Воспитательный аспект современного урока

Паначёва Ирина Евгеньевна

 

Воспитательный аспект  современного урока

   Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.   На первое место выходят гуманистический подход в организации урока и определение  позиции учителя и учащихся на уроке.

  Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом.   Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация  их потребностей и мотивов, вовлечение в творческий учебный труд. Урок  отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения. 

   И в тоже время  семья это первый коллектив, который дает учащемуся  представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.   Интеллектуальные отношения между членами семьи определяются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений и интересов.  Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, доброжелательные отношения, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи. Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод.

 Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, учитель к уроку получает совершенно разных по уровню воспитанности ребят.    В последнее время утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и детей к родителям. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, растёт количество детей имеющих отклонения в поведении.

  При реализации воспитательной функции урока  первое, с чем приходится столкнуться учителю - это выдвижение воспитательных задач к уроку. Что конкретно воспитывать? То, что требуют новые тенденции в области педагогики и образовании или исправлять ошибки семейного воспитания. Время урока ограничено. Как успеть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_vospitanii.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

О ВОСПИТАНИИ

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Теперь вести себя прилично

Не в моде стало, и, обычно,

И женский пол, себя позоря,

Стал срамословить в разговоре.

Мужья - пример для жен своих,

А дети учатся у них:

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным - пьяна!

Что говорить, - спокон веков

Полно на свете дураков!

Не волк воспитывал овец.

Походку раку дал отец.

Когда родители умны

И добродетельно скромны,

То благонравны и сыны.

Попался как-то Диогену

Какой-то пьяный совершенно,

Впервые встреченный юнец.

« Сынок, - сказал ему мудрец, -

Ты, вижу, весь в отца родного:

Бьюсь об заклад – он раб хмельного!»

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

( Себастиане Еранте 1457-1521)