ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования предложно-падежных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи, практические приемы соответствующей коррекционной работы.
Ключевые слова. Общее недоразвитие речи, предложно-падежные конструкции, значение предлогов, игры и игровые упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predlozhno-padezhnyh_konstruktsiy_u_detey_s_onr.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования предложно-падежных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи, практические приемы соответствующей коррекционной работы.
Ключевые слова. Общее недоразвитие речи, предложно-падежные конструкции, значение предлогов, игры и игровые упражнения.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.
У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях, без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.
При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе.
Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени.
Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости. Своеобразие развития лексики и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и других авторов.
Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются:
- логопедические занятия – основная форма работы;
- занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, занятия педагога-психолога;
- закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов и в часы досуга (прогулки, экскурсии, игры);
- закрепление пройденного материала дома.
Учителям-логопедам в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог - хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.
В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
1) Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);
2) Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: по дороге, к дому, к машине и т.д.;
3) Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Н-р: ставит на стол, кладёт на стол, под стол, за стол;
4) Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие. Например: лежит за книгой, перед книгой;
5) Предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающие местонахождение предмета (лежит на столе).
Из этих примеров также видно, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение (кладет на стол, но лежит на столе).
Исходя из этого, при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).
В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.
Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от) .
В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых.
Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами. Например:
1. Логопед дает детям «усеченное» задание, используя стилизованные модели: - Положи яблоко... стол, а морковь... стул. И спрашивает: - Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: «положи яблоко на стол, а морковь под стул». - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?
Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.
2. Постепенно задания усложняются: в ряду моделей «маленьких слов» надо выделить, например, модели слова ПОД или НА.
3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД. Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.).
Детям предлагается из предложенных моделей изобразить и проговорить другие варианты. При этом взрослому следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание.
После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений.
Для формирования предложно-падежных конструкций у детей в своей логопедической работе используем различные игры, с целью научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.
Вот перечень игровых упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов:
Игра: «Кто где?» Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке. Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.
Игра «Еда для животных». Цель: научить правильно употреблять существительное в предложном падеже. Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в предложном падеже.
Медведь мечтает (о рыбе). Кошка мечтает (о молоке). Собака мечтает (о косточке) и т.д.
Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)». Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог. Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит... Полочка с книгами висит... Мишка сидит...
Игра «Исправь Незнайкины ошибки» или «Путаница».
Метро едет в дедушке. Остановка подошла к автобусу. От корабля отошла пристань. Север полетел на вертолет. На лодке качаются волны.
* * *
С аиста прилетел юг. Болото ходит по цапле. В соловье поет сад. В кукушке кукует лес. На гусях много озер. Дикие камыши прятались в утках.
* * *
На солнце яркое небо. На подснежниках распустились поляны. С капели падает крыша. По ручейкам бежит земля. Окно заглянуло в солнечные лучики. И т.д.
«Веселое путешествие». Цель: Уточнить лексическое значение глаголов движения и предлогов «ДО», «К», «ОТ».
Мы ехали, ехали, к речке подъехали. (К чему? Куда подъехали?)
До моста доехали, мост переехали. (До чего доехали?).
К горке подъехали, на горку въехали. (К чему подъехали? На что въехали?)
С горки съехали, от горки отъехали. (С чего съехали? От чего отъехали?).
Дальше поехали и домой приехали.
«Составь предложения». Цель: дифференцировать предлоги-антонимы: «К», «ОТ». Детям предлагаются пары слов. (Надо подумать, кто будет приближаться, а кто будет удаляться).
Поезд – вокзал, школьник – доска, доярка – корова, пассажир – самолёт, водитель – автобус, мальчик – окно, турист – палатка.
«Составь из слов предложения». Используя схемы, составить по ним предложения. Вставить предлоги и поставить существительное в нужный падеж:
Бабочка села.. .(цветок). Мальчик пишет... (тетрадь). И т.д.
«Будь внимательным». В предложенную конструкцию вставить другой предлог, изменив окончание существительного (на основе сопоставления схем предлогов):
Кошка лежит на диване. Кошка прыгает с дивана. И. т.д.
«Составь правильно». Изменить окончание существительного в предложенной конструкции, связав его с предлогом:
Подушка лежит на диваном (Подушка лежит на диване).
Яблоки лежат в шкафом (Яблоки лежат в шкафу). И т.д.
«Составь предложение по опорным словам». Составить предложение по опорным словам, употребив соответствующие предлоги и падежные окончания:
Дети, лес, прийти. (Дети пришли в лес).
Они, гулять, поляна. (Они гуляют на поляне). И т.д.
«Подбери по смыслу». Составить словосочетания, подобрав нужные по смыслу пары слов из двух групп. Указать вопрос от глагола к существительному.
Пример: Уплыли на чём? (На лодке). Бегут, заблудились, спрятались, уплыли - (на лыжах, на лодке, в лесу, за деревом). И т.д.
«Составь по образцу». Составить предложения по образцу, употребляя существительные в нужном падеже соответственно вопросам: куда? (На что? Во что?) и где? (В чём).
Дочка поставила чашки на стол. Чашки стоят на столе.
Мама повесила платье... (шкаф). Платье висит...
Мы повесили карту... (стена). Карта висит...
Игры по картинкам:
- Кто сидит на стуле, а кто под стулом?
- Кто находится под деревьями, а кто на деревьях?
- Кто находится в реке, а кто у реки? Кто находится на левом, а кто на правом берегу реки?
- Кто сидит на пеньке, а кто около забора?
- Какой предмет лежит в коробке, а какой около?
- Что лежит в тарелке, а что около?
- Покажи кошку в доме и собаку около дома
- Что находится в коробке? Что около коробки? Что за коробкой? Что перед коробкой?
- Какая игрушка стоит рядом с курочкой, какая рядом с юлой?
- «Что где растет?»
- «Что где находится?»
- «Кто где живет?»
- «Что в чем?» (по теме «Посуда»)
- «Где кот?»
- «Покажи и скажи: где что? где кто?»
- «Где летит бабочка?» И.т.д.
На закрепляющем этапе работы над предложно-падежными конструкциями детям предлагаются задания:
- заучивание короткого текста с предлогами;
- составление рассказа по демонстрируемым действиям с использованием пространственных предлогов;
- составление рассказа по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления, распространения предложения с помощью определений;
- описание рассказа по картинке;
- составление рассказа по серии картинок;
- выделение предлогов в тексте;
- последовательный пересказ текста по цепочке и т. д.
Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, учит понимать сложные грамматические конструкции предложений.
Учёт психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование многообразных дидактических игр и приёмов в сочетании с многократностью и вариативностью различных речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе.
Список используемых источников и литературы
- Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008. – 228с.
- Логопедия: Учеб. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 703с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001. –192 с.
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987. – 191 с.
- Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.