Методическая разработка родительского собрания в средней группе для детей с общим недоразвитием речи (1 год обучения). «Артикуляционная гимнастика».
В современных условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_material_dlya_publikatsii_stateeva_i._a.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статеева Ирина Алексеевна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики
Ключевые слова: развитие речи, учитель-логопед, дети, родители, коррекционно-развивающая работа, артикуляционная гимнастика.
Методическая разработка родительского собрания в средней группе для детей с общим недоразвитием речи (1 год обучения) «Артикуляционная гимнастика».
В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Цель: помочь родителям и детям в выполнении артикуляционной гимнастики в домашних условиях для закрепления правильной артикуляции звуков.
Задачи:
-познакомить родителей друг с другом,
- включение ребенка и родителя в целенаправленный логопедический процесс.
- совершенствование правильного артикуляционного уклада.
- произвести коррекцию звукопроизношения.
-определить эмоциональное состояние детей, адаптированы ли они.
Предполагаемый результат: правильное звуковое воспроизведение, формирование правильной речи.
Участники: родители и дети (первого года обучения).
- Знакомство. Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.
- Вступительное слово. Вы осознали, что Вашим детям нужна помощь специалистов и привели своих детей в наш сад. Но хотелось бы подчеркнуть, что вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
"Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано.
Родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Чтобы родители стали хорошими учителями для своих детей, они должны знать, что работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.
Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).
Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях - три занятия, в других - несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.
В работе с родителями
Мы готовы работать вместе с вами
Но не вместо вас.
- Правила и принципы коррекционно-логопедической работы.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое.
Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?
Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
- Презентация «Артикуляционная гимнастика».
Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:
-Следовать правилам проведения артикуляционной гимнастики (АГ).
Выполнять АГ подобранную логопедом.
-Упражнения выполняются перед зеркалом. После того как ребенок научится выполнять заданное движение зеркало убирают.
-Проводить АГ ежедневно, желательно 2 раза в день. 5-7 мин (опираясь на возможности ребенка).
-Удерживать заданную артикуляционную позицию 5-10с.
-Следить за качеством выполняемых упражнений, а не за количеством.
-Не допускать переутомления мышц артикуляционного аппарата.
- Соблюдать принципы работы.
-принцип системности: задания, подобранные логопедом, выполняются последовательно и систематически.
В случае несоблюдения данного принципа теряется сама цель коррекционно - логопедической работы. Специалист вооружает вас знанием и способом достижения результата, но он не может выполнять упражнения за ребенка, нуждающегося в логопедическом воздействии.
-Принцип контроля: необходимо постоянно в течении всего дня во время общения с ребенком контролировать и закреплять приобретенные в процессе логопедической работы умения и навыки. В противном случае они могут утрачиваться. Что ощутимо тормозит коррекционный процесс.
Необходимо воспитывать у ребенка самоконтроль. Приучать его следить за своей речью и самому исправлять допущенные ошибки.
-Принцип взаимодействия родителей и логопеда: родители должны интересоваться успехами своего ребенка. Четко и своевременно выполнять требования и просьбы логопеда и воспитателя группы. Посещать консультации и родительские собрания.
- Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми и родителями.
7. Выставка пособий на выработку целенаправленной воздушной струи.
8. Дискуссия с родителями. Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Как привлечь ребенка заниматься дома, если он не хочет заниматься».
-Как ваши дети относятся к занятиям дома?
- Какие приемы Вы используете?
-В какое время вы занимаетесь?
-Сколько по времени вы занимаетесь?
-Что вы делаете, если ребенок отказывается заниматься?
- Итог: Семья дает ребенку главное-то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт.
От всей души желаем вам всего, всего, хорошего.
Решение: выполнять артикуляционную гимнастику в домашних условиях для закрепления правильной артикуляции звуков.
Литература.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тра-ля-ля для язычка: Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. Художник Швецова Ю.А. — М.: ИД Карапуз, 2006. — 18 с. — (Для самых-самых маленьких).
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.
- Мне нравится (1)