В.А.Сухомлинский. Воспитание чувства чести – основа нравственного воспитания ребенка
Воздействие воспитателя на воспитанника является актуальной проблемой, никогда не теряющей своего большого значения в практике воспитания. Известно, какую большую тревогу и неудовлетворенность приносит учителю осознание им своего бессилия перед недисциплинированным учеником. Часто на увещание или наказание, на суровое осуждение коллектива такой ребенок отвечает равнодушием или дерзостью.
Почему же воспитанник, совершивший неблаговидный поступок, часто бывает не восприимчивым к увещеваниям и замечаниям учителя и даже коллектива? Это объясняется тем, что в практике воспитательной работы у многих учителей в качестве реакции на предосудительные поступки его воспитанников преобладает детальный анализ, характеристика, убедительное осуждение этих поступков. Ученик благодаря этому снова и снова убеждается, что он плохой, дурной, несносный и т.д. Чем больше ребенок слышит осуждения своих поступков, тем менее восприимчив к слову педагога.
Это не значит, что не нужны увещевания, внушения, наказания. Но этими методами воздействия нельзя ограничиваться, они не должны быть основными в воспитании. Основой правильного воспитания является работа над созданием и укреплением высоких моральных качеств ученика на почве личной и коллективной чести.
Чувство чести - это наиболее сложное и глубокое чувство, которое определяет моральный облик ребенка. Каждый учитель из практики знает, как сильно уязвляется самолюбие первоклассника, если он убеждается, что о нем думают хуже, чем он есть на самом деле. И, наоборот, если ученик увидел, что воспитатель и коллектив замечают и одобряют то хорошее, что есть в его характере и поведении, он прилагает нравственные усилия к тому, чтобы стать лучше.
Опытные учителя строят нравственное воспитание на признании, создании и укреплении высоких моральных качеств учащихся, поощряют его усилия к совершению честных, самоотверженных, товарищеских поступков.
Расскажем об интересной, заслуживающей глубокого изучения воспитательной работе учительницы I-IV классов Павлышской средней школы А.А.Нестеренко.
Какими бы отрицательными качествами ни обладал ребенок (своенравие, строптивость, непослушание, обман и пр.) к началу обучения в I классе, за четыре года обучения у Анны Анисимовны он становится неузнаваемым. Учительница добивается этого тем, что на протяжении четырех лет воспитания ученик слышит больше о своих достоинствах, чем о пороках и недостатках.
Приведем пример.
С первых же недель работы в I классе А.А.Нестеренко заметила, что ее ученик Витя порой берет чужие вещи. И вот учительница на протяжении нескольких лет умело создавала такие условия, при которых этот порок исчезал, а моральный уровень Вити повышался. Когда первоклассники решили собрать по нескольку копеек для коллективной подписки на детскую газету, то по совету Анны Анисимовны они поручили сбор и хранение этих денег Вите. Несколько недель, оставшихся до подписки, он носил деньги с собой в специальном карманчике, пришитом для этой цели к подкладке курточки. Учительница видела, что бережливое отношение к деньгам, принадлежащим коллективу, стоило мальчику больших нравственных усилий, но он сумел преодолеть самые разнообразные соблазны. И когда пришел день сдачи денег на почту, лицо мальчика сияло: деньги были в полной сохранности. После этого Вите поручили подшивать газету, снятую с витрины, и он с такой же старательностью выполнял работу для коллектива. А.А.Нестеренко перед всем классом несколько раз похвалила мальчика, и это каждый раз приносило ему чувство радости.
Во II классе у одного ученика пропало несколько пилочек для лобзика. Однажды учительница пришла к матери Вити и увидела, что мальчик выпиливает пилочкой, пропавшей в классе. Больше того, на столе лежало несколько кусков фанеры, которую Витя взял в рабочей комнате. Мальчик смутился, но Анна Анисимовна не подала виду, что заметила это. Она еще раз убедилась в том, как труден и долог путь воспитания. В смущении ребенка чуткая учительница увидела угрызения совести. Следовательно, решила она, большее воздействие окажет не осуждение, не разоблачение. А дальнейшая борьба за воспитание у Вити моральных качеств. На следующий же день учительница обратилась к учащимся со следующим советом: собрать металлический лом и на полученные деньги купить пилочки для лобзиков. Дети с большим воодушевлением принялись за работу. С особенной старательностью выполнял это поручение Витя, он за несколько дней принес больше двадцати килограммов металла. На его долю приходилось тридцать пилочек. Учительница сказала, что ученики, имеющие много пилочек, могут поделиться ими с теми, у кого дома не оказалось металла. Витя отдал товарищам двадцать пилочек. А.А.Нестеренко помогла детям понять сущность этого товарищеского поступка, и весь класс с большим уважением отнесся к Вите.
После этого Витя оставался в рабочей комнате один с товарищами, но ни пилочек, ни фанеры больше не брал. Летом, после окончания II класса, школьники ходили в походы и экскурсии, Вите не раз поручалось охранять вещи учащихся, и всегда он оправдывал их доверие. В III классе у Вити хранились цветные карандаши, принадлежавшие всему классному коллективу, и мальчик с особенной бережливостью относился к собственности товарищей.
Каждое проявление Витей честности, верности интересам коллектива учительница отмечала в беседах с классом. Это все больше и больше повышало у ученика чувство чести. И тем не менее в конце третьего года обучения с Витей произошел неприятный случай: из коллективного альбома, в котором каждый пионер рисовал картинки, он вырвал чистый листок и нарисовал картинку для себя, повесив ее возле своего стола. Это сразу же стало известно всем учащимся; А.А.Нестеренко перед всем классом назвала поступок Вити нечестным. Теперь по ее убеждению, это можно было делать, так как у мальчика уже было развито чувство чести, уже выработалась восприимчивость к замечаниям. И в самом деле, выговор учительницы и осуждение коллектива Витя глубоко переживал; он плакал, несколько дней ходил угрюмый, неразговорчивый. И как только представился случай загладить свой поступок, оправдать доверие класса Витя с большой готовностью сделал это: он нарисовал картинку для обложки альбома, а злополучный листок вклеил в альбом.
Так, шаг за шагом на протяжении всех четырех лет воспитания учительница создавала и укрепляла высокие моральные качества у ученика, укрепляла у него чувство чести. Большую радость А.А.Нестеренко принес следующий поступок Вити: он нашел во дворе два рубля, завернутые в бумагу, и с ликующим возгласом: "Кто это потерял?" принес их в класс.
Было бы ошибкой полагать, что четырех лет воспитательной работы достаточно для утверждения моральных качеств и укрепления чувства чести у ребенка. Конечный успех зависит от дальнейшего его воспитания в V-VII и VIII-X классах.
Признание и одобрение положительных поступков со стороны коллектива является той силой, которая заставляет детей стремиться быть честными, правдивыми, дорожить своим добрым именем, проявлять чуткость к замечаниям и осуждению плохих поступков.
Во II классе Анна Анисимовна заметила, что Юра Ш. с неуважением, грубо относится к товарищам, особенно к девочкам. Разъясняя мальчику сущность его предосудительных поступков, учительница вместе с тем стремилась утвердить в нем как можно больше положительных черт характера. Во время экскурсии по ее просьбе Юра Ш. помог нести книги двум очень уставшим девочкам. Добросовестное выполнение этой просьбы было отмечено в беседе с коллективом.
После этого изо дня в день А.А.Нестеренко побуждала Юру к товарищеским, коллективистическим поступкам, используя с этой целью самые разнообразные обстоятельства. Во время осенней распутицы мальчик помогал сушить обувь и одежду девочек, которые живут далеко от школы. Вместе с двумя учениками Юра в течение месяца посещал дома больную ученицу, помогал ей выполнять домашние задания. В IV классе мальчик сделал девочкам две коробочки для хранения ниток и иголок. Решающее воздействие на моральный облик ученика оказывали одобрение коллективом его хороших поступков и развитие в связи с этим чувства чести. Постепенно в поведении Юры исчезла грубость.
Опыт убеждает, что признание и одобрение того положительного, что есть в характере и поведении ребенка, должно быть основным методом нравственного воспитания. Ценность этого метода заключается в том, что он развивает у учащихся сознание чувства личной и коллективной чести, побуждает к активным нравственным усилиям, укрепляет доверие к учителю.
Комментарии
Совершенно верно:"Чем больше
Совершенно верно:"Чем больше ребёнок слышит осуждения своих поступков, тем менее восприимчив к слову педагога". Так и есть. Несмотря ни на что ученик должен слышать о своих достоинствах, чем о недостатках.
Очень верно подмечено:
Очень верно подмечено: честность, вот что стоит на пути к доверию и хороших поступков
Хорошая статья, спасибо!
Хорошая статья, спасибо!
Очень вдохновляющий пример.
Очень вдохновляющий пример. Сколько терпения и чуткости, такта и понимания. Пример, достойный уважения!
Замечательная статья!
Замечательная статья!
Педагог мудрый, про таких говорят " педагог от бога"
Спасибо за такую
Спасибо за такую замечательную статью с примерами из личного опыта педагога. Еще раз убедилась, что только деликатный подход наиболее эффективен в воспитании нравственных качеств ребенка.