Главные вкладки
Краснопеева Елена Николавена
Цветик-Семицветик
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: интегрированное обучение
Увлечения: вышивание
Регион: Республика Бурятия
Населенный пункт: г.Улан-Удэ
Место работы: МБОУ СОШ №32
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-krasnopeevaНикогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери.
1 сентября 2010 года в МБОУ СОШ №32 был организован учебный класс в количестве 32 человек. Именно тогда на свет появилась наша маленькая семья под названием "Цветик-Семицветик"! С первых месяцев обучения наш класс начал показывать отличные результаты! Некоторые ребята отличились в спортивных мероприятиях, а некоторые даже поучавствовали в научно-практической конференции, впоследствии заработав 1 место по республике Бурятия. Наш классный руководитель- Краснопеева Елена Николаенва, очень грамотный педагог и верный товарищ в любых наших начинаниях!
О себе
Мой педагогический стаж- 19 лет. В 1986 окончила БГУ (бывш. БГПИ им.Д.Банзарова) .
Мой взгляд на мир
Вмире все прекрасно, только это нужно увидеть!
Мои достижения
Методология и методы психолого-педагогического исследования
Педагогическое исследование– процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса обучения и воспитания, их структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах. Научно-педагогическое исследование основывается на точно установленных фактах, которые допускают их эмпирическую проверку. Оно опирается на уже известные теории, отличается целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов.
Классификация исследований на фундаментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования открывают закономерности педагогического процесса, общие теоретические концепции науки, разрабатывают ее методологию, историю. Они направлены на расширение научных знаний, указывают пути научного поиска, создают базу для прикладных исследований и разработок.
Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами школоведения, подготовкой учителей. Предмет прикладных исследований более ограничен и нацелен на практический результат. Прикладные исследования в большинстве случаев продолжают фундаментальные, но и могут предшествовать им. Они выступают промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки.
Разработки прямо обслуживают практику, содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности. К ним относят: программы, объяснительные записки, учебники, инструктивно-методические рекомендации. Разработки продолжают прикладные исследования, связывают их с практикой, оказывая на нее непосредственное влияние.
Методология исследования.На философском уровне методологию трактуют как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Для того чтобы определить место методологии в общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают несколько уровней методологии. Первый уровень – философские знания. Второй уровень - общенаучная методология, содержащая системный, деятельностный подходы, характеристику разных типов научных исследований, их этапы и элементы (гипотеза, объект, предмет исследования, цель, задачи и т.д.). Третий уровень – конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике. Некоторые ученые выделяют также четвертый уровень, создаваемый методикой и техникой исследования.
По мнению В.В.Краевского, в настоящее время сформировалось следующее понимание этой научной отрасли: методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогичской теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценки качества исследовательской работы.
Можно условно выделить два основных этапа, два характерных уровня научного исследования:
а) эмпирический;
б) теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала.Теоретический этап и уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т.е. объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях вырабатываются принципы действия, рекомендаций о практическом воздействии на эти явления.
Таким образом, научно-педагогическое исследование осуществляется в определенной логической последовательности:
1 этап. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности, определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточных целей исследования и соотнесенных с целями задач.
2 этап. Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.
3 этап. Построение гипотезы исследования – теоретический конструкции, истинность которой предстоит доказать.
4 этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
5 этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента.
6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
7 этап. Выработка практических рекомендаций.
Научно-исследовательская работа студентов оформляется в виде курсовых и дипломных проектов, которые состоят из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений, что составляет структуру психолого-педагогического исследования.
Во введении дается обоснование актуальности и мотивов выбора темы; характеристика основных параметров научного исследования: объекта, предмета исследования, цели, гипотезы, задач, методов, этапов проведения и практической значимости исследования.
Первая глава – теоретическая - содержит анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе и в массовой педагогической практике, который включает:
· историко-педагогический аспект;
· ведущие концепции, положения, понятия современной педагогической теории по данной проблеме.
Требуется четко выделить опорные теоретические позиции, из которых нужно исходить при разработке основных вопросов темы исследования.
Во второй главе – практической, методической, опытно-экспериментальной – следует проанализировать педагогический опыт работы по данной проблеме, а также содержание и результаты собственной опытно-экспериментальной работы, показать динамику процесса формирования.
В заключении делается обобщающий вывод по всей теме на основе теоретических выводов первой главы и данных эксперимента, предлагаются рекомендации, советы по совершенствованию практической педагогической деятельности в исследуемом направлении. Затем приводится список литературы.
Каждая наука разрабатывает и использует методы исследования, отражающие ее специфику; их выбор обусловлен неоднозначностью протекания педагогических процессов, множественностью фактов, одновременно влияющих на их результаты, - это требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов, проверки и перепроверки полученной информации. Метод – это путь познания, способ построения и обоснования научного знания.
Сложность методологической структуры современных исследователей вызывает потребность в классификации методов, которая охватила бы всю систему операций в целом. Одной из приемлемых с этой точки зрения является классификация, когда все методы исследования разделяются на четыре группы:
· организационные;
· эмпирические;
· методы обработки данных;
· интерпретационные методы.
Существует и другая классификация, согласно которой методы исследования делятся на две большие группы:
1) общенаучные, которые в свою очередь подразделяются на общетеоретические, социологические, социально-психологические, математические;
2) конкретно-научные, которые делятся на теоретические и эмпирические.
В психолого-педагогических исследованиях используются как общенаучные, так и конкретно-научные, теоретические и эмпирические методы.
Эмпирическими методами в педагогике называют методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания учебно-воспитательной действительности, что обогащает эмпирическую основу исследования и создает базу для дальнейшего теоретического познания.
Метод наблюдения.В зависимости от цели наблюдения предметом внимания наблюдателя может стать та или иная деталь. Причем, если наблюдение ведется большой группой людей, оценки подчас бывают прямо противоположными. Следовательно, наблюдение может быть объективным методом научного исследования лишь при наблюдении ряда условий. Научное наблюдение отличается от обыденного систематичностью, контролируемостью, точностью.
Наблюдение как научный метод служит определенной исследовательской цели, носит систематический характер, результаты его фиксируются. Основное преимущество его в том, что дает данные о поведении, делах, поступках людей. Оно требует активного сотрудничества исследователя с испытуемым.
Чтобы квалифицированно вести наблюдение нужно:
а) четко поставить вопросы, на которые исследователь желает иметь ответы;
б) соблюдать плановость и системность;
в) быть способным разложить процесс восприятия на этапы;
г) уметь сопоставлять факты и делать объективные умозаключения.
Различают виды наблюдений: систематическое и простое; непосредственное и опосредованное, кратковременное и длительное.
Систематическое наблюдениесопровождается различными средствами контроля над впечатлениями наблюдателя с помощью статистических данных, вопросников, диктофонных записей и др.
Простое наблюдение – наблюдение в обиходе, последующей регистрацией. Оно, в свою очередь, делится на включенное и не включенное. При включенном исследователь на определенный длительный срок включается в жизнь наблюдаемой группы, принимает участие в жизни группы. Здесь наблюдатель – участник.
Эксперимент.Понятие «эксперимент» имеет много трактовок. В Краткой философской энциклопедии эксперимент определяется как «планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении». В словаре «Психология» под редакцией А.В.Петровского понятие эксперимента рассматривается как «один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, который отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении или развитии изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между «переменными». В отличие от других эмпирических методов исследования эксперимент имеет ряд особенностей, характеризующих его преимущество.
Знания и научные факты, выраженные в языке, предполагают определенную мыслительную обработку. Эмпирические исследования, основанные на методе научного наблюдения, вопросников или педагогическом эксперименте опираются на определенную теоретическую концепцию. Поэтому нельзя провести четкую грань между теоретическими и эмпирическими исследованиями и соответствующими им методами. Такие средства познания, как абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение и обобщение, индукция и дедукция, являются составной частью как эмпирических, так и теоретических исследований в педагогике.
Методы моделирования.Способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели и результаты исследования переносятся с модели на объект, называется метод моделирования. Важная методологическая задача науки заключается в том, чтобы определить, при каких условиях та или иная модель приобретает прогностическую функцию, какие имеются ограничения и допущения для интерпретации вывода о свойствах и отношениях между элементами модели в качестве предсказания еще не описанных свойств и отношений между элементами объекта. Для построения моделей требуется глубокое и всестороннее проникновение в сущность прогнозируемых явлений, а также необходимы математические знания.
Ведущие тенденции развития современного образования в России
Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом обуславливается потенциальными возможностями и имеет некоторые тенденции.
Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий.
Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования. Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.
Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.
Соответственно, информационные технологии и образование — это две тенденции, которые в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют новую эпоху и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
– модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
– формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;
– обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров
Согласно распоряжению премьер-министра В.В. Путина от 3 февраля 2010 года, создан департамент науки, высоких технологий и образования правительства Российской Федерации. В сферу ведения нового департамента войдут вопросы государственной политики в области научно-технического обеспечения инновационного развития российской экономики, модернизации системы профессионального образования в стране, кадрового обеспечения в сфере образования и науки, особенно в перспективных инновационных областях, формирования национальных исследовательских центров, сети федеральных и исследовательских университетов
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.
Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании.
А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.
Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
• формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
• системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
• построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
• постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;
• создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.
В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования.
Формирование новой модели подготовки специалистов, учитывает не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную.
Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки специалистов на современном этапе. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В этой модели специалиста, цели образования, связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Если целью профессионального образования является обучение человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, то целью компетентностной модели специалиста является обучение работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях.
Переход на ФГОС: соответствие мировым критериям, системно-деятельностный подход и т.д.
Создаваемая единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Таким образом, становление и развитие открытой образовательной системы предполагает разработку современных технологий качества, включая технологии качества управления этими сложными системами.
Моё портфолио
Добро пожаловать на мини-сайт 3 "е" класса МБОУ СОШ №32, г. Улан-Удэ, респ. Бурятия!
Здесь есть полная информация о жизни нашего класса: его классные и внеклассные мероприятия, решения родительских собраний и т.п.
В приложениях есть слайд-шоу с материалами из личного архива класса.
Классный руководитель: учитель начальных классов Краснопеева Елена Николаевна.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты