Причины детского воровства
ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО
Детское воровство — один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть.
• Причиной воровства у такого ребенка часто является просто незнание «правил
игры». Ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении
денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограниченно, что они кому-то принадлежат. Хороший способ ввести ребенка в курс дела - выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношения к деньгам как ресурсу, которым нужно разумно распорядиться.
• Более часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, представители самых высших слоев общества. Порой крадет какую-то вещицу в магазине человек, который при желании мог бы сию же минуту купить весь этот магазин целиком. Потребность украсть в данном случае связана с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем дают чувство эйфории и расслабления. Это вид психологической зависимости, сходный с зависимостью от сигарет. Человеку, страдающему такой зависимостью, необходима помощь психолога, который будет работать не с воровством как таковым, а с той тревогой, которая гложет человека, заставляя его совершать кражу.
Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки со стороны близких.
• Нередко дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей, причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребенка. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви или радости в его жизни. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточно внимания или что отношения в семье напряженные и супруги объединяются вместе только перед лицом «общей опасности» — воровства.
• Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (кассет, билетов на концерт и т. д.). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.
• Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. В подобных случаях нужно прежде всего помочь ребенку завести друзей, научить его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повысить его самооценку и укрепить в нем уверенность, что он может быть интересен сам по себе.
• Детское воровство часто бывает вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все»). Такое спонтанное воровство — важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести. Использует ли он этот шанс — во многом зависит от родителя.
• Наконец, ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги
путем угроз или он страдает наркозависимостью. Задача родителя построить такие
отношения с ребенком, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.
- Мне нравится (7)