ПРОЕКТ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (программа работы с одаренными детьми в начальной школе).
ПРОЕКТ
«НАШИ НАДЕЖДЫ»
(программа работы с одаренными детьми в начальной школе)
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора по УВР
и инновационной работе,
учитель начальных классов
Любой человек, сколько бы гениальным он ни был,
в течение жизни использует не более одной миллиардной доли
тех возможностей, которые предоставляет ему мозг.
Н. Дубинин
1. Актуальность проблемы
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:
- это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- в этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- в школе должны быть свои традиции.
- школа должна давать современное образование.
- в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основныепарадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
2. Цель программы:
Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
3. Задачи:
- Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе.
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
- Создать условия для самореализации одарённых детей.
- Разработать индивидуальные программы развития одарённых учащихся.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
- Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными учащимися.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.
4. Сроки реализации проекта
2007-2008 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
- Разработка программы работы с одаренными учащимися.
- Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2007-2010 учебный год – экспериментальный
Цель:
Апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся.
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
- Адаптация учебных программ, программ факультативов.
- Повышение квалификации педагогов.
2010-2012 учебный год – переход в режим функционирования и пролонгация опыта работы
Цель:
Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
- Обобщение результатов работы школы.
- Пополнение материально-технической базы (мультимедийные средства обучения: проектор, проекционный экран, ноутбук, интерактивная доска).
5. Содержание деятельности и методы реализации проекта
1) Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
2) Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3) Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
4) Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми
Виды работ | Работа на уроке | Внеурочная деятельность | Работа с родителями |
Когда? | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ». | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания. |
Зачем? | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. | Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.Проведение микроисследований по теме. |
Что? | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? | Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. | Творческая мастерская, клуб «САМИ», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. | Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях. |
5) Основные формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными и мотивированными учащимися;
- факультативы;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- НОУ «САМИ» (научное общество учащихся);
- научно-практические конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- конкурсы;
- предметные недели (декады);
- Дни науки;
- кружки по интересам;
- работа по индивидуальным планам.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Форма | Задачи |
Факультатив |
|
Ученическая конференция |
|
Предметная неделя (декада) |
|
Научное общество учащихся |
|
День науки |
|
Кружки, студии, объединения |
|
6) Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели (декады). День науки. Факультативы. Кружки эстетического цикла. Секции. |
Творческий этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. День науки. Школьные олимпиады. Факультативы. Ученические мини конференции. НОУ «САМИ». Кружки. Секции. |
7) План реализации программы (Приложение 1):
Этап | Мероприятия программы |
2007-2008 учебный год |
|
2007-2010 учебный год |
|
2010-2012 учебный год |
|
6. Ресурсная база реализации проекта
1) Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми
–Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
–основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
–Закон Российской Федерации «Об образовании»;
–Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ;
–Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ;
- Устав МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска.
2) Мотивационное обеспечение
1.Мотивационная готовность родителей (анкетирование).
2.Система поощрительных мер для одаренных и способных учащихся:
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;
- стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и учениками;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности;
- материально поощрять учащихся.
3.Система стимулирования педагогических кадров, работающих в рамках проекта.
3) Организационные условия
- своевременная диагностика склонностей,
- адекватное содержание обучения,
- внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологий,
- психическое и педагогическое сопровождение учащегося,
- побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.
4) Научно-методическое обеспечение
Направление деятельности | Содержание |
Информационное | 1. Нормативно-правовое обеспечение:
2. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 3. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое | 1. Создание целевой группы методического объединения по проблеме работы с одаренными и способными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 3. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 4. Мониторинг работы системы. |
Элементы педагогических технологий | 1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность). 2. Формирование внутренней мотивации. 3. Организация образовательного процесса при «субъект – субъектных отношениях». 4. Предоставление «веера выбора», что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития. 5. Рефлексия. 6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление. 7. Соблюдение принципов – «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат. 8. Интегративный подход. 9. Различные формы интерактивного обучения. 10. Проектная деятельность. 11. Личностно-ориентированное обучение. 12. Нестандартные уроки и мультимедийные уроки, уроки-презентации. |
5) Информационное обеспечение
–создание банка данных «Наши надежды»;
–информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах;
–публикации в СМИ;
–издание материалов, оформление сайта.
6) Материально-технические условия
–ТСО – телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, персональный компьютер, учебные фильмы;
–Интернет;
–Наглядность: книги (энциклопедии, справочники и др.), картины, иллюстрации;
–финансовая поддержка (по возможности – спонсорство, родительский взнос);
- пополнение материально-технической базы через грантовые проекты и др. (мультимедийные средства обучения – проектор, экран, интерактивная доска).
7) Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Заместитель директора по УВР школы первой ступени и инновационной работе. |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора по УВР школы первой ступени и инновационной работе, руководитель методического объединения учителей начальных классов.
|
Педагоги школы | Осуществление программы в системе УВР школы первой ступени Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся | Руководитель методического объединения учителей начальных классов, классные руководители, педагоги-организаторы, учителя, педагоги дополнительного образования. |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях школы, города, области, всероссийских мероприятиях. | Методист СОИПиПКК, работники Сахалинской областной детской библиотеки, преподаватели учебных заведений дополнительного образования города. |
7. Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Повышение квалификации педагогов.
- Создание материально-технической базы.
- Пролонгация опыта.
8. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
9. Промежуточные результаты (за два года)
№ | Фамилия учащегося | Класс | Вид деятельности, название конкурса, его статус и место проведения | Результаты, занятое место | |
2007 – 2008 учебный год | |||||
1 | Елагина Олеся | 3 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 6 по региону | |
2 | Лосева Анастасия | 3 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 7 по региону | |
3 | Елесичев Денис | 3 | Конкурс проектов «Зоопарк будущего» (Сахалинский зооботпарк) | Диплом в номинации «Животные будущего» | |
4 | Елагина Олеся | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 1 | |
5 | Султанов Сергей | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 1 | |
6 | Мутных Надежда | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 1 | |
7 | Фролов Даниил | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 | |
8 | Одерий Кристина | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 | |
9 | Молчанова Валерия | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 | |
10 | Данько Алексей | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 | |
11 | Бердикулов Эрбол | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 | |
12 | Кубицкий Даниил | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 | |
13 | Елагина Олеся | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом за участие | |
14 | Елесичев Денис | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом за участие | |
15 | Лосева Анастасия | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом за участие | |
16 | Елагина Олеся | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом финалиста | |
17 | Елесичев Денис | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом финалиста | |
18 | Лосева Анастасия | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом финалиста | |
19 | Елагина Олеся | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Поощрительный приз | |
20 | Елесичев Денис | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Поощрительный приз | |
21 | Лосева Анастасия | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Поощрительный приз | |
22 | Лосева Анастасия | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 1 по региону | |
23 | Султанов Сергей | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 2 по региону | |
24 | Елесичев Денис | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 2 по региону | |
25 | Елагина Олеся | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 4 по региону | |
26 | Одерий Кристина | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 4 по региону | |
27 | Черданцева Екатерина | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 7 по региону | |
28 | Молчанова Валерия | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 8 по региону | |
29 | Елагина Олеся | 3 | Школьная конференция «Шаг в будущее» | Грамота призера | |
30 | Елесичев Денис | 3 | Школьная конференция «Шаг в будущее» | Грамота призера | |
31 | Лосева Анастасия | 3 | Школьная конференция «Шаг в будущее» | Грамота призера | |
32 | Султанов Сергей | 3 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом | |
33 | Елагина Олеся | 3 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом | |
34 | Лосева Анастасия | 3 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом | |
35 | Мутных Надежда | 3 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом | |
36 | Елесичев Денис | 3 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом суперчитателя | |
37 | Елагина Олеся | 3 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя | |
38 | И Александра | 3 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя | |
39 | Ученический коллектив | 3 | Выпуск и презентация книг детского творчества: «Стихи об осени», «Детские колыбельные», «Вода – знакомая незнакомка» | Публикации материалов детского творчества на сайте издательского дома «Первое сентября»; пополнение фондов Сахалинской областной детской библиотеки | |
2008 – 2009 учебный год | |||||
1 | Елесичев Денис | 4 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 2 по региону | |
2 | Елагина Олеся | 4 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 2 по региону | |
3 | Елесичев Денис | 4 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 4 по региону | |
4 | Шагалова Дарья | 4 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 9 по региону | |
5 | Елесичев Денис | 4 | Школьная олимпиада по русскому языку | 1 | |
6 | Лосева Анастасия | 4 | Школьная олимпиада по русскому языку | 2 | |
7 | Черданцева Екатерина | 4 | Школьная олимпиада по русскому языку | 2 | |
8 | Елагина Олеся | 4 | Школьная олимпиада по русскому языку | 3 | |
9 | Гришина Ирина | 4 | Школьная олимпиада по математике | 2 | |
10 | Елагина Олеся | 4 | Школьная олимпиада по окружающему миру | 1 | |
11 | Елеичев Денис | 4 | Школьная олимпиада по окружающему миру | 2 | |
12 | Салата Анна | 4 | Школьная олимпиада по окружающему миру | 3 | |
13 | Елагина Олеся | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 1 | |
14 | Черданцева Екатерина | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 | |
15 | Фролов Даниил | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 | |
16 | Елесичев Денис | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 | |
17 | Лосева Анастасия | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 | |
18 | Чайкина Виталия | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 | |
19 | Елагина Олеся | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника | |
20 | Черданцева Екатерина | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника | |
21 | Фролов Даниил | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника | |
22 | Елесичев Денис | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника | |
23 | Лосева Анастасия | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника | |
24 | Чайкина Виталия | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника | |
25 | Елагина Олеся | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом финалиста | |
26 | Елагина Олеся | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | 3 в секции «Естествознание» | |
27 | Елагина Олеся | 4 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя | |
28 | Елесичев Денис | 4 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя | |
29 | И Александра | 4 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя | |
30 | Винникова Анастасия | 4 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя | |
31 | Елесичев Денис | 4 | Городская предметная олимпиада среди младших школьников | 1 место (русский язык), Диплом первой степени | |
32 | Елагина Олеся | 4 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом | |
33 | Лосева Анастасия | 4 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом |
Комментарии
Молодцы!
Большое спасибо!
Молодцы!
Марина Ивановна, я рада, что
Благодарность
Большой спасибо за оценку
...
Щербинина+Елена+Александровна
ПРОЕКТ «НАШИ НАДЕЖДЫ»
Уважаемая Юлия Юрьевна. Рада познакомиться с вашим материалом. Полезен и интересен. Меня заинтерисовал раздел: "Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми".Работая с детьми, по программе сказкотерапия, буду его использовать при планировании занятий.
Очень рада, что материал Вас
Большое спасибо, Юлия Юрьевна
Анна Сергеевна, большое
Труд просто колоссальный,
Бывает всякое!)
Спасибо!
ПРОЕКТ «НАШИ НАДЕЖДЫ»
Спасибо за Ваш комментарий!
ПРОЕКТ «НАШИ НАДЕЖДЫ»
Спасибо! Действительно,
Проект "Наши надежды"
проект"Наши надежды"
проект "Наши надежды"
Спасибо за оценку моей
проект "Наши надежды"
проект "Наши надежды"
Успешной работы в данном
Прочитала вашу программу и
Соглашусь, работа с
Проект "Наши надежды"
Нина Владимировна, большое
Проект "Наши надежды"
Спасибо!
Одаренные дети
Проект "Наши надежды"
Проект "Наши надежды"
Проект "Наши надежды"
ПРОЕКТ «НАШИ НАДЕЖДЫ»
Как говорится - на здоровье!
Вы проделали огромную работу!
Большое Вам спасибо за теплые
Благодарность за материал
Спасибо за Ваш комментарий!
Проект "Наши надежды"
Благодарность за программу работы с одаренными детьми.
Вера Николаеван, большое
Проект "Наши надежды"
Проект "Наши надежды"
Светлана Николаевна, большое
Проект "Наши надежды".
Уважаемая Александра
Страницы