Методическая разработка родительского собрания в средней группе для детей с общим недоразвитием речи (1 год обучения). «Артикуляционная гимнастика».

Cтатеева Ирина Алексеевна

В современных условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_material_dlya_publikatsii_stateeva_i._a.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статеева Ирина Алексеевна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики

Ключевые слова: развитие речи, учитель-логопед, дети, родители, коррекционно-развивающая работа, артикуляционная гимнастика.

Методическая разработка родительского собрания в средней группе для детей с общим недоразвитием речи (1 год обучения) «Артикуляционная гимнастика».

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Цель: помочь родителям и детям в выполнении артикуляционной гимнастики в домашних условиях для закрепления правильной артикуляции звуков.

Задачи:

-познакомить родителей друг с другом,

 - включение ребенка и родителя в целенаправленный логопедический процесс.

 - совершенствование правильного артикуляционного уклада.

 - произвести коррекцию звукопроизношения.

 -определить эмоциональное состояние детей, адаптированы ли они.

Предполагаемый результат: правильное звуковое воспроизведение, формирование правильной речи.

Участники: родители и дети (первого года обучения).

  1. Знакомство. Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.
  2. Вступительное слово. Вы осознали, что Вашим детям нужна помощь специалистов и привели своих детей в наш сад. Но хотелось бы подчеркнуть, что вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

"Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано.

Родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Чтобы родители стали хорошими учителями для своих детей, они должны знать, что работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях - три занятия, в других - несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

В работе с родителями

Мы готовы работать вместе с вами

Но не вместо вас.

  1. Правила и принципы коррекционно-логопедической работы.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног  - дело нам привычное и знакомое.

Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  1. Презентация «Артикуляционная гимнастика».

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

-Следовать правилам проведения артикуляционной гимнастики (АГ).

Выполнять АГ подобранную логопедом.

-Упражнения выполняются перед зеркалом. После того как ребенок научится выполнять заданное движение зеркало убирают.

-Проводить АГ ежедневно, желательно 2 раза в день. 5-7 мин (опираясь на возможности ребенка).

-Удерживать заданную артикуляционную позицию 5-10с.

-Следить за качеством выполняемых упражнений, а не за количеством.

-Не допускать переутомления мышц артикуляционного аппарата.

  1. Соблюдать принципы работы.

-принцип системности: задания, подобранные логопедом, выполняются последовательно и систематически.

В случае несоблюдения данного принципа теряется сама цель коррекционно - логопедической работы. Специалист вооружает вас знанием и способом достижения результата, но он не может выполнять упражнения за   ребенка, нуждающегося в логопедическом воздействии.

-Принцип контроля: необходимо постоянно в течении всего дня во время общения с ребенком контролировать и закреплять приобретенные в процессе логопедической работы умения и навыки. В противном случае они могут утрачиваться. Что ощутимо тормозит коррекционный процесс.

Необходимо воспитывать у ребенка самоконтроль. Приучать его следить за своей речью и самому исправлять допущенные ошибки.

-Принцип взаимодействия родителей и логопеда: родители должны интересоваться успехами своего ребенка. Четко и своевременно выполнять требования и просьбы логопеда и воспитателя группы. Посещать консультации и родительские собрания.

  1. Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми и родителями.

7. Выставка пособий на выработку целенаправленной воздушной струи.

8. Дискуссия с родителями. Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Как привлечь ребенка  заниматься дома, если он не хочет заниматься».

-Как ваши дети относятся к занятиям дома?

- Какие приемы Вы используете?

-В какое время вы занимаетесь?

-Сколько по времени вы занимаетесь?

-Что вы делаете, если ребенок отказывается заниматься?

  1. Итог: Семья дает ребенку главное-то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт.

От всей души желаем вам всего, всего, хорошего.

Решение: выполнять   артикуляционную гимнастику в домашних условиях для закрепления правильной артикуляции звуков.

Литература.

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тра-ля-ля для язычка: Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет.  Художник Швецова Ю.А. — М.: ИД Карапуз, 2006. — 18 с. — (Для самых-самых маленьких).
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
    К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.