Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами синквейна с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Волшебный синквейн»

Платонова Елена Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности  

по развитию речи с элементами синквейна

 с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Тема: «Волшебный синквейн»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Тип занятия: подгрупповое.

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления

синквейна с помощью моделей.

Задачи:

      Коррекционные:

- обогащение и активизация словаря;

- развитие грамматического строя речи;

- закрепление понятий: предмет, признак предмета, действие предмета.

Образовательные:

- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна;

- ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.

      Развивающие:

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

     Воспитательные:

- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: магнитная доска, маркер, мяч, модели: предмет, признак предмета, действие предмета, игрушка «Заяц», «Ёжик».

Словарная работа: синквейн

Предварительная работа: работа с иллюстрацией модели «Заяц», «Ёжик».

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! У меня в руках – мяч. Я хочу с вами поиграть в игру «Ассоциация». Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если ты – это цвет, то какой?

Если ты – это геометрическая фигура, то какая?

Если ты – это настроение, то какое?

Если представить, что ты – это сказочный герой, то кто?

Если время года, то какое?

Если ты – это вид спорта, то какой?

Если ты – это цветок, то это…

Если ты – это игра, то какая?

Если ты - это животное, то какое?

Хорошо, Замечательно!

- А кем бы вы хотели быть сегодня, может животным, цветком, растением, или представителем какой-то профессии?

- Я бы хотела стать сегодня - поэтом и научиться писать стихи.

- Ребята, а вы бы хотели научиться сочинять стихи? (ответы детей)

- Тогда давайте учиться вместе. Отгадайте, кто к нам пришел в гости?

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Убегает без оглядки? (Заяц)

- Ребята, а в каких произведениях, мультфильмах или сказках мы можем встретить зайца? (ответы детей)

- Правильно, ребята. Про зайца можно придумать сказку, рассказ и даже стихотворение.

- Ребята, а чем стихотворение отличается от рассказа или сказки? (Сказка-это выдумка, рассказ-это реальные события произошедшие на самом деле). (В стихотворении - есть рифма)

- Кто знает, что такое рифма? (Рифма – это слова, похожие по звучанию)

    Но есть особые стихотворения, в которых нет рифмы. Такие стихи называются синквейн. Сегодня мы с вами научимся придумывать синквейн.

  1. Предъявляется модель - предмет

                         Кто это? - Заяц

  1. Предъявляется модель - признак предмета

  Заяц  какой? - белый, длинноухий, пушистый, маленький, добрый,  милый, веселый, усатый.

  1. Предъявляется модель действие предмета

                           Заяц что делает? - прыгает, скачет, играет, грызет.

Алгоритм составления синквейна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение (ассоциация с первым словом).

Воспитатель составляет синквейн с детьми, используя наводящие вопросы. По ответам детей составляется синквейн.

Пример синквейна 1:

1. ЗАЯЦ

2. БЕЛЫЙ, ДЛИННОУХИЙ

3. ПРЫГАЕТ, СКАЧЕТ, УБЕГАЕТ

4. ЗАЯЦ  ОЧЕНЬ БЫСТРО БЕГАЕТ

5. ЖИВОТНОЕ  (Появляется игрушка – ЗАЯЦ).

- Посмотрите, какой замечательный ЗАЯЦ пришел к нам в гости и хочет свами поиграть. А вы хотите?(Да)

 Физкультминутка:

Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять.            (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть.      (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать.           (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать.           (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать.             (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять    (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать.          (садимся на корточки)
.

- Ребята мы с вами поиграли с ЗАЙЦЕМ, но ему скучно. Он хочет себе найти друга. Как помочь?  (ответы детей)

- Чтобы у нашего ЗАЙЦА появился друг, может нам нужно сочинить еще один синквейн?(Да) 

- Тогда отгадайте загадку:

Нам нужны иголки для шитья
А кому нужны иголки для житья? (ЁЖИК)

Синквейн 2:

  1.  ЁЖИК.
    2. КОЛЮЧИЙ, МЕДЛЕННЫЙ.
    3. ПЫХТИТ, ЛОВИТ, ЗАЩИЩАЕТСЯ.
    4. ЁЖИК СПИТ ПОД ПЕНЬКОМ .
    5. ЖИВОТНОЕ  (Появляется игрушка – ЁЖИК).

- А вот и друг для зайца. Теперь им скучно не будет.

- Ребята, вы все так старались, помогли зайцу найти друга. Научились составлять замечательные  стихотворения – синквейны. Мы обязательно будем сочинять синквейны и про других животных. Вам ребята понравилось составлять синквейн? Ещё, что понравилось? (ответы детей).

- А сейчас можете поиграть с зайцем и ёжиком.