Храм Учителя.
В Японии посетила храм Тендзина - бога неба, каллиграфии и путешественников. Оказалось, бывший учитель! Вот уже более тысячи лет студенты молятся ему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yaponiya.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Храм учителя.
Недавно сын пригласил меня в Японию на остров Кюсю, где оканчивал докторантуру. Зная мои интересы, он подготовил небольшую культурную программу. Нужно было обязательно посетить исторические места и храмы древнего города Хаката, библиотеку, музей с картиной Сальвадора Дали. Но кульминацией поездки должна была стать экскурсия в соседний Дазайфу.
Дазайфу сейчас небольшой городок близ Фукуока, но с 8 по 12 век он был административным центром острова Кюсю и играл важнейшую роль в международной жизни страны. Ведь именно с Кюсю началась международная история Японии. В период Хэйян бывший имперский офис стал местом изгнания неугодных царедворцев. Вам обязательно покажут руины правительственных зданий той поры. Славится Дазайфу самой первой из святынь Тендзина, божества неба, а позже литературы и каллиграфии, покровителя путешественников и просветителей. Но основные посетители городка – японские студенты. Тенджин помогает им сдавать экзамены, которые начинаются в день его памяти в феврале.
То, что узнала я об этом божестве, показалось невероятным. Храм Дазайфу Тенмангу, ранее Анракудзи, был построен в 905 году в честь Сугавара но Митидзане из древнего рода гончаров Хадзи. Основатель династии прославился тем, что помогал внуку солнечной богини Аматерасу. Один из предков человека-бога был первым сумоистом в Японии. Родился Митидзане в Киото в 845 году в семье ученых. Дед его был губернатором провинции, потом министром образования. Именно он предложил отменить древний обычай хоронить с императором всех его слуг и жен и спас этим многие жизни. В 5 лет юный вундеркинд сочинил свои первые стихи о сливе. В 18 он получил ученую степень мондзесе, знатока текстов, и стал учить детей. Потом получил должность удайдзин, правого министра, выдал дочь за принца, своего воспитанника, и стал помогать людям еще больше, чем прославленные предки. Когда-то школьный учитель, теперь Сугавара но Митидзане - автор многих поэтических сборников и «Подлинных записок истории Японии трех поколений», современник князя Олега, Альфреда Великого и нашего Исмаила Самани. В 901 году, когда родился его внук, ученый был оклеветан кланом Фудзивара и сослан в провинцию Кюсю. Ученики последовали за ним.
И снова о школе. Враги Митидзане не успокоились, решив убить его наследника, совсем еще юного мальчика. Их поиски привели в сельскую школу, которую содержал бывший вассал Митидзанэ, самурай по имени Гэндзо. Гэндзо был назначен день, в который ему следовало выдать отрубленную голову мальчика. Преданный вассал решил ее подменить. Он искал подходящих по возрасту детей, но никто не подходил. Когда Гэндзо уже почти отчаялся, женщина с благородными манерами привела в школу нового ученика, который по внешности и по возрасту был похож на наследника его бывшего господина. Их семья многие годы служила Митидзанэ. Когда их господина изгнали из столицы, то оставшись без средств, муж был вынужден пойти на службу к его врагу. Этим он опозорил свою семью. Поэтому их сыну представилась возможность искупить проступок отца. Поскольку отец мальчика хорошо знал членов семьи Митидзанэ, то именно ему было поручено опознать голову наследника, своего собственного сына. И когда все завершилось, он вернулся домой и объявил всем: «Гордитесь, наш сын доказал преданность нашей семьи господину!».
Умер учитель в возрасте 59 лет. Гроб с его телом погрузили на тележку и отправились на кладбище, но бык вдруг остановился посреди дороги. Верный ученик Сугавара но Митидзане по имени Ясуюки Умасаке решил похоронить чистого сердцем и делами ученого на этом месте. И тут началось невероятное. Онре – рассерженный дух учителя начал мстить гонителям. На Японию обрушились тайфуны, землетрясения, сгорел дворец императора, пришли затмения солнца и эпидемии. Умер и клеветник Фудзивара. После стихийных бедствий, потрясших империю, и смерти наследного принца император признал свою вину перед ученым, вернул ему придворный ранг и даже назначил его (после смерти!) главным министром. Было решено увековечить память Сугавара строительством нескольких храмов. Виновный в опале ученого клан Фудзивара также поспешил выделить деньги на возведение храма в Дадзайфу в 919 году. Но дух изгнанника не принял подарка от гонителей. Вскоре храм сгорел дотла. По приказу микадо Митидзане обожествили. Первым из людей. Теперь его стали называть Тэнман тэндзин, бог неба. Подношения ему часто совершали в виде стихотворений, в его честь проводили стихотворные турниры. Где еще есть бог-учитель?
Теперь храм в Дазайфу - это центральный офис всех святилищ Тенмангу. Здесь происходит обряд рукоположения священников Западной Японии. Буддисты тоже почитают его как воплощение божества милосердия Каннон. Чудесные камфорные деревья охраняются как национальная святыня. Здесь принято пробовать сладкие рисовые пирожки со сливой в память о тех, что дала изгнаннику старая монахиня. Сугавара очень любил сливы. Вам покажут в Дазайфу справа от главного храма даже то дерево «тобиуме», что летело за учителем от самого Киото, когда император повелел отправиться в изгнание! В окрестностях храма около 600 слив ... 197 сортов!!! По совпадению, они цветут как раз в феврале, когда объявляют результаты экзаменов. Герб города Дазайфу – цветок сливы, символ мужества.
Со временем Тэнман тэндзин стал считаться покровителем всех наук. А это значит, что накануне каждого экзамена в школе или университете сотни тысяч молодых японцев отправляются в эти храмы, чтобы заручиться поддержкой небесного покровителя. Для этого можно сделать денежное пожертвование — бросить несколько монет в храмовую урну для пожертвований — или приобрести тут же деревянную табличку эма, на которой написать свою мольбу к божеству и повесить ее на специальный стенд в храме. И тогда успех гарантирован. Многие школьники и студенты воспринимают этот ритуал как шутку, но мало кто рискнет не нанести визит в храм перед экзаменационной сессией. Дорога к храму всегда оживленна. Молятся об удаче в экзаменах и просто о чуде преодоления трудностей.
Я стояла возле могилы великого учителя. Простой камень, на нем калам. Что еще нужно было изгнаннику? И почему история повторяется вновь и вновь? Пройдет несколько веков, и путь Сугавара пройдет Алишер Навои. Великий учитель, великий поэт.
Храм Дазайфу в стиле момояма относят к 1591 году, прежний храм 919 года, возведенный кланом Фудзивара, сгорел в междоусобицах. Замечательны пруды с арочными мостами, острова, представляющие прошлое, настоящее и будущее, пруд ирисов, цветущие глицинии, сокровищница. Камфорным деревьям вокруг святилища по меньшей мере полторы тысячи лет. Фестивали здесь проходят в феврале – Цветение сливы, в мае – Родниковой воды и поэзии. Участники в кимоно стиля Хэйан сидят на берегу ручья и пытаются завершить 31 слог стихотворения вака, пока пиалы с саке плывут по ручью на подносе. Впервые такая церемония была проведена в 958 году. В июне здесь проходит праздник ирисов. В дни осеннего равноденствия – Джинко шики. Крестьяне приписывают Тенмангу защиту урожая. Во дворе храма прихожане передают по кругу амулеты – птички, удача улыбнется тому, кто получит золотую птицу, освященную жрецом. 7 января – огненный праздник Онисбе, когда изгоняют демонов. Дважды, 25 июля и 25 сентября в Сентомйо зажигают тысячи свечей на арочных мостах. Это сакральное число для ученого, эн-нити, день судьбы .25 июня он родился.25 января изгнан. 25 февраля умер.
Жизни ученого посвящены диорамы в историческом музее Канко недалеко от храма. В 2005 году в Дазайфу открылся Национальный музей Кюсю. Огромное здание из синего стекла похоже на стадион. В вестибюле экспозиция азиатских культур. Можно все потрогать, поиграть. Правда, выбор экспонатов довольно неожидан и не всегда выдерживает критики иностранцев. Зато японские дети довольны. Они видели настоящий веник! Кажется, этот музей и есть самый замечательный памятник великому просветителю. Но тут я вспомнила, что в Японии сейчас больше университетов, чем во всей Западной Европе. Здесь больше студентов, чем в Англии, в 4 раза, хотя население наполовину меньше. «Будешь спать 4 часа – поступишь, поспишь 6 часов – провалишься», говорят абитуриенты в Японии. Сама трижды пережила сезон поступления, не завидую молодым родителям. Готовятся к поступлению с пеленок. Нужно ухитриться отдать ребенка в специализированный садик, потом в продвинутую частную школу. После уроков у детей дополнительные занятия, клубы по интересам в школе, потом все маршируют в «дзюку» - дополнительную школу. Я ни разу не видела детей школьного возраста на детской площадке возле дома. Только молодые папаши гуляли там часок, забирая детей из садика, да пожилая бабушка выносила внучку в пеленках. Узнали от внучки, что я учительница, стали раскланиваться со мной. Впереди у их детей - беспощадная борьба за место в государственном университете, ведь стоимость обучения там в 10 раз дешевле, поскольку есть дотация от государства. Никто не списывает, иначе снимут все оценки за год! А предметы выбирают сами. Расписания нет вообще! Если профессор ведет спецкурс, учебник только у него в голове. Пятерка – понятие относительное. При отличных знаниях можно получить и 4, если кто-то знает лучше тебя. Что меня успокоило, так это знание японцами иностранных языков. Так учились еще в моем далеком детстве. Студенты из Узбекистана часто подрабатывают репетиторством по английскому, поскольку знают языки намного лучше. Так ведь и Сугавара но Митидзане не мог говорить по-китайски, хотя писал прекрасно! Тут поневоле пойдешь в храм просить помощи у Тендзина.
Вот и получилось, что вся Япония стала храмом учителю! Достойный образец!
Комментарии
Спасибо! ИНтересные
Спасибо! ИНтересные наблюдения и факты - есть над чем поразмышлять!
Очень интересно!!
Очень интересно!!