Современные педагогические аспекты формирования универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников. Реализация ФГТ

Как помочь ребенку и подготовить его к обучению в школе? Главная трудность, с которой он сталкивается в первые дни школьного обучения, заключается не в содержании знаний, а в изменении социальной позиции, смене ведущего вида деятельности.

Готовность к школе – одно из приоритетных направлений развития старшего дошкольника, предполагающее, согласно трактовке педагогов-психологов, «его личностное становление, сформированность познавательной мотивации, когнитивных процессов, наличие знаний, эмоций, представлений о мире, других людях, о себе».

 

Содержание дошкольного образования согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» должно соответствовать таким направлениям развития детей старшего дошкольного возраста, как физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Физическое развитие и здоровье

Основные цели: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физической культуре. В сфере физического развития дошкольника взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, представления о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладению необходимыми гигиеническими навыками. Необходимо создавать условия для совершенствования двигательной активности ребенка, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, поддерживать интерес к энергичным играм, занятиям на спортивных снарядах. Важно, чтобы дошкольники упражнялись в беге, прыжках, лазании, метании и т. д. Физическая готовность определяется общим физическим развитием ребенка (нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров), моторикой (особенно развитием мелких движений кистей рук и пальцев), зрительно-двигательной координацией; состоянием зрения и слуха, состоянием нервной системы ребенка (степенью ее возбудимости и уравновешенности).

Общее состояние здоровья — один из основных показателей физической готовности ребенка к обучению в школе.

Познавательно-речевое развитие

Основные цели: формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка. В этой области дошкольного образования происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие у него вопросы, опробовании разных способов действия, разрешении проблемных ситуаций. Формируются общие представления ребенка об окружающем его мире и природе, о себе, семье, обществе, государстве, религии. На протяжении дошкольного воспитания совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из основных условий познания.

Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает:

  • опору на природную детскую любознательность;
  • поощрение познавательной инициативы ребенка: детских вопросов,

рассуждений, самостоятельных умозаключений;

  • опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование,

познавательное общение, игровая деятельность;

  • организацию образовательной среды, стимулирующей

познавательную активность ребенка;

  • опору на совместную деятельность детей и взрослых.

Информация для познавательно-речевого развития предоставляется детям в интегрированном виде из разных областей культуры: речевой и языковой, из мира искусств, общественной жизни человека, его здоровья и экологии, математики и естественных наук, ОБЖ и гигиены и пр.

Познавательно-речевое развитие ребенка предполагает наличие у него интеллектуальной и речевой готовности.

Интеллектуальная готовность — это прежде всего общий кругозор ребенка и развитие познавательных процессов: воображения, творчества, мышления (однако в основном мышление дошкольника остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами или их заместителями), а также достаточный уровень сформированности познавательных интересов, их ориентированность на зону ближайшего развития.

Под речевой готовностью понимается сформированность грамматического строя речи, представлений о правильном звукопроизношении, достаточный для общения активный и пассивный словарный запас, владение основами монологической речи; способность к восприятию на слух разговорной речи, к пониманию и использованию символов.

Познавательно-речевая готовность предполагает наличие у ребенка начальных умений учиться самостоятельно: умение выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности.

Социально-личностное развитие

Основные цели: содействие появлению у детей ценностных ориентации, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.

В этой области образования происходит развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, формирование положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Образование, направленное на социально-личностное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает:

  • создание условий для появления нравственных основ патриотических чувств

(первоначальные представления о России — стране, в которой он живет, о столице России — Москве, о малой родине, о родной

природе и др.);

  • воспитание доброжелательного отношения к окружающим, воспитание уважения прав

сверстников, умения сотрудничать с ними;

  • формирование положительного отношения к себе (уверенность в своих

возможностях, осознание своих прав и свобод не в ущерб окружающим сверстникам, осознание ценности сотрудничества с другими людьми);

  • формирование культуры поведения (правила поведения в общественном месте, правила

вежливости, правила приличия);

  • формирование у ребенка внутренней позиции будущего школьника;
  • формирование умений работать по правилу, по образцу, точно выполнять инструкции,

контролировать процесс и результат деятельности.

Социально-личностная готовность ребенка к школе включает в себя сформированность нравственных и коммуникативных способностей ребенка.

Личностная готовность ребенка к школе характеризуется, прежде всего, готовностью ребенка (сформированностью внутренней позиции) к принятию новой социальной роли — роли ШКОЛЬНИКА, имеющего круг прав и обязанностей.

 

Уровни сформированности внутренней позиции школьника.

 

№ п/п

внутренней позиции школьника

Характеристика уровня сформированности внутренней позиции

1

Нулевой уровень. Отсутствие мотивации

ученика

Отрицательное отношение к школе и к поступлению в школу

2

Низкий уровень. Сохранение дошкольной ориентации

Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной деятельности. Есть желание пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни

3

Средний уровень мотивации. Приоритет социальных аспектов

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни (новые знакомства и контакты, игры, экскурсии, совместные праздники и пр.) в ущерб учебным аспектам

4

Высокий уровень мотивации

Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни (вне школы ребенок стремится продолжить занятия специфически школьного содержания)

 

В социально-личностной готовности ребенка к школе главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения — одно из важнейших условий его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов являются, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.

Социальная готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками. Формирование произвольного поведения связано с развитием регулятивных универсальных учебных действий. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Таким образом, целесообразно оценивать готовность ребенка к поступлению в школу не столько на основе умений чтения, письма, счета, сколько на уровне сформированности внутренней позиции школьника, произвольного поведения и элементарных навыков общения со взрослыми исверстниками.

Художественно-эстетическое развитие

Основные цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; содействие художественно-эстетическому развитию детей, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении. В дошкольном возрасте возникают интерес к эстетической стороне

действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ребенок знакомится с разными видами и жанрами искусств, в том числе народным творчеством.

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольный период, предполагает создание следующих условий:

  • обогащение сенсорного и чувственного опыта ребенка во всех видах творческой

деятельности;

  • организацию образовательной среды, стимулирующей изобразительные виды деятельности

(рисование, раскраска, лепка, художественное конструирование и пр.);

  • предоставление ребенку возможности выбора деятельности, сюжетов,

материалов и средств воплощения художественного замысла;

  • поддержка детской инициативы, поощрение, стимулирование творческих замыслов

ребенка;

  • формирование первоначальных представлений об изобразительном искусстве.

Художественно-эстетическое развитие определяет готовность ребенка к различным видам художественно-эстетической деятельности (рисунок, лепка, аппликации, конструирование), вызывает интерес и сопереживание тому, что передано в высокохудожественных произведениях

средствами изобразительного искусства, формирует потребность совместной творческой деятельности.

Художественно-эстетическому развитию  и пониманию искусства принадлежит значительная роль в личностном становлении ребенка, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

 

В ходе ежегодного мониторинга  детей дошкольного возраста  в детском саду на период сентябрь 2009-апрель2012 годов, мной были выявлены не высокие показатели освоения Основной общеобразовательной программы (см. Приложение 1 «Мониторинг на начало года»)  и готовности детей подготовительной группы к школьному обучению (см. Приложение 2 «Мониторинг на начало года») (интегративные качества).

Проанализировав отдельно показатели особенностей развития художественного восприятия (см. Приложение 3) и проявления эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (см. Приложение 4) эти показатели тоже были удовлетворительными.

Подготовленные занятия (см. Приложение 5) (см. Приложение 6), целью которых было формирование универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, через интеграцию художественно - эстетического и познавательно-речевого развития и проведенный промежуточный и итоговый мониторинг освоения Основной общеобразовательной программы (см. Приложение 1 «Мониторинг на конец года»), мониторинг   готовности детей подготовительной группы к школьному обучению (см. Приложение 2 «Мониторинг на конец года» ) (интегративные качества) выявил высокие результаты (см. Приложение 2 «ВЫВОДЫ). 

По проведенной диагностике показателей развития художественного восприятия (см. Приложение 7) и проявления эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (см. Приложение 8) проведенной в конце года прослеживаются повышенные показатели.

            Основные выводы и рекомендации

 

1. Подготовленные с использованием интеграции художественно - эстетического и познавательно-речевого развития занятия были успешно проведены и сформировали универсальные предпосылки учебной деятельности детей подготовительной группы. О чем свидетельствуют

результаты сравнительного анализа освоения образовательной программы детьми за период 2009-2012 учебных годов.

2.   Можно сделать следующие выводы:

  • прослеживалась положительная динамика в освоении образовательной программы воспитанниками;
  •  педагогу удалось достичь стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы;
  •   эффективное  применение педагогом современных методов и приемов в работе продемонстрировало возможности, при которых в 2010 учебном году доминировал средний уровень (13 чел.; 65%), в 2012 учебном году (итоговый мониторинг)  – высокий и выше среднего (16 чел.; 80%).

 

Суммировав высокие результаты освоения программы (65% детей имеют динамику в освоении  программы и 25% детей имеют стабильно высокий результат) можно сделать вывод, что в отношении 18 детей (90 % воспитанников) педагогу удалось достичь стабильных положительных итоговых результатов освоения образовательной программы.

 

Проведенный мониторинг позволил:

  •  выделить детей «группы риска» с точки зрения освоения Основной образовательной программы ДОУ и путем систематических психолого-педагогических консилиумов в ОУ наметить рекомендации для некоторых воспитанников, у которых нет динамики в освоении основной образовательной программы;
  •  родителям и в дальнейшем учителям начальных классов следует обратить внимание на развитие у этих детей инициативности по  отношению к взрослым, развивать самостоятельность в ситуациях совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, стимулировать ребенка к общению со сверстниками, развивать основные движения, повышать мотивацию ребенка к здоровому образу жизни, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, и  самовыражению впечатлений, эмоций.  Проводить с ребенком беседы о музыкальных произведениях и закрепить знания детей о  музыкальных инструментах;
  •  родителям было рекомендовано   наблюдение у специалистов медицинского профиля (педиатра, невролога, оториноларинголога).

 

Внимание к описанным аспектам позволит сформировать базу для эффективной адаптации этих детей к условиям школьного обучения.

 

К моменту итогового (конечного) мониторинга у воспитанников подготовительной группы №3  сформированы основные качества выпускника.

 

3. По результатам в развития интегративных качеств старших дошкольников можно заключить следующее:

  • у 80% детей имеют динамику в развитии;
  •  20% детей имеют стабильно высокий результат развития интегративных качеств;
  • 3 детей (15%  проявляют малую динамику развития), можно сделать вывод, что у 17 детей (85 % воспитанников) педагогу удалось развить высокие  интегративные качества

 

Анализ результатов мониторинга интегративных качеств  позволяет  педагогу:

  •  осуществлять дифференцированный подход к  каждому ребенку в подборе форм организации, методов и приемов воспитания и развития;
  •  проследить  явную положительную динамику в развитии интегративных качеств: у 16 детей (80%), у  4  детей (20%);  высокие первоначальные и итоговые (конечные) показатели.

 

Однако имеются дети 3 ребенка (15%) с малой динамикой (при начальном мониторинге им требовалась коррекционная работа с педагогом,  при итоговом (конечном) мониторинге их уровень развития интегративных качеств-средний), это выпускники III группы здоровья.

 

На систематических психолого-педагогических консилиумах  в ОУ были намечены рекомендации для этих воспитанников:

  •  родителям необходимо обратить внимание на укрепление здоровья детей и в дальнейшем учителям начальных классов следует развивать у этих детей потребности к двигательной активности.

 

Внимание к описанным аспектам позволит сформировать базу для эффективной адаптации этих детей к условиям школьного обучения.

 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Очень нужный материал. как же взрослые стараются, чтобы дети пошли в школу готовыми!!!