Конфликт и способы его разрешения.

Павлова Светлана Анатольевна

 

Конфликт. Как часто слышится это слово, и сразу думаешь о том, что кому-то плохо, так как он находится в стрессовой ситуации и не может найти из неё выхода …

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt_i_sposoby_ego_razresheniya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт и способы его разрешения.

Конфликт. Как часто слышится это слово, и сразу думаешь о том, что кому-то плохо, так как он находится в стрессовой ситуации и не может найти из неё выхода …

В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. - М., 1986. - С. 153).

Конфликт – это хорошо или плохо? Как избежать конфликта, или хотя бы прекратить его в начальной стадии, чтобы не стал он затяжным.

Есть две категории конфликтных ситуаций: деструктивные и конструктивные.

Деструктивный конфликт характерен тем, что люди «застревают» на обсуждении личных недостатков друг друга и не захватывают в поле своего взаимодействия, собственно, те проблемы, которые и вызвали данное напряжение. Конфликт протекает горячо, стремительно. Возникают многочисленные искажения смысла, каждый приписывает партнеру то значение его высказываний, которое тот не имел в виду. Такой конфликт – это жестокая «война», в которой есть победители и побежденные.

Деструктивный конфликт, безусловно, вреден, поскольку он не способствует успешному поиску способов решения проблемы и в то же время разрушает отношения между людьми - от неприятия друг друга до полного разрыва. Проблема, вызвавшая конфликт, осталась нерешенной.

Конструктивный конфликт, напротив, является нужным и полезным. Во-первых, в процессе обсуждения проясняются позиции людей, поскольку при отстаивании своего мнения они подыскивают основания и аргументы, начинают более ясно осознавать свои собственные интересы в ходе объяснения их своим партнерам. Во-вторых, при конструктивном конфликте, который, как правило, протекает в напряженной ситуации, но без крика и взаимных упреков, без взаимного подавления друг друга  и за короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы.

Как сделать конфликт конструктивным?

  1. При обсуждении проблем необходимо, чтобы оба партнера были настроены на понимание друг друга. Именно на понимание, а не на борьбу только за свою позицию.
  2. Каждый партнер должен придерживаться правил эффективного общения, которые нарушать нельзя.

Какие это правила?

Нельзя отступать от предметно-содержательного обсуждения проблемы и «переходить

на личности».

Нельзя смотреть на своего партнера как на врага.

Нельзя «терять лицо», т.е. впадать в безудержный гнев, злость и мщение.

Нельзя терять внутреннюю установку на открытость и доброжелательность.

Нельзя отстаивать только свои интересы, не учитывая интересы партнера.

Нельзя выбирать только силовые способы борьбы.

Как же разрешать  конфликты?  Прежде всего,  надо выяснить причины конфликта, провести  психологический анализ ситуации, чтобы раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт. Основная цель психологического анализа ситуации - решение возникшей ситуации. Торопливая реакция, как правило, вызывает импульсивный ответ, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной. Грамотно проведенный психологический анализ поможет найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта. Ведь предупредить конфликт, разрешить его на начальном уровне — это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон выход из ситуации.

Но если при разрешении конфликта  был определен «виновный», то необходимо  наказание, как  одно из основных средств воздействия. Полагается, что этим будет достигнуто не повторение поступка, что это устрашит «виновного».  Какой след переживаний остается в душе его после  наказания: раскаяние, злоба, стыд, страх, обида, вина, агрессия? А. С. Макаренко писал: «Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях», то есть  «...наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов», так как их разрешить будет труднее — ведь конфликты становятся затяжными, длительными, широкими.


 

Комментарии

Валентина Алексеевна Латышева

Спасибо за Ваш труд!
Розы, орхидеи и хризантемы

Малова Светлана Анатольевна

Спасибо, иногда очень трудно сохранить спокойствие, хоть я и всегда пытаюсь быть спокойной. Ваши рекомендации, думаю, мне помогут. Также материал важен для работы с молодыми специалистами.