Воспитательный аспект современного урока
Воспитательный аспект современного урока
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. На первое место выходят гуманистический подход в организации урока и определение позиции учителя и учащихся на уроке.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлечение в творческий учебный труд. Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.
И в тоже время семья это первый коллектив, который дает учащемуся представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Интеллектуальные отношения между членами семьи определяются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений и интересов. Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, доброжелательные отношения, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи. Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод.
Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, учитель к уроку получает совершенно разных по уровню воспитанности ребят. В последнее время утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и детей к родителям. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, растёт количество детей имеющих отклонения в поведении.
При реализации воспитательной функции урока первое, с чем приходится столкнуться учителю - это выдвижение воспитательных задач к уроку. Что конкретно воспитывать? То, что требуют новые тенденции в области педагогики и образовании или исправлять ошибки семейного воспитания. Время урока ограничено. Как успеть?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_vospitanii.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
О ВОСПИТАНИИ
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и, обычно,
И женский пол, себя позоря,
Стал срамословить в разговоре.
Мужья - пример для жен своих,
А дети учатся у них:
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна!
Что говорить, - спокон веков
Полно на свете дураков!
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Попался как-то Диогену
Какой-то пьяный совершенно,
Впервые встреченный юнец.
« Сынок, - сказал ему мудрец, -
Ты, вижу, весь в отца родного:
Бьюсь об заклад – он раб хмельного!»
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
( Себастиане Еранте 1457-1521)