Цалковская Наталья Петровна

сайт учителя физики и математики

Всё будет хорошо.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Проектная деятельность

Увлечения: Вязание на спицах, чтение художественной литературы

Регион: Самарская область

Населенный пункт: Красноярский район, с. Новый Буян

Место работы: ГБОУ СОШ им.В.С.Юдина с. Новый Буян

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/calkovskaya-natalya-petrovna
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.
Руссо Ж-Ж

"Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится... "  Руссо Ж-Ж

 

 

О себе

Цалковская Наталья Петровна. Закончила Новосибирский государственный педагогический университет. Педагогический стаж 25 лет. Учитель физики и математики.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В. Осеева "Динка" , Максим Горький "Детство"

Мой взгляд на мир

Вместо того, чтобы осуждать людей, постараемся понять их. Постараемся постичь, почему они поступают именно так, а не иначе. Это бесконечно более выгодно и интересно, чем критиковать, это порождает взаимное понимание, терпимость и великодушие. Дейл Карнеги.

Моё портфолио

 Педагогическое эссе

 

       В настоящее время в современной школе очень остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Как же сделать учебный процесс более эффективным?

Сколько раз, анализируя проведённый урок, удивляюсь: что же сделала не так? Ведь так старалась, всё объяснила, вопросов не было, все всё поняли, но желающих отвечать на уроке почему то нет и опять не все ребята решили домашние задачи..... Думаю, что не одну меня посещали  такие мысли.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но под час и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика нет потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая  потребности к ним. Поэтому перед школой и учителями  стоит задача по формированию  и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, не смотря на большое количество исследований в этой области и изучению особенностей мотивации, учебная деятельность радости не приносит.

Тысячекратно цитируется применительно  к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, некоторых заставить «зубрить»  науку, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт. Это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чём  сущность потребности в знаниях? Как она возникает и развивается?

Мотив – это то, что побуждает  человека к действию. Известно, что основными мотивами  учебной деятельности являются познавательные, которые отражают желание и стремление  школьников к самообразованию, и социальные – связаны с различными видами социального взаимодействия (желание общаться, сотрудничать с другими людьми и т.д.). Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то он является внешним для ученика. В ходе обучения необходимо добиться, чтобы у учащихся сформировать, прежде всего, внутренние мотивы.

Мотивация учения опирается на наличие двух тенденций:

  1. Мотивация к достижению успеха;
  2. Мотивация к избеганию неудач.

В первом случае ученики в работе выдвигают позитивную цель, активно включаются в её реализацию, обучение вызывает у них при этом положительные эмоции, происходит мобилизация внутренних ресурсов и сосредоточениевнимания. Эти дети в дальнейшем выбирают себе профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам и способностям.

Во втором случаеу школьников цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены этому. Они неуверенныев себе, боятся критики, у них преобладают отрицательные эмоции, низкая самооценка и неверие в успех.

В настоящее время многие педагоги поняли, что нельзя строить обучение, стремясь как можно лучше наказывать за несделанное.Давно пришли к выводу, что успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обучения, организации деятельности учащихся. Отсюда не случаен повышенный интерес к современным педагогическим технологиям, которые больше ориентированы на обучаемого, чем на учебную дисциплину. Необходимо развивать у учащихся мотивацию именно путём стремления к успеху.

  • Укрепление чувства «открытости»  (через сотрудничество, совместный поиск);
  • Реалистичность целеполагания, адекватная самооценка (учить объяснять свои успехи и неудачи);
  • Обдуманное поощрение достигнутого учителем (не к способностям в целом, а к тем усилиям, которые прилагает учащийся);
  • Сравнение результатов не с другими, а с его собственными;

Важно, чтобы каждый ученик  вышел из деятельности с положительным личным опытом,  и чтобы в конце каждого урока у него возникла положительная установка (мотивация) на дальнейшее обучение. Все эти моменты находят своё отражение в методике проектирования компетентностно-ориентированной образовательной среды на уроке. При этом учитель направляет свою деятельность на создание таких условий, при которых учащимся не приходится, как раньше выучивать дома, они учатся (учат себя) на уроке. У них   формируется навык работы в группе, что стимулирует повышение самооценки, исключает ситуацию соперничества   и способствует повышению уровня учебной мотивации.  Учитель формирует у ученика навыки рефлексии, снижает уровень тревожности, снижает субъективную значимость ситуации и переносит акцент на осмысление деятельности. Формируется чувство адекватности оценивания, поскольку снимается субъективизм оценки, повышается уровень учебной мотивации, ориентируя на успех и совершенствование результата.   Учителю, стремящемуся сформировать устойчивую положительную мотивацию учения школьников необходимо опираться в своей деятельности на достижения современной науки, использовать для этого все пути и процесс этот длительный кропотливый  целенаправленный.

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы