Как заставить "заговорить" произведение искусства?
Всем известна реплика Фаины Раневской на сетование знакомого о том, что произведение "Сикстинская мадонна" не вызвало в нём отклика: "Эта дама живёт на свете так долго, что сама выбирает, с кем говорить, а с кем - нет".
Диалог на уроке с произведением искусства - это сложнейший механизм. включающий и педагогическое мастерство учителя, и психологическую комфортность образовательного пространства, и искусстсоведческую и культурологическую подготовленность учителя и обучающихся.
Какие приёмы ("штучки") используете, применяет вы, уважаемые коллеги? Поделитесь, пожалуйста.
О моём опыте можно судить по материалам на мини-сайте и предложенному мастер-классу (постижение творчества Ван Гога)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_germenevtika_i_kultura.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Герменевтическое осмысление картины [1]
Ван Гога «Пара ботинок»
Художественное пространство:
- репродукция картины Ван Гога «Пара ботинок»;
- фонограмма симфонии №40 В.Моцарта;
- фрагменты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни»;
Образовательное пространство:
- терминологический словарь;
- алгоритм анализа художественного образа;
Цель занятия:
- развитие способности к интерпретации художественного образа; к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания искусствоведческого характера;
Художественно-педагогическая идея урока:
- выяснить, в чём суть творчества художника - в демократическом реализме или особой эстетике?
Нет ничего более художественного, как любить
людей.
Ван Гог
... они (картины Ван Гога[2]) оцарапают вам сердце.
Лев Толстой
I. Завязка-интрига.
(Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками)
Учитель:
Скажите, пожалуйста, стакан полный?
(Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан).
Учитель:
Значит, стакан был неполный?
(Ученики соглашаются с этим)
Учитель:
А теперь сосуд полный?
(Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя интригу происходящего, молчат, а некоторые отвечают: «Нет». Учитель берет сосуд с водой и начинает выливать ее в стакан. Вода заполняет емкость стакана).
II. Погружение в тему
Учитель:
Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу, содержание которого также многогранно, как и пример со стаканом. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубинные тайны «магического кристалла».
Я предлагаю рассмотреть одно из свойств художественного образа – многогранность интерпретации[3] - на творчестве Ван Гога, а точнее, понять, принять или (в идеале) воспринять авторское послание на примере одной картины – «Пара ботинок»[4]. Это произведение и станет предметом и целью нашего исследования, осмысления многогранности художественного образа. Перенесите, пожалуйста, тему урока в свои тетради, выделите ключевые слова (учениками подчёркиваются слова «кристалл», «магический», «многогранность»).
Существует множество методик постижения ХО[5], но так или иначе все они определяют два направления исследования: от автора, т.е. от его мировоззрения, эстетики, смысла жизни и смысла творчества, и от произведения как от культурного текста.
Предлагаю поработать сразу в двух ракурсах. Кто желает исследовать личность творца?
(Сразу же учитель выдаёт раздаточный материал (фрагменты романа Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», цитаты из писем Поля Гогена и писем Ван Гога своему брату Тео).
Остальные учащиеся работают с произведением и получают пакет с заданием-алгоритмом первоначального восприятия ХО.
(1. Зафиксируйте письменно свои первые впечатления от картины. 2. Определите, какую функцию выполняет ХО в этой картине:
- является элементом сюжета?
- является символом?
- является средством выражения авторского замысла?
3. Вспомните произведения искусства, в которых в качестве ХО фигурирует обувь).
Итак, ваша задача – составить представление о личности творца (1 группа) и составить первичное восприятие картины «Пара ботинок».
(Время работы групп – 2 минуты; звучит фонограмма симфонии №40 В.Моцарта для создания творческой атмосферы на уроке)
III. Творческая лаборатория «Портрет художника»
Учитель:
Ван Гог... Винсент Ван Гог... Кто-то, услышав это имя, восхищенно скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»
Ван Гог... Художник, страстно любивший жизнь. Он жил жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба для многих кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил ее, единственную, но она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за другого. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна картина – «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея: «Несчастный». Но он считал себя счастливым человеком.
А каким представляете вы себе этого художника?
Отчёты группы, работавшей с литературным материалом. В результате наблюдения вырисовываются следующие штрихи портрета Ван Гога:
- отверженный, гонимый человек, отщепенец;
- романтик, влюблённый в жизнь;
- космический художник, художник стихии;
- неутомимый труженик;
- духовно и творчески богатый человек[6]
Вторая группа делится первыми впечатлениями и определяет роль ХО. В результате появляются следующие записи:
(картина вызывает противоречивые чувства; произведение адресовано больше нашему сознанию; автор заставляет задуматься над жизнью, над смыслом жизни; ХО является средством выражения авторского замысла).
IY. Герменевтический анализ художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок».
Учитель:
Лев Николаевич Толстой достаточно критично относился к творчеству импрессионистов (Ван Гог, как известно, относится к течению постимпрессионизма), высказывался категорично по поводу их творчества, но, познакомившись с произведениями Ван Гога, сказал: «Они оцарапают вам сердце». Именно эти слова писателя стали одним из эпиграфов урока.
- А какой силой воздействия должны обладать произведения, чтобы они «оцарапали» сердце? (Отражать насущные проблемы бытия; должны тревожить, волновать; обращены к сердцу, а не к разуму; нести правду).
- А у вас есть такие произведения, которые «оцарапали» ваше сердце?[7]
- Можно ли отнести картину «Пара ботинок» к числу таких произведений? Чтобы ответить на этот вопрос осмыслим все грани художественного образа.
1 грань. Наблюдение.
Учитель:
Внимательно посмотрите на картину и определите, сколько миров включает художественное пространство полотна.
(Два: центр картины – это мир человека; вокруг - другое пространство)
В каких отношениях они находятся?
(Враждебны друг другу; использован приём контраста как светового, так и цветового)
Вывод (делают учащиеся):
В картине передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку.
2 грань. Сопоставление.
Учитель:
«Нет ничего более художественного, как любить людей». Сопоставьте это высказывание художника с его произведением и докажите, что эта мысль нашла отражение в картине.
(Осмысление заголовка «Пара ботинок»; роли художественной детали – переплетённые, словно обнявшиеся шнурки).
Вывод (делают учащиеся):
Художник передаёт свою любовь к простому человеку.
3 грань. Эксперимент.
Представьте, что вы в музее художников-импрессионистов.
(Демонстрация видеоряда репродукций художников-импрессионистов: О.Ренуар , П. Сезанн ).
Скажите, пожалуйста, какое место в рейтинге этих картин займёт произведение Ван Гога с точки зрения эстетического восприятия? (Предположительные ответы учеников).
Учитель:
У каждого художника своё представление о красоте. Шарль Бодлер, говорил. что «красота – это бесстрастная вечность». Ван Гог не приемлет красивость, не стремится к эстетической привлекательности, считая, что смысл настоящей красоты в другом. В чём, по вашему мнению, красота по Ван Гогу?
Вывод (делают ученики):
.
4 грань. Умозаключения.
Учитель:
Творчество Ван Гога экзистенциально: он страстно любил жизнь, любил людей, любил живопись, НО... не стал «мэтром с Больших Бульваров», не достиг материального благополучия, не испытал семейного счастья.
В результате работы на уроке в тетрадях учащихся будет оформлена такая таблица:
портрет художника | произведение художника |
- отверженный, гонимый человек, отщепенец; - романтик, влюблённый в жизнь; - космический художник, художник стихии; - неутомимый труженик; - духовно и творчески богатый человек[8] | - передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку; - передаёт любовь к простому человеку; - это гимн человеку-труженику; - ? |
[1] Употребляя слово «картина», учитель и учащиеся предварительно договариваются, что, конечно, речь идет о репродукции.
[2] Примечание наше – Л.Б.
[3] В случае затруднения с определением дефиниции какого-либо понятия ученики обращаются к словарю урока.
[4] Проекция произведения на экран и работа с иллюстрацией (репродукция выдана каждому ученику).
[5] Условное обозначение художественного образа по первым буквам дефиниции.
[6] Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог Ван Гог «Пара ботинок».
[7] Это деликатный вопрос, поэтому учитель оговаривает, что ученики называют произведения исключительно по желанию
[8] Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог; Ван Гог «Пара ботинок».
Комментарии
Супер
Искусство - не паромщик
Вот уже второй месяц Томское
Когда говорит искусство, пушки молчат
Самое обидное, коллеги, что
Урок МХК
Уроки МХК в школе
Людмила Михайловна,