Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами синквейна с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Волшебный синквейн»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи с элементами синквейна
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Тема: «Волшебный синквейн»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Тип занятия: подгрупповое.
Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления
синквейна с помощью моделей.
Задачи:
Коррекционные:
- обогащение и активизация словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- закрепление понятий: предмет, признак предмета, действие предмета.
Образовательные:
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна;
- ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: магнитная доска, маркер, мяч, модели: предмет, признак предмета, действие предмета, игрушка «Заяц», «Ёжик».
Словарная работа: синквейн
Предварительная работа: работа с иллюстрацией модели «Заяц», «Ёжик».
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! У меня в руках – мяч. Я хочу с вами поиграть в игру «Ассоциация». Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если ты – это цвет, то какой?
Если ты – это геометрическая фигура, то какая?
Если ты – это настроение, то какое?
Если представить, что ты – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если ты – это вид спорта, то какой?
Если ты – это цветок, то это…
Если ты – это игра, то какая?
Если ты - это животное, то какое?
Хорошо, Замечательно!
- А кем бы вы хотели быть сегодня, может животным, цветком, растением, или представителем какой-то профессии?
- Я бы хотела стать сегодня - поэтом и научиться писать стихи.
- Ребята, а вы бы хотели научиться сочинять стихи? (ответы детей)
- Тогда давайте учиться вместе. Отгадайте, кто к нам пришел в гости?
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Убегает без оглядки? (Заяц)
- Ребята, а в каких произведениях, мультфильмах или сказках мы можем встретить зайца? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Про зайца можно придумать сказку, рассказ и даже стихотворение.
- Ребята, а чем стихотворение отличается от рассказа или сказки? (Сказка-это выдумка, рассказ-это реальные события произошедшие на самом деле). (В стихотворении - есть рифма)
- Кто знает, что такое рифма? (Рифма – это слова, похожие по звучанию)
Но есть особые стихотворения, в которых нет рифмы. Такие стихи называются синквейн. Сегодня мы с вами научимся придумывать синквейн.
- Предъявляется модель - предмет
Кто это? - Заяц
- Предъявляется модель - признак предмета
Заяц какой? - белый, длинноухий, пушистый, маленький, добрый, милый, веселый, усатый.
- Предъявляется модель - действие предмета
Заяц что делает? - прыгает, скачет, играет, грызет.
Алгоритм составления синквейна
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение (ассоциация с первым словом).
Воспитатель составляет синквейн с детьми, используя наводящие вопросы. По ответам детей составляется синквейн.
Пример синквейна 1:
1. ЗАЯЦ
2. БЕЛЫЙ, ДЛИННОУХИЙ
3. ПРЫГАЕТ, СКАЧЕТ, УБЕГАЕТ
4. ЗАЯЦ ОЧЕНЬ БЫСТРО БЕГАЕТ
5. ЖИВОТНОЕ (Появляется игрушка – ЗАЯЦ).
- Посмотрите, какой замечательный ЗАЯЦ пришел к нам в гости и хочет свами поиграть. А вы хотите?(Да)
Физкультминутка:
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки).
- Ребята мы с вами поиграли с ЗАЙЦЕМ, но ему скучно. Он хочет себе найти друга. Как помочь? (ответы детей)
- Чтобы у нашего ЗАЙЦА появился друг, может нам нужно сочинить еще один синквейн?(Да)
- Тогда отгадайте загадку:
Нам нужны иголки для шитья
А кому нужны иголки для житья? (ЁЖИК)
Синквейн 2:
- ЁЖИК.
2. КОЛЮЧИЙ, МЕДЛЕННЫЙ.
3. ПЫХТИТ, ЛОВИТ, ЗАЩИЩАЕТСЯ.
4. ЁЖИК СПИТ ПОД ПЕНЬКОМ .
5. ЖИВОТНОЕ (Появляется игрушка – ЁЖИК).
- А вот и друг для зайца. Теперь им скучно не будет.
- Ребята, вы все так старались, помогли зайцу найти друга. Научились составлять замечательные стихотворения – синквейны. Мы обязательно будем сочинять синквейны и про других животных. Вам ребята понравилось составлять синквейн? Ещё, что понравилось? (ответы детей).
- А сейчас можете поиграть с зайцем и ёжиком.