В.А. Сухомлинский. Заповеди красоты

Красота — могучий источник воспитания нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Мастерство воспитания и заключается в том, чтобы в красоте окружающего мира — природы, искусства, человеческих поступков — ребенок черпал духовное благородство: подлинную человеческую доброту, сердечность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрасного.
Мы говорим ученикам:
Красота — это радость твоей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет человеческая красота. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание первого весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей слушать и ты эту музыку, умей наслаждаться красотой.
Эту заповедь красоты мы стремимся внести во все сферы духовной жизни учеников: в умственный и физический труд, творчество, общественную деятельность, духовно-психологические и нравственно-эстетические отношения, дружбу.
Уже первая осень школьной жизни убеждает нас, что красота — мать доброты и сердечности. Все твое восхищение кустом шиповника, на котором горят соцветья красных ягод и оранжевых листков, маленьким кленом, стройной яблонькой, на которой осталось несколько пожелтевших листьев, кустом помидоров, опаленным первым ночным дыханием заморозка, — все это пробуждает у ребенка ласковое, доброжелательное, заботливое отношение к живому и живущему. Он сочувствует растениям, готовящимся к трудной поре — к зиме.
Особо значительны для воспитания чувства красоты весенние экскурсии и наблюдения. «Нельзя долго спать в эти дни, — учим мы детей, — можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремятся не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Это — изумительная игра красок и оттенков, и если ребенок, затаив дыхание, любуется ее неповторимой красотой, то мы уже не опасаемся черствости, равнодушия, бессердечности. Бесценное духовное богатство, при обретенное благодаря созерцанию красоты, мы развиваем, обогащаем в труде, направленном на создание радости для людей.
Создавай, твори красоту — учим мы детей. Пусть рядом с пшеничным колосом цветет хризантема, рядом с кукурузным стеблем — роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, ты создаешь собственную красоту.
С малых лет мы воспитываем у детей чуткость к эстетической стороне окружения: везде, где мы трудимся, отдыхаем, должно быть красиво.
Предметы большой заботы ученических коллективов — красота классных комнат, школьных праздников. Ученицы вышивают скатерти, для классного стола, салфетки под графин с водой. В школьной мастерской изготовляют красивые рамки для стенгазет и репродукций картин. Старшеклассники ежегодно два раза меняют репродукции в школьной художественной галерее.
Люби родное слово. Читай и перечитывай выдающиеся произведения художественной литературы. Как слушание прекрасной мелодии открывает перед тобой красоту музыки, так повторное чтение поэтического произведения открывает тебе все новые и новые духовные богатства, красоту жизни, величие человека. Люби музыку — она облагораживает твои мысли и чувства. Мы ставим целью добиться, чтобы чтение художественных произведений, особенно лирической поэзии, вошло в духовную жизнь каждого ученика, доставляло глубокое личное наслаждение. Как у музыкально образованного и чувствующего красоту музыки человека есть свои любимые мелодии и произведения, которые он с наслаждением слушает десятки раз, так у каждого культурного человека должны быть любимые на всю жизнь поэтические, художественные произведения, многократное чтение которых каждый раз открывает ему все новые и новые оттенки красоты, — такова наша программа практической деятельности в этой важной области воспитания.
Во время экскурсий и прогулок мы открываем перед ребенком богатство чувства, переживаний, мыслей, которое вложил народ в каждое слово и бережно передает его из поколения в поколение. Дети восхищаются красотой утренней зари — и мы раскрываем перед ними эмоциональную окраску слова заря, любуются мерцающими звездами — и мы раскрываем перед ним красоту, аромат слова мерцанье. В тихие летние вечера мы проводим на лоне природы беседы, посвященные словам закат, сумерки, тишина, шепот трав, лунное сияние. Здесь же, на лоне природы, читаем бессмертные образцы русской и мировой поэзии.
Уже в начальных классах проводятся утренники художественного чтения, в средних и старших классах — вечера. Они становятся важнейшей формой воспитания любви к слову.
С первых дней пребывания в школе воспитываем у детей любовь к музыке. Большое значение придаем слушанию музыки природы: пения птиц, жужжания пчел, шума дубравы, трепета листьев, завывания ветра, ночных шорохов. Далеко не каждому суждено стать музыкантом, но каждый должен получить наслаждение от богатств, созданных человечеством. На музыкальных вечерах и утренниках ученики слушают записанные на пленку народные мелодии и произведения выдающихся композиторов.
Таковы некоторые аспекты нашей практической работы по эстетическому воспитанию, приобщению ребенка к миру прекрасного.
- Мне нравится (22)
Комментарии
"Создавай, твори красоту"
Создавай, твори красоту
создавай, твори красоту
Полностью с Вами согласна,
Полностью с Вами согласна, Ирина Анатольевна! Детям очень полезно видеть и узнавать красоту природы и мира, в котором они живут! Чтобы гармонично развиваться и духовно и нравственно и физически.
О воспитании
У Нас очень много накоплено
Да, действительно, некоторым
Заповеди красоты
Заповеди красоты
"Что есть красота?..."
Заповеди красоты
Красота
Красота! В этом слове
Красота
Спасибо, за отличный материал
Спасибо, за отличный материал. Очень понравился. Трудно порой подобрать слова для того, чтобы выразить свои мысли, и на помощь приходят умные книги, талантливые педагоги - добрые учителя.
Согласна с вами!
Согласна с вами!
Совершенно согласна с автором
Совершенно согласна с автором -эстетическое воспитание необходимая и одна из важнейших частей образования!
Спасибо за замечательную
Спасибо за замечательную статью В.А. Сухомлинского! Действительно, нужно учить детей замечать красоту во всех проявлениях жизни: "Жизнь прекрасна. Найди в ней очарование, приглядись к ней своими глазами и ты увидишь весь её блеск и великолепие" Терри Гудкайнд.
Действительно, КРАСОТА СПАСЕТ
Действительно, КРАСОТА СПАСЕТ МИР!!!!!Нужно только учиться видеть прекрасное вокруг нас в суете наших будней и повседневных дел! Все прекрасное РЯДОМ!
Как здорово вы сказали. Нужно
Как здорово вы сказали. Нужно только учится видеть.Все прекрасное рядом!!!!
и правда сказано что, красота
и правда сказано что, красота — могучий источник воспитания нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Как писал известный русский писатель Ф. М. Достоевский, "Мир спасет красота...". Ведь каждый из нас по своему осмысливает красоту. Сегодня, в наше не простое, по своему "жестокое" время, многим не хватает умения видеть красоту в повседневной жизни, создавать ее самим, чувствовать прекрасное и воспитывать эти умения в своих детях. И для нас педагогов, стоит на первом месте решение этой проблемы. Ведь от того, как мы смотрим на жизнь, искусство, природу зависит, как будут смотреть на все это наши дети, воспитанники.
Замечательная статья. Всё
Замечательная статья. Всё точно подмечено. Красота идёт с нами по жизни.
Спасибо!!!
Спасибо!!!
Очень интересно!!!
Очень интересно!!!
Эту заповедь красоты мы стре
Эту заповедь красоты мы стремимся внести во все сферы духовной жизни учеников: в умственный и физический труд, творчество, общественную деятельность, духовно-психологические и нравственно-эстетические отношения, дружбу.
Аспекты правильны,воспитание красоты — мать доброты и сердечности.
"Твори красоту, учим мы детей
"Твори красоту, учим мы детей!" Всё правильно! Красота - могучий источник воспитания нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. В красоте окружающего мира каждый ребёнок должен черпать духовное благородство, человеческую доброту, сердечность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрасного....
Мы говорим ученикам:
Красота — это радость твоей жизни.