оценить свои достоинства и недостатки, освободиться от вредных привычек и отрицательных черт характера.
Некоторые учащиеся отличаются застенчивостью и робостью, не умеют владеть собой, краснеют при разговоре, боятся выступить перед аудиторией. Они нередко чувствуют себя неполноценными членами коллектива, уклоняются от участия в различных мероприятиях. В.А. Сухомлинский учил школьников подавлять в себе малейшие признаки слабоволия, к которым он относил болезненное самолюбие, обидчивость, раздражительность, капризность, слезливость. Таким детям следует изучать жизнь замечательных людей, учиться у них строить собственный стиль жизни.
Необходимо поощрять стремление ребят вырабатывать полезные привычки: сдерживать данное слово, неукоснительно соблюдать выработанный режим труда и отдыха, делать все аккуратно и тщательно, быть честным в большом и в малом. В.А. Сухомлинский призывал молодежь «утвердить в себе повелителя собственных поступков», уважать себя, сдерживать себя, не искать окольных путей, быть борцом против зла и защитником добра. Он считал, что истинное проявление силы воли возможно лишь у человека высокой морали, имеющего развитое чувство собственного достоинства.
Составной частью самовоспитания является самообразование — умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Не секрет, что одни школьники ограничиваются только программным материалом, а другие стремятся получить обширную дополнительную информацию, проявляя при этом инициативу и глубокую заинтересованность.
Умственный труд необходимо планировать. Из биографии Отто Шмидта известно, что выдающийся ученый и полярник еще в юношеские годы составил программу своей научной деятельности и более того — всей жизни. На склоне лет он пришел к выводу, что вся программа выполнена. Что же помогло ученому реализовать спланированную им самим многолетнюю творческую деятельность? Во-первых, высокая самодисциплина, настойчивость и целеустремленность. Во-вторых, бережливое отношение ко времени, умение ценить его, не расходовать напрасно.
Каждый школьник может спланировать если не всю свою жизнь, то, по крайней мере, неделю и месяц, четверть и учебный год. Полезно планировать, прежде всего, свой рабочий день и день отдыха. В таких планах невозможно предусмотреть все, но главные задачи и сроки их выполнения следует наметить конкретно. Не надо планировать то, что заведомо не будет выполнено или является непосильным. Для каждого дня можно заполнять карточку, разделенную на две части. Слева записывается перечень дел, справа — распределение времени. Удобно пользоваться перекидным календарем или календарем-книжкой (еженедельником). Можно придумать собственные формы и схемы планирования своего времени и дел.
Планирование труда и умение реализовать намеченное вырабатывают у человека чувство самодисциплины, внутренней организованности, целеустремленности. При этом укрепляются волевые качества личности, формируются твердый характер, активная жизненная позиция.
Плановая работа немыслима без строгого соблюдения принципа последовательности. Значение этого принципа прекрасно сформулировал академик И.П. Павлов, обращаясь к молодежи, посвятившей себя науке. Он писал: «С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего».
Последовательность в работе, в учебе — это поступательное движение от простого к сложному, от непонятного к понятному, от неизвестного к известному, это умение не отступать от возникших трудностей, не обходить их, а терпеливо и настойчиво преодолевать.
При создании собственной модели дня школьник должен учитывать суммарное число часов продуктивной умственной работы, включая занятия в школе. Вечернее время отводится для отдыха. Если правильно распределять свое время, то всякая нужда в засиживании над учебниками и тетрадями отпадает.
Известно, что многие выдающиеся ученые не теряли даже малые промежутки так называемого бросового времени. Например, Ч. Дарвин экономил не только часы, но и минуты, и когда его спросили, как он сумел достичь больших успехов в науке, он ответил: «Я никогда не считал полчаса незначительным временем».
Конечно, к использованию такого времени, не предназначенного для отдыха, школьник должен быть готов. Это доступно лишь тому, кто умеет работать целеустремленно и ритмично, внутренне организован и собран, кто ясно видит цель своего труда.
Учёба в школе занимает значительную часть жизни человека, более того, это большой труд.
Откуда же возникает проблема нежелания школьников учиться?
Да, отношение к труду является важнейшим показателем характера человека, поэтому воспитание ребенка вне труда и без труда невозможно! И без трудолюбия никакая учеба в школе немыслима. Но трудолюбие и способность к труду не даются от природы, они воспитываются с самого раннего детства. И все начинается с простого домашнего труда, еще до школы.
Радость от физического труда, мышечная радость, радость от результатов своего труда проходит сегодня мимо многих детей. Я не хочу бросать камни в огород родителей, но, особенно в семьях обеспеченных, в которых детям хотят дать только все лучшее, не понимают, что не в этом счастье, не в этом радость, и не в этом смысл воспитания ребенка. Упускают главное. Я вполне согласна с восточной мудростью, которая гласит, что если у детей нет трудностей, то их нужно купить им за большие деньги.
Трудности от слова труд, преодоление трудностей есть подготовка к самостоятельной жизни. Глубоко ошибаются родители, которые заботятся только о том, чтоб ребенок был накормлен, одет, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Только самое главное, с чем ему придется потом столкнуться в жизни: муж и дети, которые требуют внимания и ухода, трудности в будущей работе, забота о ближних, – здесь упускается из виду … и потом в жизни ребенка начинается сплошное разочарование. Чудовищный лозунг: «Все лучшее – детям», по сути это подножка ребенку в его развитии.
В чём же задача родителей?
На самом деле задача родителей научить ребенка самостоятельно жить, самостоятельно переживать, готовиться к реальной жизни, причем не к той, которую придумали родители в силу того, что у них есть возможность обеспечить «бесконечное счастье» своему дитятке. А нужно, чтобы ребенок встречался с трудностями, сначала небольшими, а потом большими, преодолевал бы их. Вот так человек учится твердо стоять на своих ногах.
А вообще как приучить ребёнка к труду?
Процесс этот многотруден, длителен и требует мудрости и терпения воспитателя, а родитель - это самый главный воспитатель ребенка. Но самое важное: постепенно и каждодневно. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что в семье и вообще все вокруг имеют трудовые обязанности. Так воспитывается отрицательное отношение к безделью и лени.
Надо начинать с самообслуживания ребенка – это постоянная забота о чистоте, о порядке платья или костюмчика. Надо, чтобы ребенок привык делать все необходимое самостоятельно, без требований извне. Очень важно, чтобы это стало его внутренней потребностью. Понятно, что такого отношения детей к труду можно добиться только кропотливой систематической работой в семье, а дальше поддерживая в детском саду и школе.
Скажу, что тут от мамы требуется колоссальное терпение, в последнюю очередь о себе вспомнишь! Словом, не упускать ни одной минуты – у нас двадцать четыре часа в сутках, так вот все двадцать четыре часа эти держать под контролем каждый день. Только так можно вырастить человека, способного самостоятельно, независимо от взрослых жить, работать и учиться, уверенного в своих силах, умеющего преодолеть препятствия.
Учеба – это тоже труд, большой труд, и надо постараться: и кляксу не посадить, и подумать, что твою писанину будет проверять люди в очках, ну и много всего такого! Тот, кто привык дома трудиться, он и здесь трудится! Но самое главное, что ребенок, преодолевающий трудности в учебе, добивается гораздо больших результатов – он умеет соединять «надо», «трудно» и «хорошо».
Как мотивировать ребёнка к учёбе?
Очень важно, чтобы родители интересовались тем, что проходит в школе ребенок, что интересно, что получается и т.д. Но по моим наблюдениям, все-таки родители очень боятся перегрузить ребенка, как бы не переломился, бедный! Я вспомнила статью из газеты о том, как отправляли американских и японских детей на каникулы. В Америке: ничего дети не делайте, отдыхайте, набирайтесь сил, восстанавливайте нервную систему… В Японии: отправляют с огромным списком литературы, которую необходимо за лето прочитать. Вот такой разный подход. Но думаю, выиграли японцы! И нас так воспитывали.
Но есть и такие родители – сами бесталанные и не видят необходимости учиться, не проверяют, не интересуются состоянием учебы детей.
Приведу в пример еврейских матерей. Еврейская мать каким-то невероятным чутьем обладает: и если есть в округе пять учителей, она попадет к самому лучшему. Она прозондирует заранее, за три – за четыре года. Посмотрит, как учитель общается с детьми, с другими родителями поговорит. Она очень хорошо знает свою задачу. «Мама, можно я не буду сегодня на скрипке играть!?» - «Нет, Лёвушка, в сутках двадцать четыре часа, часик ты будешь заниматься, это совсем немного!». «Ну, тогда английским не буду заниматься!» - «А английским ты будешь заниматься до тех пор, пока во сне не начнешь говорить по-английски!» Вот это мама! Если ребенок пропустил занятие, она сама позанимается, если более серьезные проблемы – репетитора наймет. Она настроена на образование детей. Поэтому очень часто так получается, что лучшие скрипачи, портные, врачи – евреи. Потому что мамы им помогли!
А разве не любовь и взаимопонимание в семье должны быть главными, можете сказать вы, это уж очень строго и сухо?
Отсутствие строгости – это как раз отсутствие любви! Это очень трудно быть строгой, нужно себя заставить работать над собой. Частенько родители любят себя в ребенке, безотчетно, пестуют любовь к себе, а не о его дальнейшей судьбе пекутся! Очень многие хотят угодить детям, чтобы в старости к ним вернулась их забота. Это ошибка – ограждать детей от трудностей. Не будет обратной волны, если не научить человека трудиться –быть человеком!
Мои достижения
Участие и победы в районных конкурсах.
Моё портфолио
Диплом за 2 место в творческом конкурсе "Дружба народов",
Диплом 1 степени в районном конкурсе для младших школьников "ТИКО-мастер",
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты