Проектная деятельность у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ, как фактор успешности воспитания и обучения
Проектная деятельность у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ, как фактор успешности воспитания и обучения
Сегодня проектная технология является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.
Суть проектной технологии остается прежней: стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам и развивать умение практически применять полученные знания в жизни. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения, одним из которых является - проектная деятельность;
В основе метода проектов лежит креативность (способность индивида, характеризующегося готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей), умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели средством проектной технологии. Проектная технология – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода действия, выбор необходимых ресурсов, определение ожидаемых результатов.
Сегодня проектная технология является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.
Суть проектной технологии стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам и развивать умение практически применять полученные знания в жизни. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.
Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. В метод проектов положена идея, направленная на результат, который можно получить выполняя проектную деятельность.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проект всегда предполагает решение какой-то проблемы.
В проектной технологии важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам. Проектная деятельность – это обязательно практическая деятельность, в которой не приобретаются новые способы деятельности, а превращаются в средства решения практической задачи. Мерилом успешности проекта является его продукт.
Проектную деятельность начинаю необходимым этапом: работой над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию по данной теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия служит одним из основных источников информации по теме. Дети знакомятся, как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на возникающие вопросы.
В итоге проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.
При этом, работа над темой – это познавательная деятельность, предлагаемая детьми, управляемая учителем и реализуемая в проектах.
А работа над проектами – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные этапы проектной деятельности:
Выбор темы.
Сбор сведений.
Выбор проектов.
Реализация проектов.
Презентации.
Самооценка.
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.
Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.
На современном этапе образование направлено на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности учащегося, формирование у школьников умений самостоятельно приобретать и применять знания. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной деятельности, которая может эффективно применяться в начальной школе. Выполняя проекты, школьники осваивают и выбирают деятельность по интересам, соответствующим их способностям. Учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Проектное обучение помогает сформировать проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Проектная деятельность также учит детей общаться друг с другом, помогает изучать историю родной страны, язык и культуру других народов. Самое главное - метод проектов помогает ребёнку создать целостную картину мира. То есть можно сделать вывод, что проектная деятельность развивает регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.
Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но её воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного образования и грамотного использования его возможностей в педагогической практике.