Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения
В статье раскрывается отличие работы логопеда по исправлению произношения звуков от работы воспитателя по формированию звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_v_rabote_logopeda_i_vospitatelya.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя
по коррекции звукопроизношения
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. Необходимо учитывать разграничение функций логопеда и воспитателя.
Одним из нарушений речи у детей являются различные недостатки звукопроизношения.
Основные отличия работы по формированию звукопроизношения
от работы по исправлению звукопроизношения
Формирование звукопроизношения — это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Исправление звукопроизношения — это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.
Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов:
1) подготовительного этапа;
2) этапа появления звука;
3) этапа усвоения звука в речи.
Работа логопеда по исправлению произношения звуков и работа воспитателя по формированию звукопроизношения различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков.
Подготовительный этап
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Логопед вызывает звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель закрепляет произнесение вызванного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции.
Этап усвоения звука
Логопед автоматизирует вызванные звуки, вырабатывает дифференциацию звуков на слух и в произношении, последовательно вводит в речь (в слог, слово, предложение, чистоговорки, рассказы, стихотворения, скороговорки, в самостоятельную речь).
Воспитатель закрепляет вызванный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом.
В задачу педагога также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. В случае необходимости педагог в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверное слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством педагога научились слышать ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого педагог привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. Е.Г. Карасёва. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 64 с. – (ФГОС дошкольного образования).
2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
- Мне нравится (5)