Оздоровительные мероприятия в урочной и внеурочной деятельности в 1-4 классах.

Машкова Светлана Викторовна

 В своем блоге попробую предложить уважаемым коллегам познакомиться с  оздоровительными мероприятиями в начальной школе, которые я провожу в своем классе. Например,физкультминутки для уроков. Их можно  проводить ежедневно, распределив на каждый урок по 1-2 упражнения. Мы делаем упражнения для глаз, головы, шеи, рук. Они занимают немного времени, не требуют специального оборудования и достаточно эффективны. Дополнительно решается задача социальной уверенности детей. Их проводят дежурные перед всем классом. За три недели в роли дежурного пробует силы каждый ребенок.Они проговаривают команды и контролируют их выполнение классом. Получается психологический тренинг. Учитель, научив в 1 классе, далее может только контролировать процесс.  Полезно для неуверенных в себе детей, и высвобождается минутка для учителя.

Также создана программа кружка по внеурочной деятельности "ОФП" коррекционно-оздоровительного направления, на котором ребята могут исправить осанку, стопу, зрение, координацию, улучшить внимание. Материалы полностью конечно нельзя считать авторскими, но, используя опыт своих коллег, удалось добавить что-то свое. Детям нравится, поэтому, наверное, можно считать, что опыт удался.

Приглашаю на свой сайт, где можно познакомиться с некоторыми материалами по здоровьесбережению из личного опыта. Буду рада, если педагоги  найдут для себя что-то интересное.Наверное, у каждого после 20 лет работы в школе приходит пора делиться опытом. Конкретно методику одного автора я не использую от АдоЯ, но выбрала приемы из многих методик , подходящие  к нашим условиям.  Они не требуют материальных затрат. Прежде всего это двигательные технологии, которые мы с коллегами изучали на лекциях специалистов Нижегородского центра здоровьесберегающих технологий. Возможно, они пересекаются с существующими методиками. Но на практике пришлось многое корректировать. Особенно интересно проводятся уроки в 1 классе по кубикам Зайцева. Можно включить в урок многие приемы здоровьесбережения, не затрачивая лишних минут.

По этой ссылке можно скачать мои проекты "Здорово жить здорово", презентацию "Работа над социальной адаптацией с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках обучения грамоте", которые мы реализуем с родителями и детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс оздоровительных  физкультминуток

Для уроков в 1-4классах.

Для глаз.

Упражнение 1

Цель: профилактика усталости глаз, предупреждение близорукости.

  • При наличии «восьмёрки» на передней стене (см. рис.1),  сидя, ставим локти на стол и закрываем поочерёдно каждый глаз ладонью. Открытым глазом дети должны следить за указкой учителя, не двигая при этом головой. Движение указки сначала по вертикали и горизонтали поочерёдно, затем по большой «восьмёрке» и по малой «восьмёрке». В конце упражнения необходимо зажмурить и широко раскрыть глаза (3-5 раз). Затем быстро  поморгать ресницами.
  • При наличии «точек» на окне (обязательно спокойных тонов), поочерёдно закрываем каждый глаз и смотрим вдаль- на точку, вдаль – на точку (5-6 раз). Не отрываясь, смотреть 10-15секунд на один объект. Вдали нужно выбрать только один объект для фиксации взгляда( дерево, окно дома, и.т.д. )
  • Без специального оборудования можно следить глазами за большими пальцами рук. Для этого сжимаем кулачки, протягиваем руки вперёд( не сгибаем в локтях, держим руки прямо) оттопыриваем вверх большие пальцы. Движения повторять ПРАВОЙ рукой поочерёдно (и.п. –вперёд) – вверх, вперёд, вниз , вперёд, ЛЕВОЙ  - вперед, влево, вперёд, вправо,  вперёд. Повторить 6-8 раз  каждой рукой. Затем вращение по кругу в разные стороны (6-8 повторов), по «восьмерке» сверху – вниз и справа – налево (6 – 8 повторов)

  Не поворачивать голову и туловище! Следим за руками только глазами!

*При наличии мешочков с наполнителем кладем на голову(наполнитель-морская соль)

  

Рисунок 1

Для позвоночника.

Упражнение 2

Цель: профилактика сколиоза, остеохондроза.

Можно выполнять стоя, сидя на коленях на полу.

Сидя:  поднимаем каждую руку поочерёдно, соединяем сзади в «замочек» с другой рукой. Голову держим прямо, корпус прямо, живот втянут. Удержать положение 30- 60 секунд. Можно закрыть глаза, негромко включить расслабляющую музыку. Повтор каждой рукой 1-2 раза.

Стоя:  делаем такой же «замочек» каждой рукой  в течение 10 -20 секунд поочерёдно. Ноги на ширине плеч, спина прямая, живот втянут. Повторять упражнение 5-6 раз. Желательно смотреть в одну точку.

Упражнение3.

Цель: профилактика сколиоза, остеохондроза.

Стоим прямо, руки опустить, голова чуть поднята. Двигать лопатки навстречу друг другу, затем «горбить» спину (расслабление). Далее - круговые   движения  лопатками. Дать лопаткам соединяться. Напряжение чередовать с округлением спины. Повторить каждое движение 2-3 раза.

Упражнение4.

Цель: профилактика сколиоза, остеохондроза.

Стоим прямо, руки согнуть сзади в локтях и взять ладонью каждой руки противоположный локоть. Таким образом, спина полностью выпрямляется.

Движения головой: наклоны вправо - влево;

                                  перекаты головой от правого плеча к левому, и обратно,          обязательно  прокатывая подбородок по груди;

                                  движение головой по кругу, через грудь, плечи, спину, с максимальным наклоном во все стороны( вправо, затем влево).

Обязательно: не открывать рот, не поднимать плечи, не поворачивать голову (только наклонять), корпус прямой, двигается только голова. Наклоны выполнять с максимальной амплитудой ( подбородок к груди, затылок к спине, ухо к плечу). Движения медленные, плавные. Ни в коем случае не делать резких движений. Не нарушать последовательность движений.



Предварительный просмотр:

   

Администрация

города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное

бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 32»

Утверждаю:

________________

директор МБОУ «Школа №32»

Т.В.Корнилаева                                                        

Программа  внеурочной  деятельности

по  спортивно-оздоровительному  направлению

«ОФП»

                       

Автор-составитель программы:

учитель  1 категории

Машкова   Светлана  Викторовна

                       

        

Нижний  Новгород

        2016 г        

Программа рассчитана на 3часа в неделю

Общее количество часов по программе: 405ч.

Срок  реализации программы : 4 года  

Программа рассчитана на учащихся 1-4классов.

Содержание:

  1. Обоснование…………………………………………..3

  1. Цель…………………………………………………….5

  1. Задачи…………………………………………………..5

  1. Принципы  построения  программы…………………6

  1. Основные направления реализации программы…….7

  1. Планируемые  результаты …………………………...7

  1. Содержание разделов  курса………………………….10

  1. Примерное тематическое планирование  разделов курса……………………….......................................................14

  1. Список литературы…………..……………………….20

  1. Обоснование.

           

           Говоря об адаптации ребёнка в школе, мы сразу вспоминаем такие понятия, как внимание, саморегуляция, восприятие, мышление, память, творческое воображение, коммуникативность и т.д. Однако нужно  заметить, что эти важные для дальнейшего развития ребёнка составляющие так называемой «гармонически развитой личности» являются результатом длительного целенаправленного педагогического воздействия. И это воздействие тем более длительно, чем менее здоров ребёнок (имеется в виду прежде всего  психическое, соматическое и физическое здоровье).

       

           Охрана и укрепление здоровья  - эта задача становится всё более актуальной на современном этапе развития общества, в связи с тем, что всё большее кол-во детей рождаются нездоровыми, с врождёнными патологиями.  Исследования показывают, что в начальных классах лишь 10% детей можно назвать условно здоровыми. У детей присутствует целый ряд неврологических, соматических заболеваний, нарушение осанки, плоскостопие, слаборазвитые зрительно - слухомоторные координации. А эти нарушения  есть факторы, не позволяющие детям нормально учиться. О какой социализации может идти речь, если у таких детей, как правило, низкая самооценка из-за плохой успеваемости, низкий уровень саморегуляции.

     

          Такие нарушения можно и нужно корректировать. И это мы говорим о детях без органических поражений ГМ, ЦНС. А ведь в массовых школах  есть и такие дети, которых, в силу ряда причин, мы не можем перевести в специализированные школы.      Мы знаем, что усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, нежели на их профилактику. Многие родители в силу своей занятости на  отклонения у детей либо не обращают внимания, либо спохватываются  поздно. В начальной школе, в отличие от детских садов,  практически не разработаны подходы обучения с позиций развивающей предметно - двигательной среды ребёнка.

   

            На занятиях ОФП используются  ортопедические мячи, полусферы, теннисные мячи для развития мелкой моторики рук. Для развития внимания, различных координаций проводятся игры. На занятиях по формированию социальной уверенности в 1-2-х классах дети учатся общаться, понимать друг друга, выполнять правила командной игры, управлять своей командой. В 3-4 классе проводится гимнастика с элементами фитнеса и танцевальной аэробики.

            На сегодняшний день задача укрепления здоровья становится одной из основных для многих детских учреждений. Проведённая диагностика учащихся 1-х классов выявила, что учащимся необходимы коррекционные мероприятия, предусмотренные нашей программой. Наш девиз: «Учимся жить  сегодня так, чтобы иметь шансы увидеть завтра».  

           Курс  «ОФП» направлен  на  социализацию  личности, представлен следующими разделами:

  1. Коррекционная гимнастика с гимнастическими мячами,
  2. Коррекционная гимнастика со средними и теннисными мячами
  3. Коррекционная гимнастика с гимнастическими палками
  4. Игротека.

  1. Цель.

Социализация личности путем сохранения, формирования, и укрепления психического, физического, соматического и нравственного здоровья учащихся в условиях адаптивной образовательной среды.

  1. Задачи.

  1. Создавать психологические условия для формирования социально адаптированной личности.
  2. Формировать социальную уверенность.
  3. Развивать коммуникативные способности.
  4. Тренировать зрительно-моторные координации.
  5. Развивать тактильное восприятие.
  6.  Формировать оптимальную осанку, оптимального двигательного стереотипа.

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года

    Участники: руководитель дополнительного образования, родители и учащиеся 1-4 классов.

  1. Принципы построения программы:
  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и  самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

                

  1. Основные направления реализации программы.

  1. Проведение входной диагностики.
  2. Занятия кружка.
  3. Проведение открытых занятий для родителей.
  4. Проведение выходной диагностики.
  5. Участие в районных и городских семинарах, выставках, конкурсах.

  1. Планируемые  результаты:
  • Снижение количества детей с нарушением осанки на 10%
  • Снижение количества простудных заболеваний.
  • Улучшение  физической  формы учащихся.
  • Снятие проблем с восприятием, концентрацией внимания, саморегуляцией: потерей строки.  Увеличение объёма письменной работы без признаков усталости.
  • Слушают и воспринимают информацию лучше сверстников.
  • Формируется активная жизненная позиция, коммуникативные умения.
  • Развитие вариативности мышления.
  • Рост общего прогресса в успеваемости.

Эти результаты нельзя посчитать. Их можно увидеть на уроке, в общении, в тетрадях и  в оценках по изучаемым предметам.

В конце каждого занятия педагогом обычно отмечаются достижения детей на занятии в процессе конкретной работы, а также недочеты, на которые стоит обратить внимание на следующем занятии, предлагаются способы преодоления возникающих трудностей.

Знания, умения и  навыки, представленные в разделе «Содержание курса» по каждой теме в виде дидактических задач и формирующиеся в процессе освоения  программы детьми как достигнутый результат, получают возможность для демонстрации и применения их детьми не только на занятиях, но и на  конкурсах, выставках, соревнованиях различного уровня и статуса, а также на итоговых занятиях, которые могут проходить в форме зачетов, тестирований, защиты проектов и др.

Критерии оценки результатов обучения:

  • соответствие уровня теоретических знаний по соответствующему курсу программным требованиям;
  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
  • свобода    владения     навыками    работ  с оборудованием;
  • качество выполнения практических заданий.

В процессе работы у детей 1- 4 х классов должно улучшиться общее состояние здоровья, появиться положительные эмоции. У детей должны улучшиться двигательные координации, равновесие, тактильное восприятие. Дети должны научиться лёгким упражнениям с малыми и средними мячами, держать равновесие на больших гимнастических мячах. У детей должна получаться коллективная деятельность, игра в команде. Многие будут увереннее чувствовать себя в руководящей и контролирующей деятельности.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- мотивационная основа на занятия гимнастикой;

-учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой  с гимнастическими мячами.

Регулятивные результаты : умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на  формирование и развитие двигательных качеств (, выносливости, равновесия, гибкости);

- планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений с мячами  и без и условиями их реализации;

- формирование слухо – зрительно – моторных координаций

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-оценивать правильность выполнения двигательных действий.

Познавательные результаты: - осуществлять анализ выполненных действий;

- активно включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике с гимнастическими мячами;

Коммуникативные результаты: - уметь слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении качества выполнения упражнений.

  1. Содержание разделов курса.

Класс

Раздел программы

Колич.часов

1 класс

Комплекс коррекционных упражнений  с большими ортопедическими мячами

34

Комплекс коррекционных упражнений  с гимнастическими палками

34

Комплекс коррекционных упражнений  с теннисными и средними мячами.

34

2 класс

Комплекс коррекционных упражнений  с теннисными и средними мячами. Игротекка

34

Комплекс коррекционных упражнений  с большими ортопедическими мячами

34

Комплекс коррекционных упражнений  с гимнастическими палками

34

3класс

Комплекс коррекционных упражнений  с гимнастическими палками

34

Комплекс коррекционных упражнений  с большими ортопедическими мячами

34

Комплекс коррекционных упражнений  с теннисными и средними мячами. Игротека.

34

4класс

Комплекс коррекционных упражнений  с гимнастическими палками

34

Комплекс коррекционных упражнений  с большими ортопедическими мячами

34

Комплекс коррекционных упражнений  с теннисными и средними мячами.  Игротека.

34

1 год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

3

-

2

Комплекс коррекционных упражнений  с большими ортопедическими мячами

33

-

33

3

Комплекс коррекционных упражнений  с гимнастическими палками

33

-

33

4

Комплекс коррекционных упражнений  с теннисными и средними мячами.

33

-

33

Итого

102

3

99

2 год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

3

-

4

Комплекс коррекционных упражнений  с большими ортопедическими мячами

33

-

33

6

Комплекс коррекционных упражнений  с гимнастическими палками

33

-

33

7

Комплекс коррекционных упражнений  с теннисными и средними мячами. Игротека.

33

-

33

Итого

102

3

99

3 год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

3

-

2

Комплекс коррекционных упражнений  с большими ортопедическими мячами

33

-

33

3

Комплекс коррекционных упражнений  с гимнастическими палками

33

-

33

4

Комплекс коррекционных упражнений  с теннисными и средними мячами.Игротека

33

-

33

Итого

102

3

99

4 год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

3

-

2

Комплекс коррекционных упражнений  с гимнастическими палками

33

-

33

3

Комплекс коррекционных упражнений  с большими ортопедическими мячами

33

-

33

4

Игры  на формирование  социальной уверенности. Игротека.

33

33

Итого

102

3

99

8.  Примерное тематическое планирование разделов курса.

8.1 .Коррекционная гимнастика.

Цель: социальная адаптация ребенка    путем  оптимального  развития отдельных его систем

Задачи:

  • Тренировка зрительно- моторной координации, развитие систем «глаз-рука»,  «глаз-голова-шея-туловище-руки».
  • Тренировка слухо-моторно-ритмической координации .
  • Развитие вестибулярного аппарата.
  • Гармоничное развитие полушарий головного мозга путём осуществления  комплекса упражнений для обеих рук и ног в различных комбинациях.
  • Развитие концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля.
  • Формирование социальной уверенности детей.
  • Знакомство детей с настольным теннисом, как видом спорта
  • Формирование оптимального двигательного стереотипа путём тренировки зрительно- моторной координации, развитие систем «глаз-рука»,  «глаз-голова-шея-туловище-руки».
  • Тренировка слухо-моторно-ритмической координации .
  • Развитие вестибулярного аппарата.
  • Формирование правильной осанки.
  • Гармоничное развитие полушарий головного мозга путём осуществления  комплекса упражнений для обеих рук и ног в различных комбинациях.
  • Развитие концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля.
  • Формирование социальной уверенности детей, умения справляться с поставленной задачей в процессе коллективной деятельности.

Программа включает в себя различные упражнения с маленькими мячами: катание, передача из руки в руку под ритмичную музыку,подбрасывание вверх. Индивидуальные упражнения чередуются с работой в парах.    В программу включены:

1. Разминка.

2. Индивидуальные упражнения с мячом.

3. Групповые упражнения (в парах, группе с учителем)

4. Развивающие игры с мячом

Занятия с маленькими мячами чередуются с занятиями со средними мячами на полусферах.

Тематика занятий зависит от продвижения уровня группы при выполнении   упражнений.

Программа нацелена на телесное и нервно-психическое развитие ребёнка в одинаковой степени. В связи с тем, что полноценное физическое развитие, формирование двигательных качеств,  оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, её чувствительных и двигательных центров, анализаторов, можно утверждать, что программа «Чудо-мяч» при систематических занятиях, поможет педагогу сформировать у детей навыки плавного и ритмичного письма, правильного чтения, ритмичной связной речи, а так же развить внимание, саморегуляцию, слуховое и зрительное восприятие.

   Особенностью данной программы является, прежде всего, простота исполнения, минимальные требования к материальной базе, а также возможность выполнения упражнений  отдельно от других развивающих программ. Тем не менее, в комплексе с развивающими двигательными программами, результаты значительно улучшаются.

    Данная программа предусматривает несколько этапов, различающимися по уровню сложности. Эта особенность позволяет работать с группой, которая состоит из детей разного уровня развития и предлагать на первых занятиях разный уровень сложности  каждого упражнения.

Методическое обеспечение программы «ОФП» (коррекционная гимнастика) включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей умственного развития учащихся, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (показ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся);
  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя иллюстрации, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу. Техническое оснащение занятий включает в себя:

  • Гимнастический зал;
  • Оборудование для ходьбы, ползания, лазания, макеты, мягкие модули, коврики.;
  • Аудиоаппаратура.

Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы:

  • фронтальная
  • работа в парах
  • индивидуальная

8.2  «Развитие зрительно-слухо-моторно-ритмической  координации ребёнка с помощью комплекса упражнений со средними мячами».

Цель: социальная адаптация ребенка    путем  оптимального  развития отдельных его систем

Задачи:

1. Формирование оптимального двигательного стереотипа путём тренировки зрительно- моторной координации, развитие систем «глаз-рука»,  «глаз-голова-шея-туловище-руки».

2. Тренировка слухо-моторно-ритмической координации .

3. Развитие вестибулярного аппарата.

4.   Формирование правильной осанки.

5. Гармоничное развитие полушарий головного мозга путём осуществления  комплекса упражнений для обеих рук и ног в различных комбинациях.

6. Развитие концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля.

7. Формирование социальной уверенности детей, умения справляться с поставленной задачей в процессе коллективной деятельности.

8.3   «Развитие зрительно-слухо-моторно-ритмической  координации ребёнка с помощью комплекса упражнений с теннисными и средними мячами».                      (1-4 год обучения)

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 34час.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

      Упражнения для отработки рефлекса  Моро и «избегания» (полоса «неожиданностей».) с теннисными и средними мячами.

Упражнения с теннисными и средними мячами для отработки ладонного и подошвенного рефлексов.

Игротека.

Координационные «дорожки».

Упражнения с теннисными и средними мячами для отработки ассиметричного и шейно - тонических рефлексов.

8.4   Примерное тематическое планирование занятий по развитию координаций с использованием ортопедических  мячей . (1-4 год обучения)

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 34час.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Комплекс упражнений по формированию осанки с применением больших гимнастических мячей.

10ч

Комплекс упражнений на различные группы мышц с применением больших гимнастических мячей.

10ч

Комплекс упражнений на баланс с применением больших гимнастических мячей.

Игротека.

9.Список литературы

  1. Здоровьеформирующее физическое развитие. – Пособие для педагогов дошкольных  учреждений.  Центр здоровьесберегающих педагогических технологий НГАСУ. Научный ред. Безруких М.М..-Москва, 2001

  1. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительного движения. Е.В.Вербовская, А.С.Большев, Ю.А.Лебедев и др.- Москва, Н.Новгород, 2001

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/548868/
  2. http://festival.1september.ru/articles/583781/
  3. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,45472/Itemid,118/
  4. o-detstve.ru
  5. http://nsportal.ru/
  6. http://www.zavuch.info/
  7. http://pedsovet.org/forum/member43444.html


 

Комментарии

Уланова Виктория Юрьевна

Спасибо Вам за материал!

Трошкова Валентина Леонидовна

Я нашла много полезного материала для себя, т.к. у меня есть своя авторская программа здоровьесберегающего направления "Тропинка к здоровью"

Машкова Светлана Викторовна

Спасибо за отзыв. А с Вашей программой можно познакомиться? Может быть найду для себя что-то интересное.