Развитие фонематического слуха у дошкольников
Вашему вниманию представлены этапы работы по развитию слухового восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_igrovye_priemy_v_razvitii_f.s.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Влияние развития фонематического восприятия на формирование речи». Развитие фонематического слуха Развитие лексико-грамматической стороны речи Развитие эмоциональной выразительности речи Развитие речевой активности Обогащение словаря Грамотное чтение и письмо Развитие слоговой структуры слова Правильное звукопроизношение
Задания для обследования фонематического слуха. Выделение определенного звука из «цепочки» звуков ; Выделение слога с определенным звуком из ряда слогов; Определение наличия звука в слове ; Воспроизведение за взрослым 3-4 слоговых сочетаний, типа па-ба-па ; Различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу, например, «жук-сук», «мышка-мишка», «коза-коса»; Подбор картинок на заданный звук.
Различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу, например, «мышка-мишка», «крыша-крыса»;
Готовность к звуковому анализу и синтезу 1.Выделение гласного из начала слов ( Алик, утка, Оля, Эля); 2.Выделение согласного звука из начала слов (волк, банка, танк); 3.Выделение согласного из конца слов (кот, нос, пух); 4.Выделение гласного в конце слова (мука, шары, окно); 5.Самостоятельное придумывания слов с заданным звуком;
По результатам обследования детей с ФФН речи выделяют несколько состояний: 1.Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слов и слоговая структура анализируется правильно ( легкая степень ФФН речи ); 2.Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточной сформированности их артикуляции в устной речи (более глубокое недоразвитие фонематического слуха ); 3 .При глубоком фонетическом недоразвитии ребенок не слышит звук в слове, не умеет выделять его из состава слова, определять место и последовательность звука в слове.
Этапы развития фонематического слуха. 1 этап- узнавание неречевых звуков 2 этап-различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз 3 этап- различение слов, близких по звуковому составу 4 этап-дифференциация слогов 5 этап-дифференциация фонем 6 этап- развитие навыков звукового анализа Развитие фонематического слуха
Цель: развитие слухового внимания и памяти. Игра «Что звучит ? »; Игра «Найди игрушку»; Игра «Колокольчик»; Игра «Узнай по звуку»; Игра «Наседка и цыплята»; Игра «Продавец и покупатель». Итог: На данном этапе у детей развивается слуховое внимание и слуховая память, что позволяет в дальнейшем добиваться мне более эффективных и скорых результатов по развитию фонематического восприятия. 1 этап- узнавание неречевых звуков
2 этап- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Цель: научить детей различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков , сочетаний слов и фраз. Игра « Улиточка »; Игра на различение тембра, высоты, силы голоса по сказке «Три медведя»; Игра «Узнай по голосу». Итог: Выполнение этих упражнений направленных на различение высоты, силы и тембра голоса помогают в дальнейшем для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи детей.
3 этап- различение слов близких по звуковому составу. Цель: научить различать слова, близкие по звуковому составу, отличающиеся только одним звуком. Игра «Верно или нет»; Игра «Лишнее слово»; Игра «Рифмующие слова»; Игра «Доскажи словечко». Итог: В результате проведения таких игр со словами, дети осознано вслушиваются не только в речь логопеда, но и в речь своих сверстников, а так же умеют различать правильное и неправильное произношения слов, становятся более внимательными к своей речи.
4 этап-дифференциация слогов Цель: научить различать слоги на слух и в произношении. Игра «Лишний слог»; Игра « Телефончик »; Игра «Доскажи словечко»; «Повтори чистоговорку ». Итог: Работа проводимая по дифференциации слогов позволяет детям различать на слух и в произношении слоги родного звукового состава, удерживать в памяти слоговые ряды из 3-4 слогов, а затем правильно произносить их.
5 этап-дифференциация фонем. Цель: научить дифференцировать фонемы родного языка . Игра «Скажи наоборот»; Игра «Поймай звук»; Игра «Какой звук убежал»; Игра «Волшебные чемоданчики»; Игра «Звенит-жужжит ». Итог: В результате проведения с детьми работы по дифференциации фонем, ребенок может точно и уверенно выделять в потоке звуков, слогов, слов звуки; различать оппозиционные звуки, отличающиеся по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
6 этап-различение навыков звукового анализа Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Игра «Где спрятался звук ? »; Игра «Звуковая цепочка»; «Какими звуками различаются слова ? »; «Замени первый звук в словах на звук [ с ] »; Игра «Звук заблудился»;
Вывод К моменту поступления в школу дети, прошедшие такой курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознано контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения. Но необходимо также отметить, что несмотря на важность работы по формированию фонематического восприятия в общей системе коррекционного воздействия в любом логопедическом занятии - это лишь часть работы наряду с указанной задачей в логопедическом занятии, с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Комментарии
Замечательная презентация!!!!
Замечательная презентация!!!!