Главные вкладки
Будаева Вера Шотавна
Сайт учителя "Истории"
Профессия: Педагог
Профессиональные интересы: История
Увлечения: История
Страна: Россия
Регион: Ханты-Мансийский АО
Населенный пункт: Пойковский
Место работы: Школа
Звание, ученая степень: -
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/budaeva-vera-shotavnaПока человек не сдается, он сильнее своей судьбы.
Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Будаевой Веры Шотавны, учителя истории, классного руководителя 6 «Б» класса. Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога. Задачи портфолио: показать умения учителя решать профессиональные задачи; проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; оценить профессионализм учителя. Краткая характеристика разделов портфолио. В разделе «Вступительный абзац к мини-сайту» даны общие сведения об учителе. Раздел «Мои достижения» информирует о конкурсах, курсах, публикациях в которых принимал участие педагог и учащиеся. В разделе «Мои публикации» помещены работы учащихся, методические материалы.
О себе
Образование - высшее: Владикавказское педагогическое училище, специальность - учитель начальных классов.Табольский педагогический инстетут имени Д.И.Менделеева,специальность-учитель истории
Стаж работы: 17 лет.
Категория - вторая
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
На формирование моего внутреннего мира повлияли книги Д. Карнеги, которые дают дельные советы о том, как приобрести друзей, оказывать влияние на людей и т.д. ...
Мой взгляд на мир
ГЮГО Виктор Мари [1802—1885] — великий французский поэт и романист, глава французских романтиков.
Мои достижения
Участие в конкурсе "Снейл": По россии 25 место по округу 1 место,
Моё портфолио
Описание опыта работы учителя истории и обществознания
"Инновационные технологии в рамках преподавания истории и обществознания".
Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении целей. В образовании одними из таких методов являются инновационные технологии.
Инновационный процесс в образовании тесно связан с исследовательской деятельностью. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским и проектным методам обучения. Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Я согласна с мнением Александра Ильича Савинкова, что используя различные варианты включения в собственную исследовательскую деятельность или проектирование, школьник сам научится тому, как вести исследовательский поиск. И если специально не развивать его исследовательские способности, то взяться им будет просто неоткуда.
Другими инновационными направлениями моей деятельности являются разработка и использование опорных конспектов, а также использование информационно - коммуникационных технологий на уроках, как обществоведческого цикла, так и на уроках кубановедения. В своей работе я отдаю предпочтение опорным конспектам с элементами условно-графической наглядности.
Данные технологии позволяют развивать:
- умения классифицировать;
- умения и навыки наблюдения;
- навыки экспериментирования;
- умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;
- умения и навыки работы с имеющейся информацией, её нахождение и ранжирование;
- формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;
- познавательных потребностей и способностей;
- умения создавать тексты опорных конспектов.
Цели и задачи работы по инновационным технологиям:
социализация учащихся;
развитие аналитической деятельности учащихся в истории, обществознании;
1) формирование компетенций на основе осознанного восприятия окружающего мира через внутренний субъектный опыт;
2) развитие творческой активности, исследовательской и проектной деятельности;
3) формирование активной гражданской позиции и чувства гордости за свою страну, край, город.
1. Использование опорных конспектов с элементами условно-графической наглядности на уроках кубановедения.
Идея кодирования знаний возникла ещё в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражения в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Затем схемы такого же характера появились в методических пособиях и по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов. В учебниках в конце разделов помещается «вид классной доски» со схемами, чертежами и записями, которые при объяснении должен воссоздать учитель. Так постепенно развивается идея обучения на основе компактных опорных конспектов. Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изображения – символы исторических событий и явлений. Исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Как показывают исследования, наблюдения предмета, явления оставляют в памяти учеников в среднем 90% воспринятого.
Как известно, хорошо продуманная графическая схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целостности. Значительно помогает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Главные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющего обращать внимание на логику его изложения, на главные факты и легко запоминать их.
Методика работы с конспектами-схемами на уроках.
Материал, предназначенный для изучения, учитель представляет в виде особых конспектов с опорными сигналами. Опорные символы помогают ученику запоминать единицы информации – факты главные и неглавные. Для идентификации в опорном конспекте они выделены разным цветом. Суть же самой системы работы заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения и ежедневного контроля над качеством знаний при помощи самих же учащихся.
В своей работе я использую памятку, разработанную В.Ф.Шаталовым:
1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком следуют в тексте.
3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.
7. Выделите значимые элементы цветом.
Работа с опорными конспектами включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома:
1. Развернутое объяснение учителем нового материала.
2. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка символов.
3. Изучение опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу, вклеивание учениками листов в свои альбомы .
4. Самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и листом с опорными сигналами.
5. Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти в тетрадях, хранящихся в кабинете истории.
6. Во время выполнения работы проходит индивидуальная проверка опорных конспектов учеников.
7. Воспроизведение несколькими учениками одного-двух блоков опорного конспекта на доске.
8. Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектом на повторительно-обобщающих уроках.
При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).
Курс «Кубановедение» был введен относительно недавно. Когда я стала его преподавать, то он столкнулся с некоторыми трудностями: во-первых, особенность курса в том, что он интегрирован из нескольких учебных предметов (история, география, музыка, изо, биология) и поэтому большая часть учащихся не приобретали учебники, а обеспечить всех школа не в состоянии; во-вторых, необходимо было заинтересовать учащихся. Использование опорных конспектов на уроки позволило решить эти проблемы среди учащихся разного возраста и, в дальнейшем, я поставила перед собой задачу составить ряд опорных конспектов к курсу «Кубановедение» (история Кубани) на протяжении всего этапа обучения.
Таким образом, актуальность опыта состоит в том, что он позволяет решить проблему обеспеченности учащихся соответствующей литературой и параллельно позволяет продолжить формирование навыков логического мышления, развития навыков работы с дополнительной литературой и реализации эгоистории, разработанной Троицким Ю.А., что способствует выведению изучения истории родного края на личностно-смысловой уровень. В этом случае восприятие патриотизма, бережливого отношения к природе и памятникам старины строится на конкретной исторической почве.
Как уже было сказано ранее - идея кодирования знаний возникла ещё в 60-е гг. И вполне естественно, что идея обучения на основе опорных конспектов с использованием элементов условно-графического изображения получила развитие давно. Были проведены определенные исследования, которые показали, что исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Работа с опорными конспектами описана в трудах многих учителей - новаторов – Шаталова В.Ф., Шевченко С.Д., Мирошниченко Н.П., Латышева Ю.И. и др. Следовательно, использование опорных конспектов на уроках «Кубановедения» целесообразно, так как позволяет задействовать и зрительную, и слуховую память учащихся.
На мой взгляд, преимущество использования опорных конспектов с элементами условно-графического изображения состоит в том, что в зависимости от того, какие перед собой ставит задачи учитель на конкретном уроке и уровня класса, возможно гибкое применение условных обозначений. В данном случае цель одна - развитие познавательного интереса учащихся к истории малой родины, перерастающее в твердые знания. Следует отметить, что опорный конспект выполняется на доске мелом по ходу устного изложения материала и служит его зрительной опорой. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Так как не все понятия можно изобразить в рисунке в опорном конспекте используются и слова, зачастую в сокращенном варианте, но понятном для учащихся (ребята часто сами предлагают тот или иной вариант кодирования слова). (См Приложение № 2).
Работая дома с изученным материалом на уроке ребятам рекомендуется использовать памятку работы с опорным конспектом, разработанную В.Ф.Шаталовым исключая момент повторения по учебнику, заменив его работой с дополнительной литературой. В начале такой системы возникают трудности, но впоследствии ребята выполняют такую работу с удовольствием, включая в этот процесс элементы исследовательской работы, основанной на субъектном опыте. В ходе реализации работы с опорным конспектом я использую частично-поисковый метод - включение поиска в познавательные и практические задания и задачи, а также эвристический и проблемный методы. Например, работа с контурной картой по истории Кубани, работа с документами их анализ и синтез и т.п. В данном случае преобладающей деятельностью учащихся будет познавательная деятельность («мозговой штурм»). На данном этапе опыт работы прошел рецензирование в ККИДППО на кафедре обществоведческих дисциплин, также была подготовлена публикация в 2007 году в научно-методическом сборнике «Творческая деятельность учителя как инструмент развития социальной и педагогической реальности региона (на примере Краснодарского края)».
2. Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках истории.
Развертывание научно-технического прогресса с неизбежностью ведет к все более широкому внедрению информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс. На уроках кубановедения я использую следующие виды презентаций: вспомогательная презентация (используется «одномоментно» в ходе урока); линейная (иллюстративная) презентация; презентация - урок-лекция, урок изучение нового материала, проверка домашнего задании, урок обобщение (закрепление) или итоговый урок. Также используются мультимедийные уроки.
Заключение.
Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий проектной и исследовательской деятельности, использование опорных конспектов с элементами условно-графической наглядности, информационно-коммуникационных технологий позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Как подтверждение можно представить следующие результаты: сдача итоговой аттестации по истории на «отлично», ежегодное участие и победы в школьных, городских и зональных олимпиадах. Призовые места в школьной олимпиаде и участие в дистанционных международных конкурсах "Снейл".
Библиографический список.
1. Анисимов Н.М. Современное представление об изобретательской и инновационной деятельности. / школьные технологии, 1999 г.
2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. «Мой выбор». М., 2002 г.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 206 г.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты