Активизация взаимодействия семьи и школы.

Карандина Галина Ивановна

Добрый день , коллеги!

В своем блоге я представляю  опыт по активизации взаимодействия семьи и школы.

Личность ребенка формируется, прежде всего, в системе детско-родительских отношений. В этом пространстве происходит становление человека, развиваются гражданские качества личности; будущее семейное благополучие; физическое и духовное здоровье человека. Любой из нас может сказать: "Все мы родом из детства". Эта фраза, безусловно, подчеркивает большое значение семейного воспитания в жизни каждого человека. В наши дни существует кризис отношений семьи и школы. Он выражается в "отдаленности" родителей от школы; в нежелании родителей заниматься проблемами своих детей; невысокой педагогической культурой, а отсюда и низким уровнем воспитанности учащихся.

И только активное взаимодействие семьи и школы способно преодолеть его.

Уважаемые коллеги! Согласны ли вы с такой точкой зрения?

 

Комментарии

Зайцева Мария Андреевна

Я с Вами полностью согласна, но вовлечь родителей во взаимодействие очень тяжело. Существует мнение "Я привел, а вы воспитывайте и учите" к великому сожалению.
Карандина Галина Ивановна

С подобным отношением к воспитанию детей мы сталкиваемся очень часто.

Семья, школа, общество должны направить свои усилия на формирование культуры человека. И данные усилия должны быть едины.

Карандина Галина Ивановна

Какой должен быть способ связи школы с семьей?

А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьей - через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребенок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье.
Карандина Галина Ивановна

Я поддерживаю эту точку зрения. Чтобы учащиеся осознанно приняли мои требования, я устанавливаю с ними психологический контакт, даю им понятные правила. Например, с системой поведения в школе будущие первоклассники знакомятся через слушание, обсуждение, драматизацию, выполнение творческих заданий психологических сказок из книги "Лесная школа" М.А.Панфиловой.

Образцова Людмила Николаевна

Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов - общешкольного и классных. Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью которого является проведение научно-методической работы и который охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями.
Карандина Галина Ивановна

Интересно проводить всеобуч по программе "ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ", предложенной ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». На первом занятии всеобуча через анкетирование я узнаю, какова педагогическая позиция родителей по основным вопросам воспитания. Ценную информацию о бытовом окружении ребенка дает посещение мною семей учащихся с согласия родителей. Я использую эту возможность для установления более тесных контактов с родителями и самим учеником. Большую информацию о семье ребенка я получаю из анкетирования и тестирования детей: "Рисунок семьи", "Семья, которую я хочу", "Лесенка", "Воздушные шарики". Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. Уважаемые коллеги! Поделитесь своим опытом проведения родительских собраний. 

Коноплёва Галина Алексеевна

Наши родительские собрания носят не столько теоретический, сколько практический характер. На них преобладают активные формы взаимодействия с родителями: разбор педагогических ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры.На них мы обсуждаем актуальные проблемы учебно-воспитательной работы, намечаем пути устранения недостатков.
Карандина Галина Ивановна

Галина Александровна, я тоже сторонник собраний с активными формами взаимодействия с родителями. Живой интерес вызывают у родителей диспуты на тему: "Какой должна быть хорошая семья", "Отец и мать - первые воспитатели", "Семейное счастье - в чем оно?", "Первые уроки школьной отметки".
Карандина Галина Ивановна

В практике общения с родителями я использую опору на положительный опыт самих родителей. Собрания, занятия по всеобучу, индивидуальные беседы строю так, чтобы в них активное участие принимали сами родители, чтобы между мной и родителями постоянно осуществлялась обратная связь. В классе устраиваем выставки книг, журналов на педагогические темы, выставки художественного творчества, проводим читательские конференции.
Коноплёва Галина Алексеевна

Я с Вами согласна, Галина Ивановна. Читательская конференция – это форма самораскрытия читателей, их переживаний. Родители высказывают свои мысли. Делятся впечатлениями о том, что прочитали, примеряя содержание текста к своим размышлениям. Принцип активности родителей в процессе общения был и остается одним из основных принципов взаимодействия, сотрудничества. Под активностью в процессе общения подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, созданной сознательной потребностью к усвоению умений и навыков, результативностью. Успех – первоначальное условие становление личности. Это внутренний настрой, комфорт. Видеть огоньки пытливости в глазах родителей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше этого?
Карандина Галина Ивановна

Да, безусловно, велика роль читательских конференций в активизации взаимодействия семьи и школы. А какова тематика таких конференций, поделитесь своим опытом?
Коноплёва Галина Алексеевна

Тематика следующая :"Семейное чтение", "Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского", "Как воспитать будущего читателя", "Книга - источников советов в решении педагогических прблем".
Карандина Галина Ивановна

Конференции любого типа являются действенной формой взаимодействия семьи и школы.
Карандина Галина Ивановна

Родители учащихся нашего класса принимают активное участие во многих внеклассных мероприятиях: "Мама, папа, я - спортивная семья"; акциях "Служи солдат!", "Спешите делать добро"; поездках детей. Многие положительные результаты, успехи в своей педагогической деятельности я связываю с тем, что нам удалось установить тесный контакт.
Карандина Галина Ивановна

Опыт по "Активизации взаимодействия семьи и школы" - это хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива, общественных организаций; работа, построенная на активных методах взаимодействия; нескучное взаимодействие, где в выигрышном положении оказываются три партнера - учитель, родители, учащиеся.

Карандина Галина Ивановна

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано как в школе, так и в каждом первичном объединении /классе, клубе, кружке/.

Карандина Галина Ивановна

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

Карандина Галина Ивановна

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Карандина Галина Ивановна

Рассказ о буднях учителя