Что такое ОНР?
Недоразвитием речи принято считать такую форму речевой патологии, при которой
у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы следующие
компоненты языковой системы:Фонетические нарушения характеризуются:
- Отсутствием звуков речи.
- Недиференцируемым произношением звуков речи.
- Заменами звуков.
- Нестойким употреблением звуков в разных словах.
Лексические нарушения характеризуются:Слоговые нарушения характеризуются:
- Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего
обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый
ряд доступных своему возрасту слов.- Ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов.
- Трудностью использования антонимов.
- Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.
- Ошибочностью в передаче слоговой структуры слов. Дети при произношении
слогов допускают: перестановку слогов, добавляют лишние слоги, сокращают
слова так, вместо балерина - барелина, вместо универмаг - унимак.
- Фонетика
- Лексика
- Грамматика
- Связная речь
Как самостоятельно обследовать звукопроизношение ребенка?
Для этого предложите ему повторить названия слов или назвать слова по картинкам.
В словах звук должен находится в разных позициях в начале, середине, конце слов.Рекомендуемый ряд слов:
С: Сон, нос, пес
Сь: Сено, апельсин, гусь
З: Зуб, коза, воз
ЗЬ: Зима, магазин
Ц: Цапля, лицо, отец
Ш: Шаг, шина, душ
Ж: Жук, кожа, нож
Щ: Щенок, овощи, вещь
Ч: Часы, дочка, печь
Л: Лак, пила, укол
Р: Рука, ворона, хор
К: Ком, банка, сок
Кь: Кит, Аким
Г: Год, вагон
Гь: Гиря, ноги
Х: Хвост, муха, мех
Хь: Химия
М: Маска, камни
Мь: Миска, домик
Н: Носок, колено, сон
Нь: Нитка, конь,баня
Й: Юбка, гайка, май
Ль: лимон, соль
Рь: репа, мандарин, якорьПо мере того, как как ребенок будет произносить слова, делайте для себя записи, например:
Ш – отсутствует
Ж – заменяет на З
С – заменяет на СЬОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере. У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка
- Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение -
это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации
внутренних резервов организма.- Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной
речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Для развития мелкой моторики рекомендуется: расстегивание и застегивание пуговиц,
перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме,
плетение из ниток закладок, завязывание узелков, лепка из теста,
Массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж.
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна.
Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску.
Миску заполнить сухим горохом, погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики.
Можно опускать в бассейн мелкие игрушки и просить ребенка, перемешивая крупу доставать их.- Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия
и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных
игр, лото. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во
время этих игр повышается активность ребенка.- Обследовать ребенка у логопеда, записаться на занятия, помня о том, что общее
недоразвитие речи может в дальнейшем сказываться не только на успеваемости
ребенка и не только в начальной школе, но и позже. Ребенок может неправильно читать
и писать в первых классах и стесняться отвечать у доски.
Комментарии
Ирина Анатольевна! Очень
Ирина Анатольевна! Очень подробно и доступно рассказали. Спасибо!