Оздоровительные мероприятия в урочной и внеурочной деятельности в 1-4 классах.
В своем блоге попробую предложить уважаемым коллегам познакомиться с оздоровительными мероприятиями в начальной школе, которые я провожу в своем классе. Например,физкультминутки для уроков. Их можно проводить ежедневно, распределив на каждый урок по 1-2 упражнения. Мы делаем упражнения для глаз, головы, шеи, рук. Они занимают немного времени, не требуют специального оборудования и достаточно эффективны. Дополнительно решается задача социальной уверенности детей. Их проводят дежурные перед всем классом. За три недели в роли дежурного пробует силы каждый ребенок.Они проговаривают команды и контролируют их выполнение классом. Получается психологический тренинг. Учитель, научив в 1 классе, далее может только контролировать процесс. Полезно для неуверенных в себе детей, и высвобождается минутка для учителя.
Также создана программа кружка по внеурочной деятельности "ОФП" коррекционно-оздоровительного направления, на котором ребята могут исправить осанку, стопу, зрение, координацию, улучшить внимание. Материалы полностью конечно нельзя считать авторскими, но, используя опыт своих коллег, удалось добавить что-то свое. Детям нравится, поэтому, наверное, можно считать, что опыт удался.
Приглашаю на свой сайт, где можно познакомиться с некоторыми материалами по здоровьесбережению из личного опыта. Буду рада, если педагоги найдут для себя что-то интересное.Наверное, у каждого после 20 лет работы в школе приходит пора делиться опытом. Конкретно методику одного автора я не использую от АдоЯ, но выбрала приемы из многих методик , подходящие к нашим условиям. Они не требуют материальных затрат. Прежде всего это двигательные технологии, которые мы с коллегами изучали на лекциях специалистов Нижегородского центра здоровьесберегающих технологий. Возможно, они пересекаются с существующими методиками. Но на практике пришлось многое корректировать. Особенно интересно проводятся уроки в 1 классе по кубикам Зайцева. Можно включить в урок многие приемы здоровьесбережения, не затрачивая лишних минут.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс оздоровительных физкультминуток
Для глаз.
Упражнение 1
Цель: профилактика усталости глаз, предупреждение близорукости.
- При наличии «восьмёрки» на передней стене (см. рис.1), сидя, ставим локти на стол и закрываем поочерёдно каждый глаз ладонью. Открытым глазом дети должны следить за указкой учителя, не двигая при этом головой. Движение указки сначала по вертикали и горизонтали поочерёдно, затем по большой «восьмёрке» и по малой «восьмёрке». В конце упражнения необходимо зажмурить и широко раскрыть глаза (3-5 раз). Затем быстро поморгать ресницами.
- При наличии «точек» на окне (обязательно спокойных тонов), поочерёдно закрываем каждый глаз и смотрим вдаль- на точку, вдаль – на точку (5-6 раз). Не отрываясь, смотреть 10-15секунд на один объект. Вдали нужно выбрать только один объект для фиксации взгляда( дерево, окно дома, и.т.д. )
- Без специального оборудования можно следить глазами за большими пальцами рук. Для этого сжимаем кулачки, протягиваем руки вперёд( не сгибаем в локтях, держим руки прямо) оттопыриваем вверх большие пальцы. Движения повторять ПРАВОЙ рукой поочерёдно (и.п. –вперёд) – вверх, вперёд, вниз , вперёд, ЛЕВОЙ - вперед, влево, вперёд, вправо, вперёд. Повторить 6-8 раз каждой рукой. Затем вращение по кругу в разные стороны (6-8 повторов), по «восьмерке» сверху – вниз и справа – налево (6 – 8 повторов)
Не поворачивать голову и туловище! Следим за руками только глазами!
*При наличии мешочков с наполнителем кладем на голову(наполнитель-морская соль)
Рисунок 1
Для позвоночника.
Упражнение 2
Цель: профилактика сколиоза, остеохондроза.
Можно выполнять стоя, сидя на коленях на полу.
Сидя: поднимаем каждую руку поочерёдно, соединяем сзади в «замочек» с другой рукой. Голову держим прямо, корпус прямо, живот втянут. Удержать положение 30- 60 секунд. Можно закрыть глаза, негромко включить расслабляющую музыку. Повтор каждой рукой 1-2 раза.
Стоя: делаем такой же «замочек» каждой рукой в течение 10 -20 секунд поочерёдно. Ноги на ширине плеч, спина прямая, живот втянут. Повторять упражнение 5-6 раз. Желательно смотреть в одну точку.
Упражнение3.
Цель: профилактика сколиоза, остеохондроза.
Стоим прямо, руки опустить, голова чуть поднята. Двигать лопатки навстречу друг другу, затем «горбить» спину (расслабление). Далее - круговые движения лопатками. Дать лопаткам соединяться. Напряжение чередовать с округлением спины. Повторить каждое движение 2-3 раза.
Упражнение4.
Цель: профилактика сколиоза, остеохондроза.
Стоим прямо, руки согнуть сзади в локтях и взять ладонью каждой руки противоположный локоть. Таким образом, спина полностью выпрямляется.
Движения головой: наклоны вправо - влево;
перекаты головой от правого плеча к левому, и обратно, обязательно прокатывая подбородок по груди;
движение головой по кругу, через грудь, плечи, спину, с максимальным наклоном во все стороны( вправо, затем влево).
Обязательно: не открывать рот, не поднимать плечи, не поворачивать голову (только наклонять), корпус прямой, двигается только голова. Наклоны выполнять с максимальной амплитудой ( подбородок к груди, затылок к спине, ухо к плечу). Движения медленные, плавные. Ни в коем случае не делать резких движений. Не нарушать последовательность движений.
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 32» | |
Утверждаю:
________________
директор МБОУ «Школа №32»
Т.В.Корнилаева
Программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«ОФП»
Автор-составитель программы:
учитель 1 категории
Машкова Светлана Викторовна
Нижний Новгород
2016 г
Программа рассчитана на 3часа в неделю
Общее количество часов по программе: 405ч.
Срок реализации программы : 4 года
Программа рассчитана на учащихся 1-4классов.
Содержание:
- Обоснование…………………………………………..3
- Цель…………………………………………………….5
- Задачи…………………………………………………..5
- Принципы построения программы…………………6
- Основные направления реализации программы…….7
- Планируемые результаты …………………………...7
- Содержание разделов курса………………………….10
- Примерное тематическое планирование разделов курса……………………….......................................................14
- Список литературы…………..……………………….20
- Обоснование.
Говоря об адаптации ребёнка в школе, мы сразу вспоминаем такие понятия, как внимание, саморегуляция, восприятие, мышление, память, творческое воображение, коммуникативность и т.д. Однако нужно заметить, что эти важные для дальнейшего развития ребёнка составляющие так называемой «гармонически развитой личности» являются результатом длительного целенаправленного педагогического воздействия. И это воздействие тем более длительно, чем менее здоров ребёнок (имеется в виду прежде всего психическое, соматическое и физическое здоровье).
Охрана и укрепление здоровья - эта задача становится всё более актуальной на современном этапе развития общества, в связи с тем, что всё большее кол-во детей рождаются нездоровыми, с врождёнными патологиями. Исследования показывают, что в начальных классах лишь 10% детей можно назвать условно здоровыми. У детей присутствует целый ряд неврологических, соматических заболеваний, нарушение осанки, плоскостопие, слаборазвитые зрительно - слухомоторные координации. А эти нарушения есть факторы, не позволяющие детям нормально учиться. О какой социализации может идти речь, если у таких детей, как правило, низкая самооценка из-за плохой успеваемости, низкий уровень саморегуляции.
Такие нарушения можно и нужно корректировать. И это мы говорим о детях без органических поражений ГМ, ЦНС. А ведь в массовых школах есть и такие дети, которых, в силу ряда причин, мы не можем перевести в специализированные школы. Мы знаем, что усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, нежели на их профилактику. Многие родители в силу своей занятости на отклонения у детей либо не обращают внимания, либо спохватываются поздно. В начальной школе, в отличие от детских садов, практически не разработаны подходы обучения с позиций развивающей предметно - двигательной среды ребёнка.
На занятиях ОФП используются ортопедические мячи, полусферы, теннисные мячи для развития мелкой моторики рук. Для развития внимания, различных координаций проводятся игры. На занятиях по формированию социальной уверенности в 1-2-х классах дети учатся общаться, понимать друг друга, выполнять правила командной игры, управлять своей командой. В 3-4 классе проводится гимнастика с элементами фитнеса и танцевальной аэробики.
На сегодняшний день задача укрепления здоровья становится одной из основных для многих детских учреждений. Проведённая диагностика учащихся 1-х классов выявила, что учащимся необходимы коррекционные мероприятия, предусмотренные нашей программой. Наш девиз: «Учимся жить сегодня так, чтобы иметь шансы увидеть завтра».
Курс «ОФП» направлен на социализацию личности, представлен следующими разделами:
- Коррекционная гимнастика с гимнастическими мячами,
- Коррекционная гимнастика со средними и теннисными мячами
- Коррекционная гимнастика с гимнастическими палками
- Игротека.
- Цель.
Социализация личности путем сохранения, формирования, и укрепления психического, физического, соматического и нравственного здоровья учащихся в условиях адаптивной образовательной среды.
- Задачи.
- Создавать психологические условия для формирования социально адаптированной личности.
- Формировать социальную уверенность.
- Развивать коммуникативные способности.
- Тренировать зрительно-моторные координации.
- Развивать тактильное восприятие.
- Формировать оптимальную осанку, оптимального двигательного стереотипа.
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года
Участники: руководитель дополнительного образования, родители и учащиеся 1-4 классов.
- Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Основные направления реализации программы.
- Проведение входной диагностики.
- Занятия кружка.
- Проведение открытых занятий для родителей.
- Проведение выходной диагностики.
- Участие в районных и городских семинарах, выставках, конкурсах.
- Планируемые результаты:
- Снижение количества детей с нарушением осанки на 10%
- Снижение количества простудных заболеваний.
- Улучшение физической формы учащихся.
- Снятие проблем с восприятием, концентрацией внимания, саморегуляцией: потерей строки. Увеличение объёма письменной работы без признаков усталости.
- Слушают и воспринимают информацию лучше сверстников.
- Формируется активная жизненная позиция, коммуникативные умения.
- Развитие вариативности мышления.
- Рост общего прогресса в успеваемости.
Эти результаты нельзя посчитать. Их можно увидеть на уроке, в общении, в тетрадях и в оценках по изучаемым предметам.
В конце каждого занятия педагогом обычно отмечаются достижения детей на занятии в процессе конкретной работы, а также недочеты, на которые стоит обратить внимание на следующем занятии, предлагаются способы преодоления возникающих трудностей.
Знания, умения и навыки, представленные в разделе «Содержание курса» по каждой теме в виде дидактических задач и формирующиеся в процессе освоения программы детьми как достигнутый результат, получают возможность для демонстрации и применения их детьми не только на занятиях, но и на конкурсах, выставках, соревнованиях различного уровня и статуса, а также на итоговых занятиях, которые могут проходить в форме зачетов, тестирований, защиты проектов и др.
Критерии оценки результатов обучения:
- соответствие уровня теоретических знаний по соответствующему курсу программным требованиям;
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
- свобода владения навыками работ с оборудованием;
- качество выполнения практических заданий.
В процессе работы у детей 1- 4 х классов должно улучшиться общее состояние здоровья, появиться положительные эмоции. У детей должны улучшиться двигательные координации, равновесие, тактильное восприятие. Дети должны научиться лёгким упражнениям с малыми и средними мячами, держать равновесие на больших гимнастических мячах. У детей должна получаться коллективная деятельность, игра в команде. Многие будут увереннее чувствовать себя в руководящей и контролирующей деятельности.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- мотивационная основа на занятия гимнастикой;
-учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой с гимнастическими мячами.
Регулятивные результаты : умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (, выносливости, равновесия, гибкости);
- планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений с мячами и без и условиями их реализации;
- формирование слухо – зрительно – моторных координаций
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.
Познавательные результаты: - осуществлять анализ выполненных действий;
- активно включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике с гимнастическими мячами;
Коммуникативные результаты: - уметь слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении качества выполнения упражнений.
- Содержание разделов курса.
Класс | Раздел программы | Колич.часов |
1 класс | Комплекс коррекционных упражнений с большими ортопедическими мячами | 34 |
Комплекс коррекционных упражнений с гимнастическими палками | 34 | |
Комплекс коррекционных упражнений с теннисными и средними мячами. | 34 | |
2 класс | Комплекс коррекционных упражнений с теннисными и средними мячами. Игротекка | 34 |
Комплекс коррекционных упражнений с большими ортопедическими мячами | 34 | |
Комплекс коррекционных упражнений с гимнастическими палками | 34 | |
3класс | Комплекс коррекционных упражнений с гимнастическими палками | 34 |
Комплекс коррекционных упражнений с большими ортопедическими мячами | 34 | |
Комплекс коррекционных упражнений с теннисными и средними мячами. Игротека. | 34 | |
4класс | Комплекс коррекционных упражнений с гимнастическими палками | 34 |
Комплекс коррекционных упражнений с большими ортопедическими мячами | 34 | |
Комплекс коррекционных упражнений с теннисными и средними мячами. Игротека. | 34 |
1 год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 3 | 3 | - |
2 | Комплекс коррекционных упражнений с большими ортопедическими мячами | 33 | - | 33 |
3 | Комплекс коррекционных упражнений с гимнастическими палками | 33 | - | 33 |
4 | Комплекс коррекционных упражнений с теннисными и средними мячами. | 33 | - | 33 |
Итого | 102 | 3 | 99 |
2 год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 3 | 3 | - |
4 | Комплекс коррекционных упражнений с большими ортопедическими мячами | 33 | - | 33 |
6 | Комплекс коррекционных упражнений с гимнастическими палками | 33 | - | 33 |
7 | Комплекс коррекционных упражнений с теннисными и средними мячами. Игротека. | 33 | - | 33 |
Итого | 102 | 3 | 99 |
3 год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 3 | 3 | - |
2 | Комплекс коррекционных упражнений с большими ортопедическими мячами | 33 | - | 33 |
3 | Комплекс коррекционных упражнений с гимнастическими палками | 33 | - | 33 |
4 | Комплекс коррекционных упражнений с теннисными и средними мячами.Игротека | 33 | - | 33 |
Итого | 102 | 3 | 99 |
4 год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 3 | 3 | - |
2 | Комплекс коррекционных упражнений с гимнастическими палками | 33 | - | 33 |
3 | Комплекс коррекционных упражнений с большими ортопедическими мячами | 33 | - | 33 |
4 | Игры на формирование социальной уверенности. Игротека. | 33 | 33 | |
Итого | 102 | 3 | 99 |
8. Примерное тематическое планирование разделов курса.
8.1 .Коррекционная гимнастика.
Цель: социальная адаптация ребенка путем оптимального развития отдельных его систем
Задачи:
- Тренировка зрительно- моторной координации, развитие систем «глаз-рука», «глаз-голова-шея-туловище-руки».
- Тренировка слухо-моторно-ритмической координации .
- Развитие вестибулярного аппарата.
- Гармоничное развитие полушарий головного мозга путём осуществления комплекса упражнений для обеих рук и ног в различных комбинациях.
- Развитие концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля.
- Формирование социальной уверенности детей.
- Знакомство детей с настольным теннисом, как видом спорта
- Формирование оптимального двигательного стереотипа путём тренировки зрительно- моторной координации, развитие систем «глаз-рука», «глаз-голова-шея-туловище-руки».
- Тренировка слухо-моторно-ритмической координации .
- Развитие вестибулярного аппарата.
- Формирование правильной осанки.
- Гармоничное развитие полушарий головного мозга путём осуществления комплекса упражнений для обеих рук и ног в различных комбинациях.
- Развитие концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля.
- Формирование социальной уверенности детей, умения справляться с поставленной задачей в процессе коллективной деятельности.
Программа включает в себя различные упражнения с маленькими мячами: катание, передача из руки в руку под ритмичную музыку,подбрасывание вверх. Индивидуальные упражнения чередуются с работой в парах. В программу включены:
1. Разминка.
2. Индивидуальные упражнения с мячом.
3. Групповые упражнения (в парах, группе с учителем)
4. Развивающие игры с мячом
Занятия с маленькими мячами чередуются с занятиями со средними мячами на полусферах.
Тематика занятий зависит от продвижения уровня группы при выполнении упражнений.
Программа нацелена на телесное и нервно-психическое развитие ребёнка в одинаковой степени. В связи с тем, что полноценное физическое развитие, формирование двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, её чувствительных и двигательных центров, анализаторов, можно утверждать, что программа «Чудо-мяч» при систематических занятиях, поможет педагогу сформировать у детей навыки плавного и ритмичного письма, правильного чтения, ритмичной связной речи, а так же развить внимание, саморегуляцию, слуховое и зрительное восприятие.
Особенностью данной программы является, прежде всего, простота исполнения, минимальные требования к материальной базе, а также возможность выполнения упражнений отдельно от других развивающих программ. Тем не менее, в комплексе с развивающими двигательными программами, результаты значительно улучшаются.
Данная программа предусматривает несколько этапов, различающимися по уровню сложности. Эта особенность позволяет работать с группой, которая состоит из детей разного уровня развития и предлагать на первых занятиях разный уровень сложности каждого упражнения.
Методическое обеспечение программы «ОФП» (коррекционная гимнастика) включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей умственного развития учащихся, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (показ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя иллюстрации, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу. Техническое оснащение занятий включает в себя:
- Гимнастический зал;
- Оборудование для ходьбы, ползания, лазания, макеты, мягкие модули, коврики.;
- Аудиоаппаратура.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы:
- фронтальная
- работа в парах
- индивидуальная
8.2 «Развитие зрительно-слухо-моторно-ритмической координации ребёнка с помощью комплекса упражнений со средними мячами».
Цель: социальная адаптация ребенка путем оптимального развития отдельных его систем
Задачи:
1. Формирование оптимального двигательного стереотипа путём тренировки зрительно- моторной координации, развитие систем «глаз-рука», «глаз-голова-шея-туловище-руки».
2. Тренировка слухо-моторно-ритмической координации .
3. Развитие вестибулярного аппарата.
4. Формирование правильной осанки.
5. Гармоничное развитие полушарий головного мозга путём осуществления комплекса упражнений для обеих рук и ног в различных комбинациях.
6. Развитие концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля.
7. Формирование социальной уверенности детей, умения справляться с поставленной задачей в процессе коллективной деятельности.
8.3 «Развитие зрительно-слухо-моторно-ритмической координации ребёнка с помощью комплекса упражнений с теннисными и средними мячами». (1-4 год обучения)
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 34час.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1ч | |
Упражнения для отработки рефлекса Моро и «избегания» (полоса «неожиданностей».) с теннисными и средними мячами. | 8ч | |
Упражнения с теннисными и средними мячами для отработки ладонного и подошвенного рефлексов. | 9ч | |
Игротека. Координационные «дорожки». | 7ч | |
Упражнения с теннисными и средними мячами для отработки ассиметричного и шейно - тонических рефлексов. | 9ч |
8.4 Примерное тематическое планирование занятий по развитию координаций с использованием ортопедических мячей . (1-4 год обучения)
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 34час.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1ч | |
Комплекс упражнений по формированию осанки с применением больших гимнастических мячей. | 10ч | |
Комплекс упражнений на различные группы мышц с применением больших гимнастических мячей. | 10ч | |
Комплекс упражнений на баланс с применением больших гимнастических мячей. | 9ч | |
Игротека. | 4ч |
9.Список литературы
- Здоровьеформирующее физическое развитие. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Центр здоровьесберегающих педагогических технологий НГАСУ. Научный ред. Безруких М.М..-Москва, 2001
- Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительного движения. Е.В.Вербовская, А.С.Большев, Ю.А.Лебедев и др.- Москва, Н.Новгород, 2001
Интернет-ресурсы:
- http://festival.1september.ru/articles/548868/
- http://festival.1september.ru/articles/583781/
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,45472/Itemid,118/
- o-detstve.ru
- http://nsportal.ru/
- http://www.zavuch.info/
- http://pedsovet.org/forum/member43444.html
Комментарии
Спасибо Вам за материал!
Спасибо Вам за материал!
Оздоровительные мероприятия на уроках и во внеурочной деятельнос
Я нашла много полезного материала для себя, т.к. у меня есть своя авторская программа здоровьесберегающего направления "Тропинка к здоровью"
Здоровьесбережение
Спасибо за отзыв. А с Вашей программой можно познакомиться? Может быть найду для себя что-то интересное.