ЦВЕТ В ИМИДЖЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию (от образа до оценки личности учителя, его профессионализма), но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности. Здесь речь пойдет о том, как выбор цвета влияет на восприятие имиджа школьного учителя, каким образом, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.
Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.
Учеными был также сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленность объекта.
Выбор цвета (в одежде, окружении) может повлиять на физическое и психическое самочувствие человека, а также на восприятие одного человека другим, являясь одним из существенных факторов формирования благоприятного или негативногоперсонального имиджа.
В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой, число которых, к сожалению, с каждым годом становится все больше и больше. Вторая причина, по которой не стоит злоупотреблять этим цветом: подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих — «огонь», «пламя», не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и «закладки непререкаемого авторитета», к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного,. обладающего властью.
Оранжевыйцвет, как никакой другой создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя необходимо. Другое дело, что использование его также должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении «открытых уроков», когда учителю необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, снять нервозность. Рекомендуется использовать оранжевый цвет и при оформлении интерьера.
С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя. В ситуациях, предполагающих равноправное общение с коллегами по работе, этот цвет будет незаменим.
Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозировано.
Розовый— прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.
Голубойцвет, так же как и зеленый, 6удет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда от него потребуются дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.
Синий— помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.
Фиолетовый— цвет внутренней сосредоточенности. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь — фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. И эту особенность необходимо учесть учителю при оформлении интерьера класса.
Черный— цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его часто использовать в одежде и окружении учителя.
Белый— цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак и не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.
Рекомендуется использовать в педагогической практике все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуаций и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет учителю раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж
Комментарии
цвет в имидже школьного учителя.
Спасибо за полезную
цвета
ЦВЕТ В ИМИДЖЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ