Методическая разработка по рус. яз. в 5 кл. на тему Фразеологизмы по технологии Перевернутый класс

Стретельникова Светлана Геннадьевна

Решила попробовать после прохождения курсов об инновационном обучении провести урок русского языка по методу "Перевернутый класс". Перед изучением новой темы "Фразеологизмы" в 5-ом классе детям сначала было дано домашнее задание по учебнику и материалам Интернета, а на самом уроке при помощи различных заданий проверялось, насколько дети поняли данный материал. На уроке каждому учащемуся был дан рабочий лист, при помощи которого они выполняли различного вида задания, а в конце - контрольный лист с тестами. Дети работали очень активно, увлеченно и показали хорошие результаты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык. 5 класс

Рабочий лист по теме №1: «Фразеологизмы»

Разработала: учитель русского языка и литературы Стретельникова С.Г.

МОУ «Гимназии №11 Дзержинского района Волгограда»

Знать:

1) определение понятия «фразеологизмы»

2) признаки (особенности) фразеологизмов

3) словари русского языка, в которых можно уточнить лексическое значение фразеологизмов

4)  роль фразеологизмов в речи

Уметь:

1) различать фразеологизмы и свободные словосочетания

2) толковать лексическое значение фразеологизмов

3) пользоваться словарями для получения информации о происхождении фразеологизмов, об их употреблении, толковании

4) уметь употреблять фразеологизмы в своей речи, в предложенных текстах

1 блок Домашнее задание. Теория

Задание 1. Прочитайте в учебнике материал по теме «Фразеологизмы» на стр. 88-90.

Учимся различать фразеологизмы и свободные словосочетания.

Задание. В данных предложениях найдите фразеологизмы, подчеркните их, объясните, чем они отличаются от одинаково звучащих слов в других предложениях.

  1. На глаз больного наложили повязку. - Расстояние мы определили на глаз.
  2. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. - Ребята работали засучив рукава.
  3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. - Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Задание. Найдите нужное слово, чтобы получился фразеологизм, подчеркните его. Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал;

(медвежья, собачья, волчья) услуга;

бить (мух, баклуши, ящики).

Учимся выявлять признаки фразеологизмов.

Задание. Самостоятельно сформулируйте понятие фразеологизма, ответив на следующие вопросы и обозначив существенные признаки:

1. Какое значение имеют фразеологизмы?

2. Фразеологизмы – это отдельные слова или устойчивое сочетание слов?

3 . Можно ли заменить фразеологизмы одним словом, близким по лексическому значению?

4.С чем связано происхождение фразеологизмов?

Запишите одним словом:

кот наплакал –

бежать сломя голову -

совать нос не в свое дело –
становиться на задние лапки –
подать руку –
плясать под чью-нибудь дудку –
дать голову на отсечение –
дать осечку – 
из рук валится –
лезть в бутылку –
не верить своим ушам –

Задание. Найдите и запишите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

3.Учимся работать со словарями.

Узнать о значении фразеологизмов можно также с помощью толкового, этимологического и других словарей. Например, в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даётся такое пояснение фразеологизмов со словом «мозг»: «Раскинь (или пошевели) мозгами!(сообрази, подумай хорошенько). Мозги набекрень у кого-н. (о неумном, со странностями человеке).Вправить мозги кому-н. (заставить одуматься, образумиться)».

  Задание.  Найдите во фразеологическом словаре фразеологизм доводить до белого каления  и определите, что он означает:

а) очень далеко,        

б) до крайнего раздражения,

в) очень долго,

г) до самой чистоты, до белого цвета.

Ответ сверяем со словарем.


  1.  

        

2 блок Практика

Учимся употреблять фразеологизмы в речи, в тексте

Задание. В данном тексте замените выделенные слова фразеологизмами.

        Саша был не самым  послушным учеником. Часто он намеренно раздражал учителей, занимался пустяками на уроках и вообще, несерьезно, небрежно относился к занятиям. Но однажды Анна Сергеевна сказала: «Саша! Запомни как следует: вся твоя жизнь будет безрезультатной, если ты не изменишь свое поведение. И тогда Саша сосредоточенно обдумал все и решил стать хорошим учеником. Теперь учителя о Саше говорят только хорошо.

3 блок. Классная работа.

        

  1.  Проверьте домашнее задание.
  2.  Поставьте знак +, если задание выполнено верно и знак -, если неверно.

Оцените свою домашнюю работу по трёхбалльной шкале (закрасьте соответствующую ячейку)

Я не справился с заданиями

Я  в-целом справился, но       Я свободно владею

еще допускаю ошибки, не      материал

уверен в себе

Исходя из самооценки своей работы, поставьте перед собой цели и задачи дальнейшего обучения (над чем вам нужно еще поработать)

Мои учебные задачи (по результатам самодиагностики, сформулируйте, над чем вам еще нужно поработать)

Домашнее задание:  тренажеры на learningapss.org

По учебнику  § 69

Контрольный тест по теме «Фразеология. Культура речи».

Выберите 1 правильный ответ. За каждое верно выполненное задание вы получаете 1 балл

Вариант 1

ФИ________________________________________________________________

1.Фразеологизм – это ________________ ______________________________________________ ________

2. Объясните значение фразеологизмов.

Беспробудный сон –

И стар и млад –

Сломя голову –

Зарубить на носу –

Как кот наплакал –

Волчий аппетит-

3. Укажите вариант, в котором дан фразеологизм.

А) Выйти из строя при маршировке по плацу

Б) Выйти из строя после пережитого горя.

4. Определите, каким членом предложения является фразеологизм.

А) Он пишет как курица лапой.

1) подлежащее 3)дополнение

2) сказуемое 4) обстоятельство

Б) Его лень – камень преткновения в деле.

1) подлежащее 3)дополнение

2) сказуемое 4) обстоятельство

В) В очередной раз мы услышали сказку про белого бычка.

1) подлежащее 3)дополнение

2) сказуемое 4) обстоятельство

Г) Пальма первенства принадлежит чемпиону мира.

1) подлежащее 3)дополнение

2) сказуемое 4) обстоятельство

5. Укажите фразеологизм, имеющий значение «очень много».

А) как свои пять пальцев

Б) хоть пруд пруди

В) проще пареной репы

Г) сломя голову

6. Найдите к каждому фразеологизму синонимичное устойчивое выражение.

А) Смотреть сквозь пальцы

1) закрыть глаза 3) умом не вышел

2) гонять лодыря 4)воды не замутит

Б) бить баклуши

1) закрыть глаза 3) умом не вышел

2) гонять лодыря 4)воды не замутит

В) мухи не обидит

1) закрыть глаза 3) умом не вышел

2) гонять лодыря 4)воды не замутит

Г) олух царя небесного

1) закрыть глаза 3) умом не вышел

2) гонять лодыря 4)воды не замутит

7. Работа с текстом.

(1) Наша Царь-пушка в XVIIIвеке была самым грозн..м оружием. (2) в Кр..мл.. рядом с ней лежат п..рамидкой гр..мадные чугунные ядра. (3) Но если вы дума..те, что ими Царь-пушка стр..ляла, то вы ошибаетесь. (4) Наша в..ликанша должна была стр..лять маленькими ядр..шками.

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Озаглавьте тест.

3. Выпишите слова, к которым можно подобрать синонимы, запишите их.

Вариант 2

ФИ_____________________________________________________________________________

1.Фразеология – это ________________

____________________________________________ ______________________

2. Объясните значение фразеологизмов.

Не видать ни зги –

Тёртый калач–

В ус не дуть

Вешать лапшу на уши –

Вставлять палки в колёса

Делать из мухи слона –

3. Укажите вариант, в котором дан фразеологизм.

А) после обещания хранить тайну набрал в рот воды.

Б) Набрал в рот воды и полоскал его.

4. Определите, каким членом предложения является фразеологизм.

А) найдут случайного человека и сделают его козлом отпущения.

1) подлежащее 3)дополнение

2) сказуемое 4) обстоятельство

Б) Эти продукты не первой свежести не были допущены к продаже.

1) подлежащее 3)дополнение

2) сказуемое 4) обстоятельство

В) Студент выучил материал от корки до корки.

1) подлежащее 3)дополнение

2) сказуемое 4) обстоятельство

Г) этот учёный – ходячая энциклопедия.

1) подлежащее 3)дополнение

2) сказуемое 4) обстоятельство

5. Укажите фразеологизм, имеющий значение «очень давно».

А) как с гуся вода. В) при царе Горохе.

Б) яблоку негде упасть. Г) пуд соли съесть.

6. Найдите к каждому фразеологизму синонимичное устойчивое выражение.

А) Бабушка надвое сказала

1) хоть отбавляй 3)вилами по воде написано

2) оставить с носом 4) плясать под чужую дудку.

Б) Идти на поводу.

1) хоть отбавляй 3)вилами по воде написано

2) оставить с носом 4) плясать под чужую дудку.

В) Обвести вокруг пальца

1) хоть отбавляй 3)вилами по воде написано

2) оставить с носом 4) плясать под чужую дудку.

Г) Куры не клюют

1) хоть отбавляй 3)вилами по воде написано

2) оставить с носом 4) плясать под чужую дудку.

7. Работа с текстом.

(1) Б..р..га бухты, у которой стоял з..вод, были в п..сках, поросших соснами. (2) П..ски и сосны защ..щали рабочий посёлок от морских в..тров, в посёлк.. было всегда тихо. (3) На самой же Ладе буйствовали такие сильные ветры, что врагу не пожелаешь.

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Озаглавьте текст.

3. Найдите и выпишите фразеологизм, объясните его значение.

Критерии оценки:

«5» – 0 ошибок

«4» – 1,2 ошибки

«3» – 3,4 ошибки

«2» - 5,6 ошибок