Белякова Елена Борисовна

Хо-хо

Профессия: тифлопедагог

Профессиональные интересы: тифлопедагогика

Увлечения: тифлопедагогика

Регион: Мурманская область

Населенный пункт: г. Кола

Место работы: МДОУ детский сад № 47

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-borisovna-belyakova

О себе

Умная, красивая.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Учебник по тифлопедагогике.

Моё портфолио

 

ФГОС ДО является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной организации, какие условия необходимы для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Стандарт преследует следующие цели:

•    обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

•    обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

•    сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Согласно федеральному образовательному государственному стандарту дошкольного образования, содержание Программы образовательного учреждения должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

В свете требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, использую формы и методы работы с детьми, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

 

  

 

 

 

1.Особенности развития цветовосприятия у детей с дефектами зрения.

 

Развитие зрительного восприятия  - одна из задач по реализации образовательной области «познавательное развитие».

 Особую значимость проблема зрительного восприятия приобретает для детей с нарушением зрения. Научными исследованиями доказано, что снижение функции зрения, приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия предметов и групповых композиций, замедленность их опознания, нарушает одновременность и дистантность восприятия.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения ребенок узнает о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. Любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации. У детей с патологией зрения наблюдается нарушение цветоощущения.

Патология цветового зрения проявляется в виде  цветослабости и цветослепоты. Способов лечения врожденных нарушений цветоощущений нет, но у детей постепенно развивается способность различать цвета по степени яркости.

Если медицинские плеоптические мероприятия направлены на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии и всевозможных раздражений колбочкового аппарата глаза светом и упражнениями, то коррекционно-педагогическая работа  в плеоптическом периоде ставит основной задачей формирование зрительного восприятия посредством раздражения цветом амблиопичного глаза ребенка.

Поэтому работа по формированию сенсорного восприятия, а именно по развитию у детей с нарушением зрения цветоразличения, цветоощущения способствует не только развитию зрительного восприятия, но и  является лечебной по поддержанию и восстановлению зрительных функций.

 Проблеме развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения уделяли особое внимание Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина, А.П. Григорьева, Рудакова Л.В.  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения посредством использования дидактических игр и упражнений как основы восстановления зрительных функций.

 

Исходя из актуальности данной проблемы мы разработали проект: «Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения посредством использования дидактических игр и упражнений как основы восстановления зрительных функций».

Определили цель проекта: повысить уровень развития цветового восприятия у слабовидящих  дошкольников  посредством использования дидактических игр и упражнений.

В соответствии с целью сформулировали следующие задачи:

-изучить и проанализировать передовой педагогический опыт по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, по сенсорному развитию дошкольников;

-выявить и создать условия для успешного развития цветового восприятия дошкольников в ходе предметно-игровой деятельности через дидактические игры;

-систематизировать подбор дидактических игр в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей с дефектами зрения, с учетом зрительной патологии.

Реализуя проект в образовательном процессе, коррекционную работу проводили по нескольким направлениям: непосредственная деятельность с детьми,  взаимодействие с педагогами и медицинскими работниками, сотрудничество с семьей.

В плеоптический период развитие цветового восприятия является основой восстановления зрительных функций. Поэтому на занятиях мы используем цветовую информацию, так как цветовая визуально-развивающая среда повышает мотивацию. Необходимо помнить о правильной оценке и подборе хроматического контраста между предметом и фоном, потому что с этим связано либо комфортное, либо «усложненное» визуальное восприятие предметов.

Предполагаются следующие игровые упражнения:

-знакомство с цветовыми эталонами;

-соотнесение предметов по цвету;

-нахождение данного цвета в классификационных рядах;

-нахождение данного цвета в окружающем;

-локализация и называния цвета среди множества разноцветных объектов;

-составление рядов из аналогичных по цвету предметов;

-составление рядов предметов в ритмической последовательности;

-нахождение лишнего по цвету предмета;

-закрепление представлений о цвете в микро- и макропространственной ориентировке;

-формирование представлений о цветовой насыщенности;

-формирование представлений о теплых и холодных цветах;

-развитие и закрепление зрительного внимания, памяти цветоощущения.

Нами разработана и внесена в педагогический процесс система коррекционой  работы по развитию цветоразличения, цветоощущения у  слабовидящих дошкольников, она проводится в два этапа.

1 этап. Опознание предметных изображений по цвету.

На первом этапе учим детей различать основные ахроматические и хроматические цвета, их сочетания, а затем оттенки, закрепляем связи между названием и зрительным  представлением о цвете. Детям предлагаются задания на опознание изображений при вариации их хроматических характеристик:

цветового тона и чистоты цвета.

     Система упражнений на первом этапе коррекционных заданий по опознанию простых предметных изображений предполагает мероприятия на определение изображений по цвету:

-выделение заданного цвета их цветовой гамме;

-построение цветовых рядов при снижении насыщенности и яркости цвета;

-сопоставление цветовых рядов с цветовой матрицей;

-прослеживание цветовых рядов с постепенным понижением цветового контраста;

-опознание и построение различных цветовых сочетаний.

          2этап. Упражнение на опознание предметных изображений по цвету.

          Для отработки приемов узнавания, называния, выделения цвета в oкружающем используются различные задания на опознание изображений по цвету:

Младшая группа. «Найди все красное», «Собери цветы», «Сравни и назови цвет».

Средняя группа. «Найди свой домик», «Морские волны», «Закончи узор».

Старшая группа. «Подбери по цвету и оттенкам», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно?», «Назови вокруг себя все зеленое, оранжевое, коричневое».

Подготовительная группа. «Найди в рисунке синие большие круги, маленькие красные круги», «Найди такой же узор по цвету среди других цветовых сочетаний», зрительные диктанты на запоминание и разложение предметов в заданной цветовой гамме.

Система образовательной деятельности включает следующие формы работы: совместная деятельность с детьми (интегрированная, тематическая), дидактические игры, самостоятельная деятельность детей, ознакомление с художественной литературой, прогулки, целенаправленные наблюдения, праздники и развлечения, игры-эксперименты, коррекционную работа по индивидуальным образовательным маршрутам, включение ребенка в доступные ему виды деятельности (физическое развитие, речевое общение, музыкальное развитие, изобразительную деятельность).

 

Цветовосприятие - это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Значение развития цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений, что создает формирование предпосылок учебной деятельности.

Важная роль в развитии цветового восприятия принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Был составлен перечень и описание дидактических игр и пособий по развитию цветовосприятия. Далее подбирали игры под цели и задачи каждого этапа работы. На основании этого разработали перспективный план работы по развитию цветовосприятия детей посредством дидактических игр.

Работа по развитию зрительного восприятия  заключалась в поэтапном формировании представлений о сенсорных эталонах цвета, на которых использовались разные дидактические игры, направленные на формирование представлений об эталонах цвета и использование их в речи при соотнесении со свойствами окружающих предметов: «Найди такого же цвета», «Разноцветная дорожка» (цветные палочки), «Цветочная полянка» (пробкография), «Найди пару», «Где мой сапожок», «Мой цветочек аленький» (прищепки) «Воздушные шарики» (цветные нитки), «Помоги рыбкам», «Собери капельки в стакан», «Цветные паровозики», «Зажги фонарик», «Собери бусы для мамы», «Волшебная банка для сока», «Сплети коврик», «Живая неделя», «Вчера, Сегодня, Завтра», «Времена года» и др.

Мы использовали картины в черно-белом изображении. Дети рассматривают их через цветные фильтры. Здесь развитие цветового восприятия идет путем растормаживания колбочкового аппарата глаз.

Для детей с тяжелыми формами амблиопии рассматривание наглядности в силуэтном и контурном изображении проводили через красный фильтр. На последующих занятиях использовали оранжевый и желтый фильтры, а дошкольники со средней степенью амблиопии  рассматривали изображения через фильтры различного цвета.

В работе по развитию зрительного восприятия  использовали как традиционные дидактические игры, материалы и пособия, такие как, разноцветные мячики, сухой бассейн, вкладыши, конструкторы, пирамидки, матрешки, центр песка и воды, формочки, разноцветные ленточки, султанчики, мозаики, муляжи фруктов и овощей, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера и т.д., так и самостоятельно изготовленные из баночек, пластмассовых бутылок, крышек от бутылок, формочек, теннисных и маленьких резиновых мячиков, пустые формочки от киндер-сюрпризов, различного бросового материала.

Следует отметить, что вся работа проводилась в тесном сочетании с художественным словом (загадки, стихи, рассказы, сказки), физминутками и упражнениями для глаз в стихотворной форме, музыкальными играми, песнями, инсценировками, с подвижными играми, использовались приемы коррекционной работы: штриховка, рисование по трафаретам, обводка через кальку, рисование по точкам, вышивание цветными нитками на картоне пластмассовой иглой, плетение ковриков из бумаги, проволоки, клеенки и др.

Углубленно работая  над этой проблемой, мы пришли к таким выводам:

-самым рациональным способом по изучению цвета является прием приложения, когда два цвета вплотную прилагают друг к другу. Ребенку несложно обнаружить сходство или различие цветов;

-процесс развития цветоощущения очень сложен, объясняется это тем, что свойство не может быть выделено путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой;

-в изучении цвета необходима «радужная» среда – игрушки и пособия ярких цветов, чтобы каждый ребенок мог видеть и соотносить цвета;

-цвет способствует тренировке и активизации зрения;

-хорошо оформленный дидактический материал облегчает ориентировку, тренировку глазодвигательных мышц;

-цвет служит средством выделения объема предмета, что способствует развитию бинокулярного зрения;

-на основе цветового восприятия активизируется словарь детей;

-дети меньше наклоняются над яркими пособиями, меньше сутулятся, что укрепляет зрение и сохраняет осанку; лучше замечают мелкие детали, что позволяет им получать четкие и точные представления о рассматриваемых предметах.

 Мы постарались создать в группе комфорт и уют: сделали так, чтобы детям были доступны все игрушки, строительные материалы, дидактические игры.

Родители - активные участники по созданию развивающей среды группы. Ими созданы книжки-малышки: «Что рисует карандаш», «Книжки-платочки», кн«На даче», «Колобок», книжки по развитию  тактильных ощущений; приобретен яркий пластмассовый строительный материал, развивающие пособия : палочки Кьюизенера, блоки Дьенеша, мозаики, конструктор «Лего», яркие игрушки. Бабушки обшили кукол в нарядную яркую одежду, мамы сшили подушки «сюрпризы» - четырех основных цветов, где в кармашках под замочком спрятаны подарки.

Сотрудничество с родителями необходимо для того, чтобы направить общие усилия на развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения. Было проведено родительское собрание, представлены дидактические игры, их цели и задачи. В информационном родительском уголке был подобран консультационный материал по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста со зрительной патологией. В индивидуальных беседах рассказываем родителям о содержании работы по ознакомлению слабовидящих дошкольников с цветом, о важности своевременного развития, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. В результате многие родители заинтересовались вопросом и стали уделять ему много внимания и дома: рисовать, лепить, складывать мозаику, собирать конструктор, клеить элементарные аппликации и т.д.

Успешность работы определяется тесным контактом с врачом-офтальмологом, воспитателями, логопедами, физкультурным и музыкальным руководителями. Использовались следующие формы работы в этом направлении: открытые мероприятия; мастер-классы; тренинги; семинары-практикумы; распространение опыта работы среди коллег; электронная почта; консультации на сайте образовательного учреждения.

Проведя педагогическое обследование по определению уровня цветового восприятия, отмечается положительная динамика. Результаты работы позволяют сделать выводы о том, что способность к цветоразличению и цветоощущению развивать и постоянно закреплять. У детей активизировались зрительные функции, повысилась и стабилизировалась острота зрения, что в дальнейшем обеспечивает своевременную подготовку к школе, дети стали более активны, любознательны, у дошкольников взрос познавательный интерес.


 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы