Роль речевых игр в формировании слоговой структуры слова
Роль речевых игр в формировании слоговой структуры слова ребенка.
Понятие речевые игры не нашло отражения в педагогической литературе, поэтому, для себя мы определили термин «речевая игра» как стихи, с которыми и в которые можно играть. Речевые игры в привычном для нас варианте можно использовать в логоритмике, в качестве логопедических пятиминуток, физпауз, элементов нейрокоррекционных упражнений, а также, как тренажеры для понимания «сегментов меняющейся звучности» ритмического рисунка слова (Е.Н. Винарская)
Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение восприятию и воспроизведению разнообразных ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.); – различению на слух длинных и коротких слов; – различению на слух слоговых контуров по длине.
Проблема становления слоговой структуры слова у детей отражена в работах З.Е. Агранович, Г.В. Бабиной, А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Н.Ю. Сафонкина, Н.С. Четверушкина и других эти авторы дают разные определения понятию «слоговой структуры». Наиболее близкое нам определение дает А. К Маркова. - умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации. А.К. Маркова отмечает связь овладения мотивационной стороной деятельности ребенка, а также уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием фонематического восприятия.
Послушайте, пожалуйста стихотворение.
Вот серый крот
Вот серый крот
Вот серый, серый, серый крот
Он не красавец, ни урод
А просто серый, серый крот.
В этом стихотворении слово серый повторяется много раз. Из 8 строчек 3,5 строчки. Это дает нам возможность использовать данную литературную основу в качестве упражнений по развитию слухового внимания. «Если услышите слово «серый», хлопните». Что получилось? (продемонстрировать). Полезно? Безусловно. Интересно? Так себе… Что же можно сделать, чтобы это полезное упражнение превратилось в игру? Прежде всего, попробуем поменять мотивацию. «Слово «серый» для крота, наверное, такое важное, раз оно столько раз повторяется! Может стоит его поймать, пока оно не улетело куда-нибудь. А ловить мы будем не просто ладошками, а волшебными звуковыми палочками!» Что изменилось? Практически ничего! Таким образом мы вносим немного специй и наше упражнение становится и мотивацией и развитием и формированием и подготовительным этапом к усвоению слоговой структуры слова.
Один из факторов, влияющий на усвоение слоговой структуры речи – это модель самого слога, поэтому в литературе выделяют несколько ступеней усложнения слоговой структуры.
К трем годам ребенок осваивает все ступени усложнения и становится говорящим, хотя звуки речи он произносит неправильно, ребенок учится разным артикуляционным слоговым программам, а также в это время формируется активный словарь
В ходе анализа литературы мы выяснили, что многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
Речевые игры помогают в развитии пространственной ориентации, первоначально – в своем теле.
Вот пример такой игры: «Мы набрали бересты вар 1»
Мы набрали бересты – перекрестные хлопки по плечам
Из берёзовой коры – то же
В руки бересту берем – поглаживание одной рукой другую
Как корзинку заплетем – Смена рук
А потом немножко – частые хлопки по коленям
Насыпали горошка – то же
Он тихонечко стучит – шоркающие движения ладошкми друг о друга, хлопок на конец фразы
И горошками бренчит. – то же.
(этот пример можно посмотреть на моей странице в разделе видеозапись)
Многие специалисты говорят о том, что, если ребенок просто проговаривает стихотворный текст, и не работает с предметами, он не развивает отделы головного мозга в полной мере. Поэтому мы стараемся использовать разную атрибутику. Атрибуты усложняют привычную моторику и изменяют слуховое поле. Речевую игру «Мы набрали бересты» проигрываем в другом варианте, с использованием палочек.
В упражнении «Мышки вышли на прогулку» решаются задачи на развитие мышечной силы, что очень важно для будущего школьника, который начинает писать. Сегодня мы это делаем с мячиком, а уже через год ребенок будет этот процесс контролировать в своей тетради.
Игра «Вышли мышки на прогулку» (дети сидят на полу, с небольшим легким мячиком)
Вышли мышки на прогулку на 2 строки стихотворения мячик прокатываем между широко раздвинутыми ногами.
Мышка с сыром, мышка с булкой
Мышь с корзинкой, мышь с сачком – прокатываем мяч вперед
Мама мышка с рюкзачком – перекатывают мяч вокруг себя
В рюкзачке проказница, - перекидывают из руки в руку
Балуется, дразнится
Ой, ой, ой… - мячиком касаются носа.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. На помощь приходят речевые игры-дыхалочки.
- У чере чере пашенка
Костяная рубашенка
Нет прочнее рубашенки хоть носи ее 100 лет
Шили эту рубашенку своему черепашенку
Чере папа, чере мама, чере баба, чере дед.
Вот такая речевая игра может стать основой для ритмодекломации. Ритмодекламация – это такой вид речевой деятельности, который помогает нам решать массу коррекционных задач. В данном случае – задачу речевого дыхания. В этом стихотворении очень длинные фразы и практически нет пауз между ними, поэтому, для того чтобы без перебоя проговорить эту фразу, необходимо научиться распределить речевое дыхание. А чтобы сделать это более ритмично и не увеличивать паузы, можно использовать музыкальное сопровождение.
Для детей очень полезно применять прием отсроченного обучения. И использовать его удобно с многовариативными играми. То есть, разучивая один вариант речевой игры мы возвращаемся к нему позже, но обязательно привносим что то новое, это позволяет поддерживать интерес у детей и дает эффективность в развитии. Вот на это стихотворение про черепашку можно ввести дополнительный атрибут – панцирь. Часть детей становится на четвереньки, а на спину им кладут книгу или картонный панцирь. Другая часть детей читает стихотворение про черепашонка, а дети – черепашата двигаются по полу, стараясь не уронить этот панцирь. Затем группы меняются. Такой вариант игры прививает навыки пространственной организации и учит чувствовать свое тело в пространстве.
Такие игры длятся всего пару минут, но сколько пользы они приносят!