Нетрадиционные приёмы развития устной речи (из опыта работы логопеда).Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей.Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно,уделяя по 5-10 мин

Моисеева Галина Андреевна

Нетрадиционные приёмы развития устной речи

(из опыта работы логопеда)

МОУ  Юговская СОШ, Пермский край, Пермский район

Учитель-логопед: Моисеева Галина Андреевна

 

Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех педагогов, занятых воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребёнка и, во-вторых, опосредованный, к которому можно отнести нетрадиционные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику  пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно, уделяя по 5 – 10 минут ежедневно.

Предлагаю несколько игр, которые могут использоваться в обучении детей как педагогами, так и родителями.

«Шкатулка сказок»

В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель-логопед открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»

Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку.

Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру».

Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».

Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.

«Узнай меня»

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, чем питается, где живёт и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: «Этот предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нём кипятят воду». Все догадались, что это чайник.

Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льётся». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.

«Бывает – не бывает»

Дети придумывают разные предложения:

«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».

Хором утверждаем: бывает это или не бывает.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Ребята делятся на две команды. Показываю им предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки.

Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо».

И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т.д.

«Сочиняй-ка»

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

«Загадалки»

Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живёт в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?»

На верно заданный вопрос – сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

«Перевёртыши»

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха села на варенье», «Пошёл сильный дождь» и др.

Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

«Выгляни в окошко»

В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» — пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

«Собери поезд»

На доске прикреплены картинки. На них изображены различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д.

Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь.

Группа учащихся «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора.

Далее поедет поливочная машина, т.к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи.

Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами.

«Волшебная кисточка»

Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебной кисточкой» (красиво украшенная ручка, указка). Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.


Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь ученикам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.

Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять.

Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные приёмы развития устной речи

(из опыта работы логопеда)

МОУ  Юговская СОШ, Пермский край, Пермский район

Учитель-логопед: Моисеева Галина Андреевна

Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех педагогов, занятых воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребёнка и, во-вторых, опосредованный, к которому можно отнести нетрадиционные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику  пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно, уделяя по 5 – 10 минут ежедневно.

Предлагаю несколько игр, которые могут использоваться в обучении детей как педагогами, так и родителями.

«Шкатулка сказок»

В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель-логопед открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»

Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку.

Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру».

Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».

Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.

«Узнай меня»

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, чем питается, где живёт и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: «Этот предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нём кипятят воду». Все догадались, что это чайник.

Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льётся». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.

«Бывает – не бывает»

Дети придумывают разные предложения:

«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».

Хором утверждаем: бывает это или не бывает.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Ребята делятся на две команды. Показываю им предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки.

Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо».

И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т.д.

«Сочиняй-ка»

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

«Загадалки»

Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живёт в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?»

На верно заданный вопрос – сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

«Перевёртыши»

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха села на варенье», «Пошёл сильный дождь» и др.

Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

«Выгляни в окошко»

В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» — пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

«Собери поезд»

На доске прикреплены картинки. На них изображены различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д.

Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь.

Группа учащихся «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора.

Далее поедет поливочная машина, т.к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи.

Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами.

«Волшебная кисточка»

Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебной кисточкой» (красиво украшенная ручка, указка). Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.


Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь ученикам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.

Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять.

Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.