Фалина Алена Сталиевна

сайт учителя физики

Довольно делили - давайте умножать!

Профессия: учитель физики

Профессиональные интересы: проектная деятельность, научно-исследовательская работа

Увлечения: домоводство

Регион: Республика Саха(Якутия)

Населенный пункт: г. Алдан, Алданский район

Место работы: МБОУ - Алданский лицей МО АР

Звание, ученая степень: отличник образования РС(Я)

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/falina-alena-stalievna
"Открытие - это выход из безвыходного положения..."
С. Соловейчик

    Физика – наука о природе, наука обо всем, что вокруг нас. Ребенок, занимаясь изучением природных явлений, преодолевает страх неизведанного, что помогает ему обрести уверенность в себе и в собственных силах, ощутить себя частицей окружающего мира, почувствовать гармонию с природой. От понимания целостности мира приходит понимание своего «Я». Главный стимул учиться, по моему мнению – неизвестность. 

О себе

Я родилась в 1968 году   в городе Алдане. В 1985 году успешно закончила школу № 1.  С детства проявляла интерес к  математике, физике и химии. Видимо благодаря своим учителям Кондакову В.Г., Демьянчик Э.Р. и Белоусовой Л.В. В 2002 году пришла работать в Алданский республиканский лицей преподавателем физики в младших классах. В 2004 году поступила в Хабаровский педагогический институт по специальности «Педагогика и психология».  Я занимаюсь обобщением и распространением собственного педагогического опыта на разных уровнях.

Целью моей учебно-воспитательной деятельности можно считать:

 формирование личности, способной адаптироваться к современным условиям, умеющей самостоятельно принимать решения, добывать и применять знания.

Задачи, которые я ставлю перед собой для достижения цели:

  • обеспечить единство восприятия физической картины мира учащимися на основе создания высококультурной предметной среды;
  • организовать образовательное пространство на уроке таким образом, чтобы учащиеся обретали опыт осознанного выбора и эффективного продвижения вперед в освоении физики;
  • реализовать одну из главных педагогических идей, сформулированную еще Я.Корчаком, идею «самоценности детства»;

«Детство – это не подготовка к жизни, а сама жизнь».

    Для достижения целей использую личностно-ориентированную технологию,      включающую в себя интерактивную методику развития критического мышления, проблемное и проектное обучение, модульное обучение, дифференциацию, индивидуализацию, а также методику включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

      Обустраивая образовательное пространство на уроке, делаю акцент на:

«феноменологическом» подходе (сначала – «физический смысл» - ситуация или явление, а затем - физическое понятие), поиске простых, наглядных и содержательных экспериментов, связи с жизнью и практической направленности, развитии логического мышления, приоритете самостоятельной деятельности (исследование, эксперименты, проекты, задачи), изучении природных явлений с активным включением эмоциональной сферы ребенка, использовании  информационных технологий.

Критериями приближенности к цели могут быть, на мой взгляд, такие очевидные вещи (не надо особых исследований и анкетирований) как: желание ребенка идти на урок физики, активное включение в процесс добывания знаний (самостоятельно, в группе и т.д.), способность ребенка без методических указаний разобраться в сложном физическом явлении и оборудовании, их изобретательность и умение «найти выход из безвыходного положения», способность детей добыть знания, а не получить их в готовом виде.

     Для того чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным, не нужно развлекать детей и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей в их ощущении роста, движения, достижения трудного.

    Прогрессирующая специализация содержания учебной литературы и образовательных программ вели к увеличению фактологических знаний, которыми должны овладеть школьники. В результате возникало противоречие между развитием содержания и формированием навыков поисково-исследовательской деятельности одной из основных ценностей естественнонаучного образования.

По недавно проведенному в лицее исследованию я могу смело утверждать, что интерес к изучению естественных наук растет. Причиной можно считать новый подход к изучению этих дисциплин, включающий в себя такие формы работы как: эксперимент, исследование, проект, результат которых обсуждение и анализ, дискуссия и аргументирование мнения, конкретный продукт (реферат, пособие, рекомендации и т.д.)

 Если раньше экспериментальные и лабораторные работы носили только обобщающе-повторяющий характер, то сейчас – исследовательский и ориентирующий характер с полным циклом, включающим в себя наблюдение, выдвижение гипотезы, эксперименты, проверку и публичную защиту выводов.

 Дети, как и взрослые, могут чему-нибудь научиться только тогда, когда сами этого захотят.

Насильственное обучение, как и принудительное питание, часто вызывает несварение и не идет впрок! То, что учат по принуждению, очень редко прибавляет знаний. Такие знания улетучиваются, как только надобность в них пропадает.

Успех, одобрения,  признания усиливают желание учиться, а вот упорные неудачи  убьют его навсегда.  При познании нам почему-то важнее всего конечный результат: оценка, диплом, работа, деньги в такой последовательности. А ведь познание – это процесс, а не «продукт», процесс, не прекращающийся всю жизнь. 

         Мы пренебрегаем потребностью учиться и познавать, которая свойственна молодости и детству. А сколь многому мы можем научиться у детей с их свежим видением мира, который они только что открыли, с их способностью удивляться и восхищаться, с их поразительной  логикой, с той чистой радостью и остротой, которые дарит им познание.   

     Большое спасибо судьбе за то, что мне встретились учителя, которых я никогда не забуду, учителя, которые открыли мне глаза, изменили мою жизнь, раздвинули стены класса и привили любовь к познанию, искренне веря в меня. 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Маргарет Митт. "Культура и мир детства".

Джанни Родаре. "Грамматика фантазий".

Митина Л.М. "Учитель как личность и профессионал".

Никифоров Т.С. "Психология здоровья".

Шадриков В.Д.  "Происхождение человечности".

Л.И. Федорова "Требовавния к современному уроку".

Вяземский Ю.П. и др. "Происхождение духовности".

А.Аверченко. Тэффи. "Возвращение".

 

 

 

Мой взгляд на мир

     Политехнический и естественнонаучный цикл предметов предусматривает вовлечение во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и  экспериментальной верификации выводов. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того, чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах.  Учитель не должен забывать о том, что обучение на деятельностной основе – это совместная работа его как организатора (и  только!) деятельности учащегося, занимающегося этой деятельностью.

 

Моё портфолио

На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся, заканчивающие  школы, насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Научно-исследовательская  и  научно-практическая  деятельность формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их  достижения, с освоением различных методов. Трудности при организации научно-исследовательской деятельности учащихся:

-слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;
- большая загруженность учащихся;
-боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;
-наукообразие в образовательном процессе, оторванное от жизни знание.

Школа юных исследователей - это ответ продвинутой молодежи на вызовы нового века, обусловленный  инновациями на пути к ноосфере и устойчивому развитию.  В условиях современной глобализации Школа юных исследователей  может стимулировать рост социальной ответственности и подъем творческой активности учащихся при решении конкретных задач, связанных с развитием  России.   

Добавить грамоту в портфолио