ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ - КАРТИНОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Аннотация: в статье рассматривается использование наглядного материала для овладения умением составлять рассказы детьми с ОНР.
Ключевые слова: связная речь, рассказ.
Формирование у дошкольников связной речи является одной из основных задач. Ребенку дошкольного возраста тяжело составить рассказ по определенной теме. Отсутствие динамики и умения последовательно и развернуто составлять рассказ усложняется тем, что ребенок не может перечислить признаки и удержать в памяти последовательность изложения. Рассказы получаются не четкими и бессвязными. [2]
Как научить детей самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, легко включаться в разговор, отвечать на вопросы распространенно? Как пополнить и разнообразить словарь более точными понятиями?
Для овладения умением составлять описательные рассказы необходимо системное обучение и использование особых наглядных средств – схем.
Схемы – картинки - простой метод запоминания информации, с помощью которого, активизируется мышление, развиваются творческие и речевые способности ребенка. Зрительная опора помогает детям с ОНР удержать в памяти план рассказа. [1]
Схемы – картинки создаются вместе с детьми, могут оформляться на магнитной доске или листе бумаги. Картинки могут быть подготовлены заранее или рисоваться детьми во время работы.
При составлении схем педагог собирает материалы о предмете или объекте изучаемой темы (овощи, посуда, одежда, домашние животные и т.п.), в которых отображаются характерные признаки (форма, цвет, размер, где обитает, где применяется).
Выполняя задания по схемам, пополняется как активный, так и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, что способствует развитию связной речи, процессы мышления, происходит закрепление и обобщение материала.
Последовательность работы по схеме для закрепления и обобщения материала по изучаемой теме:
1) Обозначается тема.
Педагог читает стихотворение или загадку. (Растет на грядке, желтая, круглая, сладкая). Выкладывается картинка – схема (овощи).
2) Подбираются слова – существительные.
Какие овощи вы знаете? (Морковь, огурец, помидор и т.д., подбирают соответствующие картинки).
3) Выделяются качества и признаки объекта.
Назовите овощи круглой формы.
4) Подбираются слова-действия.
Где применяется?
Примерный рассказ, составленный ребенком:
Морковь – это овощ. Растет на грядке. Она треугольной формы оранжевого цвета. Из нее делают салаты, готовят супы и вторые блюда. Из моркови можно сделать морковный сок.
Количество схем подбирается педагогом самостоятельно. Учитывается возраст ребенка. Может использоваться для занятий подгруппой из 3 – 4 детей или индивидуально.
При применении схем - картинок в работе, у ребенка идет развитие от простых логических операций к умению классифицировать и анализировать предметы. Составленная схема помогает ребенку соблюдать последовательность при изложении, что делает рассказ более точным, полным и связным. В процессе обучения происходит пополнение и активизация словарного запаса, развитие детских ассоциаций, формирование значения слова, развитие фантазии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Москва: Эксмодетство, 2013. 136 с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи: Учеб.-метод. пособие. Москва: Соц.-полит. журн., 1994. 80 с.
- Мне нравится (1)