Что такое ОНР?

Сурова Ирина Анатольевна

Недоразвитием речи принято считать такую форму речевой патологии, при которой

у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы следующие
компоненты языковой системы:

Фонетические нарушения характеризуются:
  • Отсутствием звуков речи.
  • Недиференцируемым произношением звуков речи.
  • Заменами звуков.
  • Нестойким употреблением звуков в разных словах.

Лексические нарушения характеризуются:
  • Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего
    обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый
    ряд доступных своему возрасту слов.
  • Ограниченностью использования и  подбора прилагательных, глаголов.
  • Трудностью использования антонимов.
  • Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.
Слоговые нарушения характеризуются:
  • Ошибочностью в передаче слоговой структуры слов. Дети при произношении
    слогов допускают: перестановку слогов, добавляют лишние слоги, сокращают
    слова так, вместо балерина - барелина, вместо универмаг - унимак.
    • Фонетика
    • Лексика
    • Грамматика
    • Связная речь

Как самостоятельно обследовать звукопроизношение ребенка?

Для этого предложите ему повторить названия слов или назвать слова по картинкам.
В словах звук должен находится в разных позициях в начале, середине, конце слов.

Рекомендуемый ряд слов:
С: Сон, нос, пес
Сь: Сено, апельсин, гусь
З: Зуб, коза, воз
ЗЬ: Зима, магазин
Ц: Цапля, лицо, отец
Ш: Шаг, шина, душ
Ж: Жук, кожа, нож
Щ: Щенок, овощи, вещь
Ч: Часы, дочка, печь
Л: Лак, пила, укол
Р: Рука, ворона, хор
К: Ком, банка, сок
Кь: Кит, Аким
Г: Год, вагон
Гь: Гиря, ноги
Х: Хвост, муха, мех
Хь: Химия
М: Маска, камни
Мь: Миска, домик
Н: Носок, колено, сон
Нь: Нитка, конь,баня
Й: Юбка, гайка, май
Ль: лимон, соль
Рь: репа, мандарин, якорь

По мере того, как как ребенок будет произносить слова, делайте для себя записи, например:
Ш – отсутствует
Ж – заменяет на З
С – заменяет на СЬ

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере. У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики

 

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка

    • Способствовать развитию двигательной сферы  ребенка, помня о том, что движение -
      это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации
      внутренних резервов организма.
    • Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной
      речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
      Для развития мелкой моторики рекомендуется: расстегивание и застегивание пуговиц,
      перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме,
      плетение из ниток закладок, завязывание узелков, лепка из теста,
      Массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж.
      Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна.
      Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску.
      Миску заполнить сухим горохом, погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики.
      Можно опускать в бассейн мелкие игрушки и просить ребенка, перемешивая крупу доставать  их.
    • Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия
      и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных
      игр, лото. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во
      время этих игр повышается активность ребенка.
    • Обследовать ребенка у логопеда, записаться на занятия, помня о том, что общее
      недоразвитие речи может в дальнейшем сказываться не только на успеваемости
      ребенка и не только в начальной школе, но и позже. Ребенок может неправильно читать
      и писать в первых классах и стесняться отвечать у доски.

 

 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Ирина Анатольевна! Очень подробно и доступно рассказали. Спасибо!