Наумова Фирдиня Мусавировна

"сайт Наумовой Фирдины

“Каждому ребенку – частицу своего сердца”

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: психология

Увлечения: чтение книг

Страна: Россия

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: РТ. Кайбицкий район с.Б. Подберезье

Место работы: МБДОУ Большеподберезенский детский сад "Берёзка"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/firdinya-musavirovna-naumova
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.
И. С. Тургенев.

“Дети не только и не столько источник счастья.
Дети это счастье, созданное вашим трудом”
                                               В.А.Сухомлинский.

О себе

Я, Наумова Фирдиня Мусавировна-воспитатель высшей квалификационной категории Больше - Подберезинского МДОУ “Берёзка” с педагогическим стажем 29 лет.
     Работаю по праграмме “Радуга”, “Детство”, “Старт” с детьми дошкольного возраста под девизом: “Каждому ребенку – частицу своего сердца”
 
    Основные задачи моей деятельности: добиться гармонии физического, интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка.

     Мои цели:
•    воспитание в детях активности, самостоятельности, общительности;
•    воспитание эмоционально  и интеллектуально развитых детей, отзывчивых на красоту окружающего мира и на состояние других людей.

     Мои принципы:
•    взаимосвязь и сотрудничество с семьёй;
•    преемственность в работе со школой.

     Моя педагогическая тема:

“Нравственное воспитание у детей дошкольного возраста”

     Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека-это скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники, даже самые лучшие. Это зависит от нас самих. Какими же мы должны быть? Во-первых, обладать личностными качествами, позволяющими успешно работать с детьми. Во-вторых, профессиональным мастерством, чтобы сформировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.
     Если дети растут в атмосфере доброжелательности, у них возникают приятные переживания, вырабатывается чувство уверенности. А это значит, что дети будут расти спокойными, весёлыми. Если же дети грубы, раздражительны, они с большой лёгкостью будут вопринимать эту манеру поведения; их научили, пусть невольно, как сердиться, как грубить. Бессмысленно надеяться вырастить доброжелательных людей, если взрослые с ними резки, говорят в форме приказа. Эти два аспекта взаимоотношений взаимосвязаны, взаимозависимы. Главное в моей работе -это любовь к детям. Разумная любовь, а не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинная забота о всестороннем развитии, доброжелательное общение и здоровые запросы, тактичная настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.
     Ребенок ,приходя в детский сад, ждёт чего-то нового, радостного для себя, надеется на успех и одобрение воспитателя. И эти ожидания должны оправдаться.
     Передо мной – ребенок. Это ради него я готовлюсь к занятиям, прихожу ежедневно в детский сад, за работу с ним я получаю зарплату. Это существо юное,чистое, непорочное. В нем много качеств, потребностей, стимулов. Каждый ребенок неповторим, своеобразен. Он ищет признания, уважения, любви. И моя задача как воспитателя состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ребенка, принять его таким, каков он есть, как неразрывное единство биологического. психического, социально и духовного, рационального и иррационального. Я должна помочь ребенку развиваться, стать для него помощником, консультантом, второй мамой, не мешать ребенку стать “Личностью”, обрести себя, свое уникальное “Я”.
     Этому способствует педагогика сотрудничество, котороя исключает диктаторство, ведет к совместному поиску, учит педагога уважать и ценить ребенка, считаться с его мнением. Учет психофизиологических, возрастных, личностных особенностей помогает раскрыть потенциальные возможности детей, а учет этнических особенностей формирует у детей чувство национального достоинства и воспитывает уважение к представителям других нации.   
     Но что может представлять интерес дошкольника? Конечно же, игра! Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности."
     Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
      Особое внимание в работе обращаю на нравственное воспитание дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формирование добросовестного отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
     Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
     Самым любимым жанром детей является сказка. Сказка для ребенка -  всегда
праздник. Я устраиваю им эти праздники. Мы с детьми показывали сказки “Теремок”, “Золушка”родителям и в школе. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
 Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
     Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека. Таким образом, сказка служит не просто развлечением для ребенка, но несет огромное нравственное значение, формирует  умение решать проблемные ситуации, воспитывает эстетический вкус.
     Провожу с детьми и родителями тематические праздники: “Дарите людям добро”, “Свою маму – берегите, дети”, “Берегите природу”,  “Ежели мы вежливы”      Я провожу занятия по татарскому языку, окружающему миру, математике, рисованию, технологии. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром стараюсь брать интересные темы, такие как: “Какими были первобытные люди”, “Изучаем свое тело”, “Наше село”, “Быт наших предков” и другие. Стараюсь обогатить сознание детей новым содержанием, которое в большом мире готовит их к элементарному осмыслению некоторых понятий. Формирую у детей бережное, созидательное отношение к миру. Детей 5-6 лет интересует практически все, и занятия проходят очень оживлённо.
    Интересно и познавательно проходят занятия по математике. Мои дети умеют считать до двадцати, знают обратный счет от десяти, знают цифры и свободно решают примеры в пределах десяти. На занятиях по рисованию знакомлю детей с известными художниками: Левитаном, Шишкиным, Юоном, рассматриваем репродукции картин. На этих занятиях подвожу детей к пониманию того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем– либо, но и присутствует определенное настроение. Темы для рисования стараюсь брать самые интересные, например, “Весело и грустно”, “Моё любимое животное”, “Герои сказок”. Обращаю внимание детей на разные эмоциональные состояния, которые постоянно присутствуют в жизни людей, показываю, как при этом изменяется мимика лица.
     Со старшими детьми провожу занятия по татарскому языку. Дети знают много татарских слов и уже составляют рассказы из 2-3 предложений, знают несколько стихотворений. На всех занятиях использую дидактические игры, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка.
    Обобщаю свой опыт на уровне района, охотно делюсь своим мастерством с коллегами других детских садов. Выступаю с докладами и Мастер – классами. На августовской конференциии в 2007 году показала занятия “Берегите природу”, в 2008 году “Если хочешь быть здоров”.
     За годы своей работы в детском саду я старалась прежде всего подметить успехи, найти правильный подход к каждому, сберечь детский огонек пытливости, любознательности. Глубокая вера в ребенка, в его возможности быть хорошим человеком, любовь к детям сотавляют единую основу моего педагогического оптимизма.
      Важно помнить при этом, что творчество ребенка рождается творчеством воспитателя.
    Слова известного педагога Ш.А. Амонашвили созвучены моему пониманию назначения образования, педагогики: “Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии пробщить детей к процессу созидания самих себя”.
     Чего греха таить: трудна наша работа. Я точно знаю, что самая трудная и самая легкая дорога – дорога в детский сад. Но я каждое утро снова иду на работу, чтобы окунуться в бесконечные дела, заботы, волнения, переживания, а главное, в эти бездонные детские глаза, ждущие от меня чуда. Но чудо не всегда удается. Что делать... надо жить, просто жить, гореть и не угасать, к чему и сводится вся моя жизнь. Я глубоко верю в детей, в их возможности быть хоршими людьми. Каким будет наше будущее, зависит именно от них, а значит, и от нас самих в первую очередь.      
     Россия... Родина... Земля моя... Как претерпели изменения эти понятия за последние годы, исказился их истинный смысл в сознании наших детей, исчезло чувство “Родины”. Неслучайно народная пословица гласит: когда мелеет река, идут к истоку. Я иду по узкой и тернистой тропинке к этому роднику, которая, как я надеюсь, ведет к возрождению русской духовности, народности.
     Счастливый ли я человек? Да! Я счастливый человек! Я люблю свою работу. Люблю своих воспитанников. Мне приятно общаться с родителями. Я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами и получаю от этого удовольствие! Я счастливый человек, потому что с радостью и любовью свои знания,свой опыт, свое “сердце отдаю детям”!
     Решив стать воспитателем, я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к её вершинам -Доброте, Истине, Красоте.
   
 












 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги, которые сформировали мой внутренний мир - это произведения русских классиков, такие как: А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой и др., и  конечно же русские народные сказки.

Мой взгляд на мир

Я считаю, что наше будущее зависит от того, как мы воспитаем наших детей, будущее поколение.

Поэтому я осознанно выбрала профессию воспитатель дошкольных учреждений.

 

Мои достижения

 
 
 

 

 

Моё портфолио


 
      Чтобы говорить о себе как о «мастере своего дела», хочу вспомнить, как же все это начиналось, какими путями я шла к своей профессии и почему Главной Профессией Моей Жизни стала работа с дошкольниками.
     Немного воспоминаний
     Стать воспитателем я мечтала с самого детства... Я всегда любила водиться с малышами. После окончания Кайбицкой средней школы я поступила учиться в Казанское педагогическое училище №2
     Мои первые впечатления о профессии.
     На втором курсе каждую пятницу мы ,студенты, ходили на практику в детский сад. И то, что мне ещё девчонкой в детстве казалось таким простым и легким, оказалось сложным и трудным. Нужно было найти свой ключик к сердцу каждого малыша. Я жила от пятницы до пятницы и не могла дождаться   заветного дня практики. Меня увлекало все: разучивание детских песен, организация и проведение занятий, выстраивание связи между разделами занятия. Особенно мне нравилось рисовать и клеить дидактические пособия, подбирать иллюстративный материал... Мне понравились и полюбились и новые предметы, и педагоги. Все меня увлекало, все было в радость! Я не раз вспоминала и тот детский сад, и ту оставившую яркий эмоциональный след в моей душе практику.
     Хотелось бы сказать, что у меня природный дар, но, на самом деле, скорее, совокупность нескольких составляющих.  Во – первых, просто я очень люблю детей, во-вторых, я довольно неплохо представляю себе, каков по характеру, по поведению каждый «мой» малыш, и в-третьих, я достаточно строгий воспитатель.
     Я с самого начала стараюсь со всей внимательностью отнестись к ребенку, понять, какой у него характер, что ему нравится, что интересно, чего он не любит или боится, – и к каждому нахожу свой подход. Ну и плюс ко всему этому – малышам со мной не скучно. Я не ленюсь по максимуму занимать их всякими играми, читать книжки, строить какие-то домики, придумывать что-то новое – помимо тех обязательных занятий, которые у нас проходят. Вот и получается, что малыши целый день при деле, плюс заняты тем, что им нравится.
      Скажем, вот есть у меня несколько очень активных деток, я точно знаю, в какой момент слушать книжку им надоест и они побегут громить замок. Ну и не буду я их насильно удерживать вместе с остальными, пусть лучше порезвятся в свое удовольствие. Или есть Женя, которая готова весь день просидеть с книжкой или с рисованием,  и не нужны ей эти «салки-бегалки». У меня для нее есть специальный уголок, где ей особенно никто не мешает.      
Тяжело порядок поддерживать со всей этой толпой детишек?
     Главное в моей работе – опять же – индивидуальный подход: успеть вовремя заметить, когда кому-то захотелось нахулиганить, отобрать игрушку, стукнуть соседа кеглей по голове, поплескаться в раковине. И тут, кстати, недостаточно просто предотвратить конфликт, тут еще и очень важен воспитательный фактор. У меня в группе детишки от двух до шести лет, кто-то уже более-менее умеет себя вести в детском коллективе, а кого-то родители только «вывели в люди».
 И очень важно не просто не дать отобрать игрушку, а объяснить - вот именно в тот момент, когда происходит эта стычка - как себя надо или не надо вести в такой ситуации и во многих других, аналогичных. Я вообще не сторонник того, чтобы дети сидели смирно . Наоборот, должны играть, должны учиться общаться, в том числе и в конфликтных ситуациях, ведь мы не зря называемся воспитателями, наша задача – именно научить, подготовить ребёнка к общению.  
        А бывает так, что ребенок не слушается.
       Случается. Но тут, знаете, такое дело: меня дети слушаются, это… как аксиома. Но бывает так, что в семье совершенно другая модель поведения, например, ребенку можно абсолютно все. И получается так, что, пока малыш в саду, он слушается отлично. А стоит ему долго посидеть дома (заболел, скажем) – «настройки» сбиваются, и по возвращении в сад приходится его опять немного воспитывать. Но, кстати сказать, я никогда не ставлю себе целью перевоспитать кого-либо, мне всего лишь надо, чтобы, будучи в группе, малыш не создавал проблем другим детям и самому себе. Понятно, что то, как он будет себя вести, далее определяют родители, и в общем, это их ребенок, и им с ним иметь дело в дальнейшем.
    Общение с детьми.
     Я очень люблю детей, мне доставляет огромное удовольствие с ними общаться, видеть их улыбки, строить с ними замки и рисовать бабочек, получать в подарок их поделки, укладывать их спать и гоняться с ними в салочки. У моих детей такая потрясающая энергетика! Кроме того, будучи во взрослом мире, как-то забываешь о том, как сам был ребенком, теряешь остроту впечатлений и чистоту реакций, а это как раз то, чего мне терять не хотелось бы.    
    Прошло более 25 лет с того дня, как я перешагнула порог своего детского сада в качестве воспитателя. И за все это время мой интерес к профессии не только не ослаб, более того, я нахожу в ней все новые и новые грани неизведанного.
     Принимаю активное участие в работе районного  методического объединения воспитателей ДОУ: разработала и провела более 15 открытых занятий с детьми всех возрастов. Приятно сознавать, что опыт моей работы заложен в методическую копилку, он будет интересен и полезен моим коллегам.
    В поисках новых граней в работе с детьми я систематически прохожу курсы и повышаю свой профессиональный уровень.
     Занятия, проводимые в ходе курсов,  значительно повлияли на мои взгляды относительно роли, значения, функции театра, где играют дети. Я изменила не только свои взгляды на театрализованную деятельность в детском саду в целом, но по-новому стала выстраивать сами занятия с детьми, другим стал подход к выбору литературного материала. Изменилась форма спектаклей, даже их продолжительность и, конечно же, содержание. Для меня стало важно не просто разыгрывать сказки, иллюстрировать их сюжет, надевая на детей костюмы тех или иных персонажей (так делала я раньше), а прежде всего что-то новое. Нравственная тематика стала решающей при выборе мною литературного материала для постановки его с детьми.
     Нравственное воспитание - основная и направляющая линия в воспитательно-обучающей работе с детьми. И в этом я, чувствую, действительно достигла достаточно высокого уровня профессионального мастерства для того, чтобы назвать себя Мастером своего дела: у меня есть свой подход, своя методика работы по нравственному воспитанию дошкольников.
      2008 год стал для нашего сада и для меня лично особенно значимым. Мы со своими детьми выступали в районном клубе, показывали театрализованное представление «Золушка». Многие дети раскрылись для меня с новых сторон, это дало мне возможность скорректировать и улучшить работу с ними в плане личностного индивидуального подхода к формированию познавательных интересов конкретных детей, развития заложенного в них творческого потенциала.
Я – мастер своего дела
    Попытаюсь обстоятельно ответить на возможные вопросы: «Вправе ли я присвоить себе высокое звание мастера своего дела?», «Какие критерии оценки педагогической деятельности следует ставить на первое место – деловые качества, его творческие способности  или владение современными технологиями?». А может быть, всё проще, и  оценку своей работы лучше будет услышать из уст моих воспитанников?
     Современный итальянский философ Э. Агацци  характеризует особенности и способности человека так: «…Каждое человеческое действие сопровождается представлением о том, каким ему “следует быть”… Мастер, создающий инструмент, уже знает, каким он “должен быть”, и обычно он признает, что его инструмент несовершенен в сравнении с тем, каким он “должен” быть соответственно представлению о нем, то есть с тем, что можно назвать “идеальной моделью”… Когда деятельность человека не направлена на создание конкретного специфического результата, тогда, “должно быть», “совершенный, идеальный способ” более относится к характеру выполнения действий. Таковы говорение, писание, рисование, танец, аргументирование. Такие виды деятельности оцениваются по их исполнению, в этих случаях оценки выражаются словами “хорошо” или “плохо”».
     Как, оказывается сложно оценить самого себя! Ведь для этого необходимо проанализировать, пожалуй, всю свою жизнь.
Зато я знаю точно, что дети учатся жизни у нас, взрослых, и у меня тоже. Всю свою сознательную жизнь я стараюсь соответствовать своему главному жизненному ориентиру «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». А главное, чему меня научила жизнь, –  не держать на людей зла, уметь прощать. Доброжелательное отношение ко всему, что меня окружает – к миру, к людям – помогает мне находить выход из любой жизненной ситуации. С  коллегами я всегда стараюсь быть корректной. В большом коллективе это качество помогает мне находить общий язык с различными по характеру и возрасту людьми. А к детям стараюсь относиться так, как относится к ним заботливая, но строгая мама и добрый друг.
     Моё профессиональное кредо – регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, месту, которое занимаешь.


       Вместо эпилога
     Меня всегда волновал и волнует профессиональный уровень кадров работников дошкольных учреждений. Ведь нам вместе создавать Детский сад будущего, тот сад, где маленькому человечку будет тепло, светло, уютно, прежде всего от того, что окружать его будут люди любящие, знающие свое дело, мастера своего дела, люди, которые пришли в этот дом по призванию, по велению своего доброго, чуткого, открытого для детей сердца. Построить этот дом мы сможем только своими заботливыми руками, своим неравнодушным сердцем, своей щедрой душой. Вот тогда-то наши детские сады и станут самым лучшим местом для наших ребят, для их родителей, для нас самих.
         Давайте каждый на своем месте начнем отдавать детям все, что мы знаем, что  мы     можем, чего хотим, о чем мечтаем. И тогда у нас с вами все получится.

***
Однажды самый способный ученик пришел к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? В то же самое время он держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках.
Так гласит мудрая и нестареющая притча…

























 
     

Добавить грамоту в портфолио