Использование игровых технологий при автоматизации звуков
Использование игровых технологий при автоматизации звуков
Представьте себе, что у воспитанника появился новый звук. Теперь вы, конечно же, захотите, чтобы малыш произносил данный звук во всех словах.
Не торопитесь! Для правильного употребления звука в речи необходима его длительная автоматизация (отработка, тренировка). На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение.
Процесс этот достаточно длительный и требует настойчивости, терпения как со стороны взрослого, так и ребенка. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребенка за своей речью! Выполняйте все рекомендации логопеда, занимайтесь ежедневно, так как навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия, в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.
Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие отрабатываемого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забыть и о том, как правильно произносится звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите малыша, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, ребенок забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса.
Занятия не должны сводиться к простому проговариванию, лучше использовать игровые приемы для поддержания устойчивого интереса к данному виду деятельности.
1) Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т. е. отдельно от всех других звуков.
2) Далее необходимо закрепить произношение звука в слогах. При автоматизации в слогах мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c]:
- сначала отрабатываем прямые слоги: са, со, су, сы;
- затем обратные: ас, ыс, ос, ус;
- далее слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса;
- и, наконец, слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): ста, спа, смы, смо, сну, ско и т. п.
Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений.
Можно использовать следующие упражнения:
«Здравствуй, пальчик!».
Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными пальчиками, при этом ребёнок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги су, сы, са или другие.
«Поиграй на пианино».
Ребёнок сначала молча ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетая каждый удар с произнесением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется. Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.
«Прошагай по дорожке».
Прошагать по дорожке нужно двумя пальцами: сначала большим и указательным, затем указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Шагать по дорожке можно и нужно и левой, и правой рукой, снизу вверх и сверху вниз.
«Закончи слово».
Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых заканчиваются слогами су, сы, са, со. Он произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе. Если малыш ошибается, картинку забирает взрослый. Примерные картинки для игры: ли – са, ве – сы, ча – сы, о – са, бу – сы, коле – со, колба – са и др. Можно обойтись и без картинок, в таком случае взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает.
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в процессе автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.
3) Автоматизация звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных).
Здесь можно применять следующие игры:
«Посчитай предметы».
Нужно сосчитать до 10 (или больше, в зависимости от возможностей ребёнка) предметы, изображённые на картинках (если показываются картинки) или названные слова (если картинок нет), например: одна рубашка, две рубашки, три рубашки….. и так далее.
«Собираем бусы».
Перебирать бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова с автоматизируемым звуком.
4) Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.
Сначала взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем ребёнок по предложенной картинке самостоятельно составляет предложение. Если ребёнок затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие вопросы. Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространённые предложения. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях производится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов.
5) Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно вместе с ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са), а ребёнок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).
Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.
6) Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок, из личного опыта.