Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

Королева Валентина Владимировна

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной  культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

 

В патриотическом воспитании дошкольников одним из важных направлений является обучение детей русской народной культуре через русские народные игры.

Многовековой опыт человека показал, что игра – важнейшее средство воспитания ребёнка. Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».

Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры – это яркое выражение души народа, отражение истории развития этноса. Вместе с тем, на игры можно посмотреть с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнение ко всему это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие стороны своей жизни отражал именно таким образом, через игру.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость.

В практике дошкольного образования широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Специальной физической подготовки играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определённое преимущество в ходе игры. Правила в играх определяются самими участниками и складываются на основе русских национальных традиций в зависимости от условий, в которых проводятся игры. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели. Для подвижной игры характерно особое явление, свойственное только ей: растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребёнок в подвижной игре, приводит весь организм в особое физиологическое состояние. Это состояние способствует достижению ребёнком таких результатов, которых в других условиях (вне игры) он никогда бы не добился.

Все русские народные игры можно разделить на четыре раздела.

Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Кот и мыши», «Коршун и наседка», «Стадо», «Лягушата» и разные их варианты.

Ко второму разделу относятся игры быта. Эти трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. К таким играм относятся: «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи».

К третьему разделу относятся игры, в которых надо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Салки», «Третий – лишний», «Лапта», «Котлы», «Отгадай, чей голосок».

Возможность померяться своей силой и ловкостью появляется у ребят при освоении игр четвёртого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех, эти игры у ребят самые любимые – «Перетяни канат», «Бой петухов», «Бои на бревне», «Тяни в круг».

Так как все народные игры проводились по–разному, их, в свою очередь, можно условно разделить на 3 типа:

— хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

— некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)

— хороводы – шествия или выполнение разного вида движений: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капуста», «Улитка» и др.).

Народные игры увлекают, организовывают и даже оказывают успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Они помогают раскрыться неуверенным в себе детям. С помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, раскрыть чувства и эмоции.

Опыт работы в дошкольном учреждении и многолетние наблюдения за детьми, позволяют автору сделать вывод, что приобщение детей к истокам русской культуры проходит наиболее эффективно через русские народные игры. Для этой цели используются картотека русских народных, хороводных, подвижных и малоподвижных игр; книги с русскими народными сказками и другие материалы с потешками, считалками, загадками, пословицами и поговорками. К работе так же привлекаются родители, которые принимают активное участие в организации выставок и конкурсов, фольклорных праздников, в изготовлении атрибутов для народных игр. Родителям рекомендуется совместно с детьми составлять различные сборники игр с описанием правил («Любимые игры наших бабушек»).

В уголке для родителей необходимо размещать материалы по народному календарю, по народным праздникам.

Важным моментом к приобщению детей к национальной культуре через подвижные народные игры является проведение регулярных тематических русских народных праздников.

Осенние – «Осенняя ярмарка», «Осенние посиделки».

Зимние — «Новый год», «Рождество».

Весенние — «Масленица», «Пасха».

Летние - «Весна лето встречает – детвору забавляет», «Летние забавы».

И одной из главных составляющих этих праздников всегда являются русские народные игры.

Ушинский К.Д. писал, что воспитание, созданное народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Поэтому, воспитательное значение русской народной игры в приобщении детей к русской народной культуре и традициям невозможно переоценить.

 

Список литературы:

1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. «Айрис- Пресс», 2003г.

2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. «Просвещение», 1989г.

3. Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к русской народной культуре. «Детство-Пресс», 2004г.

 


 

Комментарии

Архипова Ирина Александровна

Спасибо за интересную и познавательную статью!

Клычева Ульяна Юрьевна

Очень актуально...

Коровина Ольга Владимировна

Спасибо за ваш опыт, с которым вы делитесь, а также очень хорошо, что вы даёте литературу в конце своего материала. Теперь будем знать, где можно глубже почерпнуть информации о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.