Педагогические условия, способствующие формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Педагогические условия, способствующие формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организованна, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Воспитание культуры поведения, а также культурно- гигиенических навыков, которые являются составной частью культуры поведения, эффективно осуществляется только как целостный психолого-педагогической процесс, который соответствует нормам общечеловеческой морали и такой организации жизнедеятельности ребенка, при которой учитываются его возрастные и индивидуальные особенности.
Главными условиями успешного формирования культурно - гигиенических навыков являются: рационально организованная обстановка, руководство взрослых, четкий режим дня.
Рационально организованная обстановкой подразумевает наличие просторного чистого помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, занятия, сон и игры). Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Поэтому особого внимания воспитателя требует организация быта, повседневной жизни детей. Именно в повседневной жизни особенно наглядно можно видеть, насколько общественные нормы поведения усвоены ребенком, насколько они стали его потребностью.
Важно понимать - для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Важным условием формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями детей. Успешное решение этой сложной задачи возможно при тесном содружестве и полной согласованности действия педагогов и родителей.
Перед педагогом стоит задача – научить родителей осуществлять культурно-гигиеническое воспитание своих детей. Для этого проводится систематическая санитарно-просветительная работа, целью которой является разъяснение важности соблюдения в семье режима дня, установленного в детском образовательном учреждении; обучение приемам правильного ухода за ребенком; ознакомление с основами рационального питания детей; с мерами профилактики травматизма и т.д.
Но не следует забывать, что какие бы формы взаимодействия не были выбраны, главное - правильное их использование, а также их эффективность и стабильность такими свойствами обладают наглядные формы, которые активно используются в наши дни.
Организация работы с родителями по формированию культурногигиенических навыков должна быть разнообразна и проходить в единстве требований в ДОО и семье: живое слово, наглядные иллюстрации, демонстрация воспитательской работы, индивидуальные беседы, семейный клуб, родительская почта, телефон доверия, тренинги, использование новых информационных технологий (например, общение в социальных сетях, Интернет и мн. др.)
Основной целью педагогического взаимодействия с семьями воспитанников является повышение педагогической культуры и компетентности родителей, в вопросах формирования культурногигиенических навыков дошкольников. Поэтому очень важно, чтобы родители шли на контакт, не боялись спросить совета и попросить помощи у воспитателя по воспитанию ребенка.
Эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Одним из важных условий при формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является организация и соблюдение режимных моментов, которые связывают в единый целостный процесс отдельные временные отрезки, обеспечивающие решение задач по формированию культурно-гигиенических навыков.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности .
Благоприятные возможности для формирования у детей культурно-гигиенических навыков предоставляют режимные процессы - умывание, одевание, сон, питание и т. д. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitaniekg_navykov.pdf | 461.62 КБ |