Понятие "педагогическая технология"
Понятие "Педагогическая технология"
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.
Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.
Педагогическая технология в учебной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
В структуру педагогической технологии входят:
- Организация учебного процесса
- Методы и формы учебной деятельности учащихся
- Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала
- Диагностика учебного процесса.
- Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.
- Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
- Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
- Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Анализ педагогической технологии
- Идентификация.
- Название технологии.
- Концептуальная часть (описание идей, гипотез, принципов технологии)
- целевые установки и ориентации;
- основные идеи и принципы;
- позиция ребенка в образовательном процессе.
- Особенности содержания образования:
- ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);
- объем и характер содержания образования;
- дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
- Процессуальная характеристика:
- особенности методики, применения методов и средств обучения;
- мотивационная характеристика;
- организационные формы образовательного процесса;
- управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
- категория учащихся, на которых рассчитана технология.
- Программно-методическое обеспечение:
- учебные планы и программы;
- учебные и методические пособия;
- дидактические материалы;
- наглядные технические средства обучения;
- диагностический инструментарий.
- Критерии оценки педагогической технологии:
- эффективность;
- результативность.
Классификация педагогических технологий
- Традиционные технологии
- Инновационные технологии
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение.
Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
- Игровые технологии.
- Технология проблемного обучения
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
- Технология уровневой дифференциации
- Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
- Технология программированного обучения
- Информационные технологии обучения.
- Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).
- Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)
- Альтернативные технологии
- Технология свободного труда (С.Френе)
- Технология проектного обучения.
- Технология мастерских.
- Дальтон-технология.
- Кейс-технология.
- Природосообразные технологии
- Технология сбережения и укрепления здоровья
- Технология обучения детей с признаками одаренности
- Технологии развивающего обучения
- Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
- Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.
Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.
Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако есть и ряд недостатков, а именно: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение
Действия учителя | Действия ученика |
Создает проблемную ситуацию. | Осознает противоречия в изучаемом явлении. |
Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. | Формулирует проблему. |
Организует поиск гипотезы - предположительного объяснения обнаруженных противоречий. | Выдвигает гипотезы, объясняющие явления. |
Организует проверку гипотезы. | Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. |
Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. | Анализирует результаты, делает выводы принимает полученные знания. |
Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием. Она всегда характеризуется новизной.
Проблема - это задача, не имеющая стандартного решения, т.е. она решается не по схеме, алгоритму или образу. Поэтому проблема - это прежде всего поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний. В обучении это будет такая задача, для решения которой необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у них познавательного интереса, раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения. От умелого создания проблемной ситуации в значительной степени зависит успех организации проблемного обучения в целом.
Способы создания проблемных ситуаций:
- побуждение учащихся к анализу противоречий, возникающих между понятиями и житейскими представлениями о них;
- побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению, в результате которых возникает проблемная ситуация; выдвижение предположений (гипотез), постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения и др.
Достоинства | Недостатки |
развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы. | не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя. |
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение – это - форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств.
Достоинства | Недостатки |
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться | Деление детей по уровню развития не гуманно Высвечивается социально-экономическое неравенство Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах Перекомплектование разрушает классные коллективы |
Технология индивидуализации обучения
Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой: педагог взаимодействует лишь с одним учеником; а один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.
Достоинства | Недостатки |
позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям; следить за его продвижением от незнания к знанию. | не формируется чувство коллективизма, взаимопомощи. |
Информационные технологии
В практике информационные технологиями обучения называют технологии, использующие специальную технику и информационные средства.
Достоинства | Недостатки |
наглядность учебного материала; возможность моделирования процессов и явлений, которые нельзя в реальности получить; объективность контроля; демонстрация динамических процессов, явлений; возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения; углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки | требует большого времени педагога для подготовки КМО; необходима соответствующая квалификация для работы на ПК; подготовленность учащихся к использованию ИТ. |
Технология программированного обучения
- учебный материал разделяется на отдельные порции;
- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
- каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
- при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
- каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
- результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируется, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).
Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («слайдов», «файлов», «шагов»), подаваемых в определённой логической последовательности.
Технология модульного обучения
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Сами модули формируются: как структурная единица учебного плана по специальности, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой. Отметки выставляются только за модули.
Технология игрового обучения
Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
Личностно-ориентированное обучение (И. С. Якиманская
О личной ориентации обучения особенно активно говорят и пишут в последнее время. Все дети разные, а учителю в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования
Больший эффект в обучении таких групп достигается, когда количество учащихся в группе составляет 5 человек и подобраны они с учетом их совместимости.
Три таком обучении повышается качество обучения, быстро формируются отношения между педагогом и обучаемым.
Результатом такого обучения является снятие уровня тревожности и напряженности.