« Составление творческих рассказов и сказок как средство развития связной речи дошкольников»
« Составление творческих рассказов и сказок как средство развития связной речи дошкольников»
Ерохина Алла Анатольевна, учитель-логопед
Одной из главных функций и потребностей человека является речь. Образовательная область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет.
Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие проблемы:
- связные высказывания короткие
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
В старшем дошкольном возрасте при развитии связной речи проводятся занятия по составлению творческих рассказов на основе сказочного сюжета (включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида — сочинительство и переделывание сказок).
Обучение детей составлению творческих рассказов и придумывание сказок, является одним из интереснейших приёмов развития связной речи старших дошкольников.
В своей работе по составлению творческих рассказов и сказок использовала следующие приемы:
- Приём «Динамических картинок». Рассматривая такие картинки, дети постепенно рассказывали сюжет, дополняя его выдуманными историями.
2. Детям читался простой рассказ или сказка с ярко выраженной динамикой действия («Репка», «Колобок»…), а затем предлагалось изобразить любой эпизод произведения. По окончании работы выкладывался ряд из этих картинок, по которому дети пересказывали сказку (рассказ).
- В дидактических играх: «Веселые картинки», «Чудесный мешочек» дети связывали в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты или картинки.
Во время обучения умению составлять простейшие по содержанию рассказы и сказки уделяла внимание грамматически и фонетически правильному построению фраз (использование прилагательных, синонимов, антонимов). Учила правильно строить композицию сюжета, (оформлению их содержания), зачин (начало) – сюжет (середина) – конец (вывод), что способствовало формированию у детей представления о построении рассказа или сказки. Всё это способствовало овладению связной монологической речью детей, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к обучению в школе.
Таким образом, результаты диагностики в конце года показали, что уровень развития связной монологической речи значительно повысился.
- Мне нравится (4)