Статья «Как развить мелкую моторики рук у детей дошкольного возраста»

Смирнова Елена Юрьевна
     В наше время проблема исправления речи является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 
   Стоит заметить, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, но бывает и так, что общая моторика может быть нормой или даже выше нормы.
     Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
   Воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.
Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
    Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие сделаны своими руками. Например:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
3. Песочная терапия.
4. Шнуровки
5. Массажер (колючий мячик, резиновый)
6. Графические упражнения.
7. Штриховка
8. Работа с пластилином
9. Лабиринты
Все эти методики помогают развить мелкую моторику рук у детей.
    Еще с давних времен к нам «пришли» такие потешки, как «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки – ладушки», «Ходил дед за водой» – (прочитывая речитатив, пальчиками одной руки «ходим» по ладошке другой руки – ходил дед с бородой, он ходил за водой, тут – пень (показываем запястье), тут – колода (показываем локоток), тут – холодная вода (показываем подмышки, щекочем слегка, вызываем положительные эмоции). Игры и занятия на освоение и развитие мелкой моторики проходят увлекательно, они необходимы в раннем детстве для полноценного развития каждого ребенка.
   Но для начало с ребенком надо пробовать играть в игры вместе, чтобы завлечь в игру. Эти игры помогают развить творчество у ребенка, а это тоже очень важно для развития речи.
    Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
 
1. Аксeнoвa М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. - С. 62-65.