Пособие "Речевой куб"

Сурова Ирина Анатольевна

Игровое общение  есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Этому условию соответствует разработанное игровое пособие «Речевой куб».

Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов ( картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт). На каждой грани куба расположены прозрачные карманы  для сменного речевого материала. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики , лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется учителем-логопедом и воспитателем по мере усвоения детьми различных тем.

         Кубы используются как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи в логопедических группах ДОУ.

         Обычно работа с ними ведется :

-на индивидуальных логопедических занятиях (учитель-логопед);

-на занятиях по развитию речи (воспитатель);

-индивидуально вне занятия (воспитатель);

-в самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с учителем-логопедом. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба.

         Можно рекомендовать использование « Речевого куба» и для работы с детьми массовых групп. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-7 лет.

         Оно многофункционально и дает им заряд положительных эмоций и удовольствия от процесса выполнения заданий.

         Каждый куб имеет свое название, отражающее цели его использования. Например для знакомства детей с органами артикуляционного аппарата создан куб «язычок и его домик». На шести гранях изображены органы артикуляционного аппарата. К каждой картинки подобрано короткое стихотворение. Содержание стихов детям известно. Суть игры состоит в том, сто учитель-логопед читает стихотворение, а дети показывают соответствующую грань куба, выполняя простые упражнения, свойственные данному артикуляционному органу: губам, языку, нижней челюсти.

         Куб можно использовать с трехлетнего возраста: как пропедевтический перед выполнением более сложных артикуляционных упражнений или как часть физкультминутки в целях профилактики ( для предотвращения неправильной постановки звуков речи).

         Цель занятия с кубом «Зарядка для языка»-совершенствования мимических и артикуляционных упражнений подобраны специальные карточки по названию упражнения и необходимое стихотворение. Учитель-логопед (воспитатель) читает, а дети выполняют упражнение, находя соответствующий сигнальный рисунок (грибок, качели, заборчик, часики).

         Куб «Сенсорик» используется для развития мелкой моторики, тактильного восприятия  и получения положительных эмоций. На гранях вместо прозрачных кармашков располагаются съемные коврики, сшитые из разных материалов и соединенные между собой пуговками разных размеров. По середине каждого коврика есть разъемные застежки ( молнии, пряжки, ленточки, кнопки, липучки, шнурки). Задача ребенка расстегнуть застежки и сказать , кто изображен в окошке.

         Куб «Звуковая лесенка» помогает достичь следующих целей:

-автоматизация изолированного звука;

-выработка длительной воздушной струи;

-формирование звуковой культуры речи.

 На гранях данного пособия находятся картинки для определения автоматизированных звуков ( горы, змейка, улитка, чайник кипит, лабиринт, самолет с оставшимся следом). Ребенок находит заданное изображение  и произносит звук на одном выдохе, проводя по звуковой лесенке пальчиком.

         С целью развития общей и тонкой моторики, а также для обучения детей работать по схеме разработан куб « Речь, ритм, движение».

         На съемных гранях этого куба можно расположить разнообразные задании для развития координации движения : задания для пальчиков по картинке, задания из полочек, шнура, ленты; упражнения для пальцев и кистей рук по рисункам; общие упражнения для туловища и ног. К каждому упражнению по развитию движений подобрано короткое стихотворение.

Проговаривая его за учителем-логопедом ребенок учится управлять своими движениями.   

Куб «Магнитофон» помогает:

- развитию слухового внимания, восприятия;

-овладение темпо-ритмическими (интонация, система пауз) и динамическими регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи;

-развитию умения владеть своим голосовым аппаратом.

На гранях данного куба изображены картинки символы, характеризующие темп и громкость речи ( например, черепаха может символизировать медленную речь; самолет или ракета -быструю; барабан или труба -громкую, приложенный к губам вытянутый указательный палец- тихую речь или шепот). Используя этот куб в игре, можно петь, рассказывать стихи, воспроизводить звуки, слова, сказки, истории, самостоятельно или совместно со взрослым произносить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки. 

С помощью куба «Звукарик» закрепляются навыки звукового анализа и синтеза. К нему изготавливаются три предметные карточки и три звуковые схемы. Суть игры состоит в том, что к каждой предметной картинке ребенок должен найти соответствующую звуковую схему. Степень сложности задания постепенно возрастает.

Цель занятия с кубом «Цветной»- закрепление согласования существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, а также уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов. Данный куб разноцветный, цвет его граней соответствует  цвету предметных картинок в карманах.

Учитель-логопед ( воспитатель) , глядя на верхнюю грань, говорит: «У меня на синей гране изображен синий пиджак». Затем переворачивает куб на другую грань и, передавая его ребенку, спрашивает: «А у тебя?».

Куб «Сосчитайка» обучает рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки. К этому пособию предлагается дополнительное оборудование фигурки персонажей, домашних и диких животных, птиц, сделанных из ковролина с липучками. Сам куб мягкий. Каждая его грань служит опорой для развития  сюжета. Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие может использоваться  также для пересказа коротких рассказов или для выборочного пересказ, где грани с фигурками персонажей послужат в качестве наглядного плана.  

                Куб « Сосчитайка» помогает детям овладеть согласованием существительных с числительными в роде, числе, падеже. Этот куб тоже мягкий. На его гранях изображены предметы, которых должно несколько. Играть с ним очень просто. Ребенок, глядя на верхнюю  грань куба, говорит: «У меня две морковки». Затем переворачивает его любой другой гранью и передает следующему со словами «А у тебя?». « У меня пять яблок».

С двумя следующими кубами можно работать разными способами. К примеру, «Слоговой» имеет три варианта использования.

В первом варианте целью является упражнение детей в преобразовании односложных слов в двусложные или многосложные. На каждой грани куба в карманчиках находятся предметные картинки (дом, сом, мяч, суп, нос, кот). Вначале ребенок четко повторяет данные слова за учителем-логопедом, а потом самостоятельно, поворачивая грани куба.

Затем задания усложняются игрой «один-много» (образование множительного числа имен существительных), в процессе которой получаются двусложные слова из открытых слогов. А игра « Назови ласково» (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) позволяет образовать многосложные слова.

Во втором варианте цель- учить определять количество слогов в слове, подбирать к заданной слоговой схеме картинки на кубе. На каждой грани куба находятся предметные картинки, например, с изображением деревьев (ель, липа, дуб, ива , береза рябина). Учитель-логопед предлагает выбрать для посадки деревья с односложными названиями (ель, дуб), затем двусложными (липа, ива), трехсложными (береза, рябина).

 

 

         Третий вариант использования этого куба учит детей отвечать на вопросы предложениями, насыщенными словами сложной слоговой структуры. На каждой грани куба расположена сюжетная картинка с изображением профессий людей. Ребенок находит на кубе сюжет и отвечает : «Скульптор лепит скульптуру». Педагог задает аналогичные вопросы к остальным картинкам с  изображением: парикмахера, водопроводчика, балерины, экскурсовода, регулировщика и т. д.

         У куба «Образуй словечко»два возможных способа использования.

Цель первого - обучение умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками с помощью сюжетных картинок на каждой грани куба. (Мальчик подходит, выходит, заходит, переходит, обходит, отходит). Ребенок, переворачивая куб, называет новые словоформы глагола.

         Во втором варианте дети обучаются умению различать по смыслу однокоренные глаголы с различными приставками с помощью схем. В этом случае на гранях куба изображены схемы приставочных глаголов. Задания могут быть самыми разнообразными:

-действия с игрушечной машинкой: выполнить действие, составить предложение с приставочным глаголом по схеме, выпавшей на грани куба;

-действие с кубом и предметной картинкой: подобрать к картинке правильное и точное действие (глагол) и показать на кубе схему к этому глаголу;

-выполнить действие по схеме на кубе;

-действие с кубом с сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением приставочного глагола (по схеме), показать соответствующую картинку;

-подобрать к глаголу приставку, используя схему.

         Таким образом, использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе и на логопункте, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» города Владимира Учитель-логопед : Сурова Ирина Анатольевна

Слайд 2

Тема: «Использование речевых кубов на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения»

Слайд 3

РЕЧЕВЫЕ КУБЫ Совершенствование органов артикуляционного аппарата Автоматизация звуков Формирование лексико-грамматического строя речи Развитие связной речи ЦЕЛЬ

Слайд 4

Куб 1 «Зарядка для языка» Цель: совершенствование органов артикуляционного аппарата

Слайд 5

Куб №2 «Звуковой» Цель: автоматизация изолированных звуков;

Слайд 6

Куб 3 «Звукоподражание» Цель: развитие умения звукоподражать голосам животных, птиц, насекомых

Слайд 7

Куб № 4 «Цветной» Цель: закрепление согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, а также уточнение и закрепление основных цветов

Слайд 8

Куб №5 «Слоговой» Цель: упражнение детей в преобразовании односложных слов в двухсложные и многосложные

Слайд 9

Куб № 6 « Звукарик » Цель: закрепление навыков звукового анализа

Слайд 10

Куб № 7 «Рассказчик» Цель: обучает рассказыванию с элементами творчества ( с опорой на предметные картинки)

Слайд 11

РЕЧЕВЫЕ КУБЫ Расширяют речевую среду на логопункте Создают у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно Легко и непринужденно развивают и совершенствуют свои речевые навыки


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Замечательные кубы!!! очень понравилось пособие!!!!