родителям
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ
Уважаемые родители!
Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:
- Знаете, что доверие - основное правило.
- Всегда своим детям говорите правду.
- Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
- Советуетесь с малышом.
- Не обманываете ребенка.
- Учитесь правильно оценивать свои поступки и поступки детей.
- Не добивайтесь полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
- Постоянно читаете книги вслух своему ребенку.
- Не обсуждайте с другими людьми поведение своего ребенка так, будто его нет рядом.
- Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
- Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.
КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА
- Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми.
- Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
- Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, то это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
- Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
- Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
- Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
- Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы - ваши прикосновения делают его уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
- Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество ощущения. Надо уметь понять что ребенок хочет, вслушаться в его слова.
МАТЕРИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ
- Люби своё дитя, но не балуй, не губи. Избаловать дитя можно и в бедности. При ласковой строгости можно вырастить настоящим человеком и в богатстве.
- Воспитывай благодарность: если нет ответной любви на твою самоотверженность, считай, что дети только потребляют твою любовь. Пусть будет хорошо не только детям, но и тебе.
- Тебе не будет счастья без счастья твоих детей, но их тоже пусть трогают твои беды.
- Будь другом детям, но не приятельницей. Будь рядом с ними, но выше. Будь доброй, но не добренькой.
- Учи детей думать не о вещах, а о делах: трехлетняя дочь пусть помогает матери, трехлетний сын пусть защищает её. Никто не может сидеть без дела, когда трудится мать.
- Мать, помни: лучшее - детям, но не забывай и о себе. Всё исходит от тебя, всё подчиняется тебе.
«ЛАСКОВОЕ» ВОСПИТАНИЕ
Контакт глаз. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.
Физический контакт. Это и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Младенец нуждается в поглаживании и нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.
Пристальное внимание. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 30 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть игра, беседа, чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела).
Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители смогут добиться дисциплины, самостоятельности.
Вспомните, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день вы применяли «ласковое» воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих, то стоит задуматься и постараться изменить отношение к ребенку, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает!
СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ
Дорогие бабушки и дедушки! Познакомьтесь, пожалуйста, с этими советами по воспитанию внуков и внучек.
- Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
- Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
- Не балуйте внуков бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.
- Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
- Рассказывайте детям почаще о себе, о своем детстве, о работе.
- Раскройте детям свою душу, доверяйте свои сомнения, горести, переживания.
- Секретничайте с внуками, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
- Показывайте детям примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
- Давайте возможность трудиться рядом и вместе с вами.
- Не напоминайте внукам о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
- Будьте, пожалуйста, подчеркнуто вежливы, последовательны в общении с внуками.
СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:
- деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к его и своим друзьям;
- никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или ему грубых слов и, ни в коем случае, не применяете в виде воспитательной меры физические наказания;
- не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
- предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайтесь в их отсутствие;
- требуя от ребенка выполнения определенных правил, выполняете их сами;
- уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты ещё маленький», «Тебе еще рано»;
- не забываете говорить ребенку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу;
- правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ
Если Вы хотите добиться того, чтобы ребенок Вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
- оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похожим и на упрашивание;
- оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения;
- оно должно быть разумным, не должно противоречить здравому смыслу;
- если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено;
- там, где Вы должны требовать, никаких теорий не надо разводить, а требовать и добиваться выполнения этих требований.
КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?
- Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них.
- Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
- Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы, при этом избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
- Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим наблюдениям, размышлениям.
- Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А как ты думаешь? »
- В ответе на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, прочитайте ему книгу, рассмотрите вместе иллюстрированный материал.
- Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям.
- Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Научишься читать, пойдешь в школу, и сможешь сам ответить на свой вопрос».
КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?
Следует предлагать ребенку самому сделать что-то очень интересное: постирать белье кукле, свои носочки и порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке - сказки со сказками, а раскраски - с раскрасками; самому убрать игрушки и самому построить «гараж» и поставить туда все машины. Можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам».
КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ТРУДОЛЮБИЕ?
Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно:
1. Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.
- Научить его правильно выполнять поручение: терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.
- Добиваться того, чтобы ребенок начатое дело доводил до конца.
- Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе.
- Внимательно подходить к оценке его работы, поощрять за старание.
- Рассказывать ребенку о своей работе и товарищах по работе.
- Не наказывать ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дать ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.
8. Склонять ребенка к добровольной помощи. Вместо: «Помоги-ка, иди сюда! Сколько раз тебя звать?» Скажите:«Не успеваю приготовить ужин. Забыла как, сервировать стол», т.е показать себя слабой и неумелой.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?
- Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
КАКИЕ УСИЛИЯ ТРЕБУЮТСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ УПРЯМЫХ ДЕТЕЙ?
- Надо изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной позиции: «Всегда прав взрослый».
- Необходимо научиться относиться к ребенку не как к полностью зависимому и подчиненному вам существу, а как к человеку, имеющему определенные права и собственное мнение, которое заслуживает уважения.
- Можно попробовать договориться с ребенком, пойти иногда на компромисс, но действовать надо не свысока, а наравне.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ СТРАДАЮТ ИСТЕРИКАМИ
- Дать возможность ребенку играть вне дома, где вы можете не следить за ним строго.
- Иметь дома предметы, которые ребенок может толкать, носить, то есть, с которыми он может обращаться достаточно бесцеремонно.
- Иметь достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры.
- Реже запрещать ребенку «всё трогать».
- Не просить его, например, подойти надеть рубашку, а просто надеть ее на него.
- Не прерывать бесцеремонно игру ребенка.
- Укладывать ребенка спать в одно и то же время.
- Разрешать смотреть ребенку только определенные программы телевидения, а не все подряд.
- Приглашать в гости друзей только по определенным дням.
10 Не переутомлять ребенка интеллектуальными занятиями.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?
Сначала нужно понять причины капризов и упрямства.
Ими могут быть:
- нарушения режима дня,
- обилие новых впечатлений,
- плохое самочувствие во время болезни,
- переутомление (физическое и психическое).
Преодолеть капризы можно, если все члены семьи:
- будут иметь единые требования к ребенку,
- будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя»,
- научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели,
- будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
ВЕЧЕР В СЕМЬЕ
- Острые этические разговоры не переносите на позднее время.
- Не давайте ребенку перед сном кофе, крепкий чай и острые блюда.
- Укладывайте ребенка в одно и то же время, не позже 21 часа.
- Не рассказывайте детям перед сном страшных историй, не смотрите остросюжетные фильмы.
- Не разрешайте конфликты взрослых при детях.
- Не допускайте перевозбуждения ребенка.
- Совершайте прогулки на свежем воздухе, разговаривая о дне прошедшем, завтрашнем.
- Сочиняйте и рассказывайте ребенку перед сном сказки о том, какой он умный, добрый, храбрый, вежливый.
КАК ЗАУЧИВАТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ С ДЕТЬМИ?
- Сначала следует прочитать стихотворение.
- Выяснить все непонятные слова и выражения.
- Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.
- Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.
- Предложить ребенку представить себе описываемые события и выразительно прочитать стихотворение, а затем перед сном вновь повторить его.
- Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.
ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОВИНИЛСЯ...
- Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
- Ясно определите, что Вы хотите от ребёнка и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Не показывайте готовых решений.
- Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть? »
- Не угрожайте: «Если ты еще раз сделаешь - ты у меня получишь».
- Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.
- Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу. Оценивайте поступок, а не личность: не - «Ты плохой», а - «Ты поступил плохо».
- Не наказывайте ребенка, когда он ест, перед сном и после сна, во время игры, когда что-то не получается, когда болен, сразу после душевной и физической травмы.
- После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что Вы его по прежнему любите, верите в него.
Помните!
Физические наказания запрещены по закону.
НАКАЗЫВАЯ РЕБЁНКА, НУЖНО ПОМНИТЬ ...
- Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести.
- Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком.
- Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
- Не стоит читать длинных нотаций.
- Не нужно впоследствии напоминать о проступке.
- Нельзя пугать ребёнка бабой-ягой, милиционером, волком.
- Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».
8. Разговор о проступке следует вести только наедине.
ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ВЫПОЛНЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
Уважаемые родители!
Обучите ребёнка выполнению элементарных правил безопасности.
- Не бросаться камнями и твердыми снежками.
- Не дразнить животных.
- Не прикасаться к проволоке, лежащей на земле, к утюгу.
- Не трогать газовые краны„
- Не высовывать голову из окон транспорта.
- Резко не открывать и не закрывать двери.
КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЁНКА ОТ СТРАХОВ?
Не следует:
- Запирать его одного в темной или тесной комнате.
- Бить по рукам, по голове и лицу.
- Строго наказывать и угрожать:«Позову доктора, пусть тебе сделает укол».
- Пугать его животными.
- Заставлять неподвижно лежать, стоять и т.п.
- Объявлять ребёнку бойкот.
Помните: к страхам приводит большое количество запретов и малое - тепла и ласки.
Если ребёнок испытывает страх, то нельзя:
- Смеяться над ним, называть «трусишкой».
- Высмеивать, особенно при других детях.
- Наказывать за страх.
Как преодолеть страх перед бабой-Ягой.
Если ребёнок боится Бабу-Ягу, ведьму и т.д., то нужно:
- Предложить нарисовать их.
- Поиграть в сказочных героев.
Если ребенок боится темноты:
- Не надо плотно закрывать двери в его комнату.
- Можно совершить путешествие по тёмной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые понадобятся ночью.
- Придумать игру, в ходе которой нужно войти в тёмную комнату, например: спрятать в квартире лакомства, а самые любимые - в тёмной комнате.
Если ребёнок боится собак:
1. Купите ему игрушечную собаку, которую он может бросать, трогать, играть.
Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребёнку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребёцком, чтобы он не тревожился.
Перед сном нельзя:
- Устраивать шумные игры.
- Смотреть страшные фильмы.
3. Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников.
Предлагать ребенку занятия, требующие умственного на-
пряжения: интеллектуальные игры, чтение, счет, письмо.
Перед сном нужно:
- Приглушить свет (бра, торшер).
- Сделать точечный массаж подушечек пальцев, плечевых суставов.
- Придумать и рассказать добрую историю из жизни белочки, зайчика, гнома.
4. Провести релаксацию.
« Волшебный сон ».
Сейчас, когда я буду читать стихи, закройте глаза и не двигайтесь. Спокойно отдыхайте, засыпайте и тогда вам приснятся волшебные сны, интересные сказки, любимые игрушки. Чем быстрее вы уснёте, тем раньше начнется волшебный сон. (Родители читают слова монотонно, негромко, в абсолютной тишине ).
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем. (2 раза)
Дышится легко,
Ровно, глубоко,
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена
И расслаб-ле-на.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке,
Светит солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Ярко солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело.
Дышится легко, ровно, глубоко
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
- Создать обстановку мира, покоя и уюта.
- Прочитать произведение одного из авторов о природе и животных: В.В.Бианки, Е.И. Чарушина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, М.М. Пришвина, Л. Н. Толстого, Н. И. Сладкова, Г.А. Скребицкого, Б. С. Житкова, К.Г. Паустовского, стихи С. А.Есенина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.
ЕСЛИ РЕБЕНОК МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ...
- таких детей нельзя нагружать дополнительными занятиями в кружках и секциях, чтобы не развивать в них комплекс неполноценности;
- следует закладывать больше времени на сборы в детский сад, школу, прогулку, в гости;
- помогать собираться без грубых окриков и упреков;
- находить и говорить ребенку о положительных сторонах медлительности: «Ты не медлительный, а обстоятельный», «поспешишь - людей насмешишь», «тише едешь -дальше будешь»;
- не сравнивать с другими детьми и не ставить ему в вину эту особенность;
- не называть его «черепахой»;
- чаще вовлекать в подвижные игры: салочки, прятки, лапту;
- устраивать викторины с несложными вопросами:«Что бывает красным, пушистым, железным? Что растет в саду, в огороде, в лесу?»
КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
- Продумайте режим дня до мелочей: подъем, прогулку, игру.
- Друзей у ребенка должно быть немного, и чтобы они не были такими же гиперактивными.
Приобщайте к подвижным и спортивным играм. Используйте тихие игры: лото, домино, мозаику, читайте сказки и рисуйте.
- Не давайте много игрушек для игры.
- Поощряйте любое старание ребенка.
- В комнате ребенка создайте теплую, комфортную обстановку, продумайте окраску стен и потолка, уберите лишние игрушки, используемые в подвижных играх.
- Максимально сократите просмотр телевизионных передач, исключив фильмы ужасов и истории с насилием.
- Не приглашайте в дом большое количество гостей.
- Не посещайте вместе с ребенком шумные компании.
- Не выплескивайте отрицательные эмоции при ребенке, т.к. он вам подражает.
- Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях.
ЕСЛИ В СЕМЬЕ ПОЯВИЛСЯ ВТОРОЙ РЕБЕНОК
Родителям необходимо:
- заранее готовить старшего ребенка к появлению в семье младшего;
- дать малышу понять, что в семье ничего не изменилось, что младший ребенок - не конкурент;
- не предпочитать новорожденного старшему и не сравнивать их;
- не чувствовать себя виноватым в том, что у ребенка появился брат или сестра;
- предлагать ребенку оказывать помощь в уходе за малышом;
- не обделять вниманием ребенка;
- не превращать свою жизнь в сплошной уход за младшим ребенком.
СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
- Не восторгаться им сверх меры.
- Не превращать жизнь ребенка в удовлетворение родительских амбиций.
- Не заставлять его все время делать вам приятно.
- Не перегружать его.
- Учить проигрывать.
- Не возвышать его над остальными членами семьи.
- Не проецировать на ребенка свои увлечения и интересы.
- Уделять большое внимание физической активности.
- Создавать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникшего интереса к окружающему его миру.
КАК ВСТРЕЧАТЬ РЕБЁНКА ДОМА?
- Не встречайте ребёнка словами: «Ты где шлялся? Посмотри, на кого ты похож?»
- Когда бы и откуда ни вернулся ребёнок домой, встречайте его с радостью, даже если у вас гости или дела.
- Из многих воспитательных мер нет более сильной по влиянию на судьбу, чем радость ближних, родных, когда человек входит в свой дом.
4. Все дети делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.
КАК ПРОВОЖАТЬ РЕБЁНКА ИЗ ДОМА?
Не следует:
- читать нотации, угрожать, ругать...
Лучше всего:
- доверительно, с любовью и верой, сказать: «Я очень жду...», «встретимся...», «я уверена, ты...»
«ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО»
Наиболее частые нарушения детей-пешеходов:
- переход улицы перед близко идущим транспортом;
- неожиданный выход на дорогу из-за транспорта, деревьев, укрытия;
- переход дороги в неустановленном месте.
Чтобы избежать беды на дорогах и улицах, знайте и выполняйте следующие правила:
- Никогда не переходите улицу наискосок, а только под прямым углом к дороге.
- Не переходите улицу на красный, жёлтый свет.
- Не спешите при переходе улицы.
- Выходите из автобуса, трамвая впереди ребёнка.
- Изучите путь вместе с ребёнком от дома до садика, школы.
- Объясняйте свои действия при переходе улицы ребёнку.
- Крепко держите за руку ребёнка.
- Не разрешайте ребёнку переходить улицу впереди себя.
- Не выходите с ребёнком на дорогу из-за стоящих машин, кустов.
Побеседуйте с детьми на темы:
- Что такое перекрёсток и как его переходить?
- Где и как ходить по дороге, если нет тротуара?
- Где можно, а где нельзя кататься на лыжах, санках, велосипеде, играть в подвижные игры?
- Как обходить трамвай, автобус?
- Почему нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом?
- Где ожидать автобус, троллейбус?
- Как входить и выходить из общественного транспорта?
КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ
В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
- Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и придуманные истории.
- Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства, не одергивайте его, не пытайтесь читать нотации, а эмоционально сближайтесь с ним.
- Поощряйте детскую инициативу, четко следуйте избранной вами роли в игре и не «соскальзывайте» с нее на свою реальную позицию взрослого.
- Если дошкольник просит многократно повторить какой-либо сюжет, не отказывайте ему в этом, повторяйте столько, сколько потребуется.
- Для развития речи детей полезны игры с куклами из варежек. Они могут изобразить не только рассказ из жизни ребенка за день, но и совершить путешествие в зоопарк, цирк или в шутливой форме показать утреннюю ссору во время сборов в детский сад. А используя перчатки, можно сделать целую семью: маму, папу, детей и бабушку.
- В ходе игры взрослый показывает, как и о чем можно говорить с другими людьми, как благодарить, прощаться, выражать негодование, не соглашаться, выражать обиду. Можно предложить ребенку поменяться с вами ролями, ему это нравится.
- В дошкольном возрасте особенно ценятся вымышленные истории с воображаемыми героями. Ребенок будет придумывать свои истории, передавая, что с ним было в детском саду, во дворе, зоопарке, что понравилось, что вызвало страх или страдание.
- Систематически проигрывая с ребенком различные ситуации, вы строите доверительные отношения, общаетесь с ним на понятном ему языке, учитесь понимать его, сочувствовать и сопереживать. А он в свою очередь начинает лучше понимать вас.
КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ?
1. Сюжетно-образные: изображающие людей, животных, предметы труда и быта.
2. Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки.
- Строительные наборы.
- Дидактические: разборные башенки, пирамидки, настольные игры, мозаики.
- Игрушки-забавы.
- Игрушки, которые можно доделать самому ребёнку.
Не покупайте ребенку агрессивные и страшные игрушки и игры.
ЧТОБЫ РЕБЁНОК С ЖЕЛАНИЕМ УБИРАЛ ИГРУШКИ:
- Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
- Предложите ему помощь: «Разреши, помогу!»
- Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место».
- Не давайте в пользование большого количества игрушек. Их должно быть немного, причем каждой определено свое место: звери в зоопарке, машины в гараже, куклы в домике.
- Сбор игрушек обыграйте незатейливым сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование для этого нужного дела: собрать и увезти игрушки на машине, поезде, корабле, руками-ковшами экскаватора перенести их на место, расчистить дорогу для машины, отвезти зверей в зоопарк, машины поставить в гараж, объявить обед на корабле.
7. Помочь ребёнку: «Трудно тебе - я пришла на помощь. Будет трудно мне - ты поможешь!», но при этом не делать за малыша того, что он может сделать сам.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ?
Если ребёнка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде - он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают - он становится замкнутым. Если ребёнок растёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок живёт в терпимости - он учится принимать других.
Если ребёнка подбадривают - он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят - он учится быть справедливым. Если ребёнок растёт в безопасности - он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают - он учится ценить себя. Если ребёнок растёт в атмосфере понимания и дружелюбия - он учится находить любовь в этом мире.
ЕСЛИ РЕБЁНОК ГОВОРИТ НЕПРАВДУ
Необходимо выяснить причины лжи:
- страх наказания;
- часто повторяемое слово «нельзя»;
- насмешки над слабостями ребёнка;
- сравнение его с другими детьми;
- стремление подражать поведению взрослых.
Если ребёнок сказал неправду, не следует обвинять его во лжи. Что делать?
Выяснить: ложь - это защита или фантазия.
- чаще хвалить его за все хорошие поступки и старания;
- не бояться придумывать вместе с ребёнком сказочные истории, в которых он сам предстаёт в образе смелого и храброго;
- не перегружать заботами и делами;
- не разжигать ревность между детьми;
- не наказывыать;
- не опекать;
- не раздражаться и не заставлять сознаваться;
- не лгать самим.
ребёнок нарисовал себя на одном из двух отдельно стоящих стульев, то взрослым нужно серьёзно задуматься: ваш ребёнок чувствует себя в семье эмоционально отчуждённым, ему не хватает душевного тепла.
СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ (ТАЙНЫЕ МЕЧТЫ КАЖДОГО РЕБЁНКА)
- Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
- Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
- Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
- Верьте мне. С вашей помощью у меня все получится.
- Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.
- Не давайте мне того, что вы сами не имеете.
- Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду. Разговаривайте со мной, спрашивайте моё мнение. Делитесь со мной своими планами.
Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.
- Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
Обещаю, что я научусь говорить «извините», «пожалуйста» и «спасибо».
Я знаю ещё некоторые замечательные слова. «Я люблю тебя, мама, и я люблю тебя, папа».
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Чтобы воспитать Человека, нужно:
- Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе.
- Внушать ребёнку, что он все может, если только поверит в себя.
- Понимать, что в любых проступках ребёнка виноваты взрослые.
- Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
И при этом нельзя:
- Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
- Не доверять рекламам различных модных методик, особенно по раннему обучению, чтению и письму. Самое важное вырастить из ребенка хорошего человека.
- Относиться к ребёнку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают их обратно с процентами.
- Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
- Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.
- Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь, которые они генетически не закладываются).
- Относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
- Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, учителей, бабушек и дедушек.
ЧТОБЫ РЕБЁНОК СОБЛЮДАЛ ВСЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ...
Для этого необходимо:
- Поощрять успехи в выполнении этих правил.
- Наделять волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а также напитки, конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.
- Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.
Использовать кукол, зверей, сказочных героев, которые, например, забыли эти правила и с радостью учатся у детей.
ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДОПУСКАТЬ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
- Громких разговоров;
- понуканий, поторапливания;
- насильственного кормления или докармливания;
- осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЁНКА
1. Не принуждать.
Пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический.
Если ребёнок не хочет есть - значит ему в данный момент есть не нужно. Если не хочет есть чего-то определённого, -значит, не нужно именно этого!
Никаких принуждений в еде! Никакого «докармливания»!
Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке.
2.Не навязывать.
Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения прекратить - и никогда больше не повторять.
З.Не ублажать.
Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения, еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита.
4.Не торопить.
Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна.
5.Не отвлекать.
Пока ребёнок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребёнок отвлекается от еды сам - не протестуйте и не понукайте: значит он не голоден.
6. Не потакать.
Не позволять ребёнку есть в большом количестве конфеты, мороженое и т.д.
НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ О ВОСПИТАНИИ
- Учи жену без детей, а детей - без людей.
- Поверьте нестареющей примете: век плачут избалованные дети.
- Воспитывай лаской, а не таской.
- Отец не научил - чужой дядя не выучит.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Детки хороши - отцу и матери венец, худы - отцу и матери конец.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
- Жена плохая - уходит гость, сын плохой - уходит счастье.
- Пример - хороший учитель.
- Кто преуспевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем преуспевает.
- Не делай того другому, чего не хочешь сам себе.
- Не от еды дитя растет, а от радости.
- Любишь дитя - дели с ним горе.
- Доброе слово - половина счастья.
- Гнев в начале - безумие, потом - раскаяние.
- У кого есть младший брат - у того есть и отдых, у кого есть старший брат - у того есть и счастье.
- Хороший сын - крепость, плохой сын - горе.
- Дерево держится корнями, а человек - родственниками.
- Сыновья и дочери - ограда против недругов.
- Будешь почитать отца и мать - узнаешь почет от своего сына.
- Мед сладок, а дитя слаще.
Отец - рука, а мать - сердце. 24 Семья - ключ к счастью.
Подготовлено по материалам книги Метеновой Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. –Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго».