Равные возможности - шаг вперёд в образовании детей с ОВЗ
Равные возможности – шаг вперёд в образовании детей с ОВЗ
«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой; ибо ты владеешь в изобилии – и ты беден и нищ. Ты владеешь в изобилии вещами бренными; и ты нищ в том, что касается вечного. Нищий стучится у твоих ворот, а ты сам стучишься, подобно нищему, во врата Господни. Как ты поступишь с тем, кто просит тебя, так и с тобой поступит Господь. Ты одновременно и пуст и полон. Наполни пустоту из своей полноты подобно тому, как из полноты господа может быть наполнена твоя пустота».
Аврелий Августин Блаженный
Как много хочется сказать, столько чувств переполняют меня, боюсь сказать многое и упустить главное. Столько лет я думала об этой проблеме в нашем обществе. Почему мы относимся к людям с ОВЗ настороженно, порой стыдливо отворачиваем взгляд? Может быть, нам стыдно за то, что имея физическое совершенство по сравнению с ними, мы не имеем душевной силы признать их равными себе. Ведь имея от природы здоровое тело и развитый интеллект, мы часто жалуемся на то, как мы несчастны, как к нам несправедливо относятся люди, как у нас всё в жизни плохо. Насколько мы бедны духом, скудны умом и жалки по сравнению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Всё даётся в сравнении!
Много лет тому назад я пришла в сельскую школу молодым учителем английского языка, и ко мне в класс попала девочка с горбом. На уроках всё было хорошо; девочка занималась наравне с одноклассниками в меру своих способностей, с удовольствием посещала школу, как мне казалось, на переменах играла с детьми. После первой четверти у девочки пропало желание ходить в школу. На переменах её стали обижать дети, особенно мальчишки, били её по горбу и обзывали. Я не смогла защитить её, девочка ушла из школы и не получила образования. И все эти 30 лет я помню Галю, сгорбившуюся в углу, и мне стыдно от чувства бессилия, которое я испытываю и сегодня.
Большое человеческое сердце Эржены Будаевой помогло обществу нашей республики повернуться лицом к детям с ОВЗ. Сегодня Эржены Хышигтуевны нет с нами рядом, но дело её живёт и отзывается в сердцах людей. Из интервью руководителя Бурятского регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Эржены Будаевой корреспонденту ИРА «Восток-Телеинформ»:
- Эржена Хышиктуевна, когда в Бурятии впервые зашла речь об инклюзивном образовании?
- Основателем инклюзивного движения в Бурятии стала Галина Горбатых, ныне заместитель председателя Бурятского регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», это было в 2004 году. Стартом послужил проект московской организации «Перспектива». Это был международный проект, объединявший инвалидов из Армении, Азербайджана, Узбекистана, Грузии, Абхазии. В его рамках проходили тренинги, в школах проводились уроки доброты, семинары на тему инклюзивного образования. Мы проводили республиканские форумы, где обсуждалось – а нужно ли нам инклюзивное образование как таковое? Признаюсь, поначалу мы встретили крайнее неприятие, вплоть до того, что даже термин «инклюзия» у нас не принимали и спрашивали, зачем нам еще одно иностранное слово, почему нельзя говорить «интегрированное», «совместное» или «доступное». Но инклюзия – это, все же, международный термин, и ни один другой не объясняет так четко проблему. Ведь слово интеграция означает не совсем то, о чем мы говорим. Интеграция – это объединение каких-либо частей, а дети никогда не были частью школы. Поэтому их надо включать туда, отсюда инклюзия – от англ. «Include», что значит включать. Но согласитесь, термин «включенное образование» звучит еще хуже.
С тех пор дело сдвинулось с мертвой точки. Но возникает много вопросов...
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.
Разработана Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, основным направлением которой является "создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских (центры ранней помощи) учреждений".
Невозможное станет возможным, им откроют иные миры! Наступит день, когда дети с ОВЗ будут учиться в обычных школах, с обычными детьми и благополучно пройдут социализацию в обществе. И люди с инвалидностью перестанут жить в закрытом обществе. И наши дети и внуки станут добрыми и толерантными. На улице люди перестанут показывать пальцем на человека с ОВЗ.
Создать идеальную специально оборудованную школу с хорошо подготовленными специалистами и тьюторами сразу не получится. Понятно, что это очень дорогостоящее удовольствие.
Если взять сельские школы, там уже давно обучаются дети с ОВЗ в обычном классе. Сельский учитель без всякой подготовки успешно обучает такого ребенка наравне со всеми детьми. Ребенка не лишили семьи, отдав его в интернат. Ребенок не потеряет привычный ему уклад деревенской жизни, и не станет потребителем для общества. В будущем он сможет обеспечивать себя и свою семью, выращивая огород и ухаживая за скотом. Даже дети с проблемами передвижения хорошо адаптируются в деревенской жизни.
Вопрос подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ стоит остро в нашей республике, ведь у нас нет факультета по специальному образованию. Качество переподготовки специалистов тоже невысокое.
На мой взгляд, школа сегодня заинтересована в принятии таких детей, за этими детьми идут хорошие деньги по подушевому финансированию. Учитель также поощряется из стимулирующей части. Но главное не в этом. Главное, чтобы школа понимала, что самая высокая ценность – это ценность личности и индивидуальности, а не ценность успехов и знаний. В школе умеют поддерживать друг друга. Главное то, что мы вместе и каждый своим темпом двигается вперёд. Подготовить надо не только учителей, но и детей, и их родителей, чтобы была доброжелательная обстановка, чтобы дети понимали, кто с ними будет учиться.
Ребята с ОВЗ заставят всех меняться, подстраиваясь под них, мир станет лучше и для остальных людей.
Нужно понимать, что не получится сначала построить специальные школы и только потом начинать обучать детей с ОВЗ. Надо начинать на базе того, что имеем, постепенно перестраиваясь.
Здоровые дети придут учиться в такую школу и увидят, что все поддерживают друг друга и улыбаются. И у педагогов будет меняться отношение к работе: учитель привык спрашивать с детей по принципу «они должны». Должны решить примеры, выучить стихотворение, быстро пробежать стометровку. А с детьми с ОВЗ так не получится, ребенок этого не может, — значит, надо искать новые пути, по-новому учить и объяснять. И остальные, здоровые дети тоже меняются: начинают понимать, что дружат не с внешностью человека, не с его ногами-руками, а с его душой.
Инклюзивная школа – это шанс для всех.
Комментарии
Трудная тема. С одной стороны
Трудная тема. С одной стороны инклюзивное образование помогает детям с ОВЗ. Но с другой стороны если дети имеют задержку развития интеллекта или дети 8 вида, то инклюзивная школа только испортит таких школьников.
Равные возможности – шаг вперёд в образовании детей с ОВЗ
Очень важная и одновременно очень сложная тема. И взгляд на инклюзивное образование в современном обществе неоднозначен.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, ребенок особенный. Особенным он становится и потому, что его отправляют учиться в специальное учреждение для инвалидов, изолируют от реального общества, тем самым еще больше ограничивая в развитии. Разве этого он хочет? Разве он, как и любой другой ребенок, не нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками? Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
Однако на данный момент материальная база большинства образовательных учреждений к инклюзивным инновациям не готова, ведь к приёму колясочника, к примеру, старые постройки модифицировать придётся довольно серьёзно. Родители школьников и сами ученики также не совсем подготовлены к обучению рядом с детьми-инвалидами. Увы, некий барьер в нашем менталитете всё ещё сохранен.