«Растим здоровье» рабочая программа взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении детей младшего дошкольного возраста

Крашенинникова Елена Владимировна

Основой создания программы является охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Важная роль в укреплении здоровья детей занимает сотрудничество ДОУ и семьи, синхронизация их интересов в здоровье дошкольников. Целью реализации программы является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rastim_zdorove_.doc113.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Растим здоровье»

рабочая программа взаимодействия ДОУ и

семьи в здоровьесбережении детей младшего

дошкольного возраста

Содержание

•        Пояснительная записка……………………………………………………3

•        Тематический план…………………………………………………………7

•        Учебно-тематический план………………………………………………..9

•        Содержание программы…………………………………………………..12

•        План организации и реализации программы……………………………19

•        Словарь терминов…………………………………………………………23

•        Литература………………………………………………………………...25

Пояснительная записка

На протяжении последнего пятилетия, нас всех поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления здоровья ребенка.

Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, сохранения и укрепления их здоровья. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому Вам предлагается единая программа формирования здоровья детей, которая станет ориентиром как для воспитателей, так и для родителей.

Основой создания программы является охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Важная роль в укреплении здоровья детей занимает сотрудничество ДОУ и семьи, синхронизация их интересов в здоровье дошкольников. Целью реализации программы является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Задачами взаимодействия ДОУ и семьи в этом процессе являются:

ь        организация непрерывного процесса взаимодействия коллектива ДОУ и родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей;

ь        формирование единого полноценного развивающего пространства в семье и ДОУ;

ь        обеспечение благоприятного процесса адаптации детей в ДОУ ;

ь        повышение уровня культуры здоровья воспитателей ДОУ и родителей ;

ь        пропаганда создания в семье психологически комфортной среды.

В программе предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на реализацию цели и обогащение воспитательного опыта родителей, создание основы рациональной организации жизнедеятельности детей в семье и ДОУ.

Алгоритм совместной оздоровительной работы ДОУ и семьи в нашей программе представлен следующим образом:

а        анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;

а        ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

а        создание в ДОУ и семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей;

а        проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.;

а        ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в ДОУ;

а        обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и др.;

а        организация совместных праздников, мероприятий по обмену опытом;

а        освещение передового опыта оздоровительной работы в информационных уголках для родителей.

Программа состоит из четырех основных разделов:

1. Здоровьесбережение детей в период адаптации;

2. Сохранение и укрепление физического и соматического здоровья детей;

3. Сохранение психического здоровья ребенка;

4. Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающей программы.

Разделы содержат ряд тем, изучаемых в течении учебного года:

  1. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.
  2. Гигиена детства.
  3. Режим дня ребенка 3-4лет.
  4. Укрепление здоровья дошкольника.
  5. Физическое воспитание в семье.
  6. Здоровье в игре, и др.

Материал распределен по разделам в соответствии с развитием детей и их образом жизни, формам взаимодействия ДОУ и семьи. Система взаимодействия ДОУ и семьи выстроена в программе на основе принципов дошкольной педагогики:

Ш        Целенаправленности, систематичности, плавности;

Ш        Гуманизации;

Ш        Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Ш        Педагогической поддержки, профессионального сотрудничества;

Ш        Субъект-субъектного отношения;

Ш        Синкретичности;

Ш        Открытости и доброжелательности.

Методически грамотное, организованное взаимодействие с родителями, при условии равносторонней заинтересованности, должно дать положительный результат.

Ожидаемый результат:

- Повышение уровня педагогических и медицинских знаний родителей; овладение ими средствами и формами активности направленными на здоровьесбережение детей.

Тематический план

Сентябрь

1.        Педагогическая гостинная «Давайте познакомимся»

2.        Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»

3.        Анкетирование «Путь к здоровью, силе, бодрости»

4.        Газета «На пути к здоровью»

          Выпуск 1. «Как помочь ребенку в период адаптации?»

Октябрь

1.        Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании

         здоровья детей»

2.        Анкетирование «Заботитесь о здоровье детей?»

3.        Конференция «Гигиена детства»

4.        Листовка «Здоровый быт детей в семье»

Ноябрь

1.        Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет»

2.        Папка-передвижка «Здоровье - прежде всего»

3.        Круглый стол «Режим дня в жизни ребенка»

4.        Школа для родителей «Советы Айболита»

          Тема: «Формирование правильной осанки»

Декабрь

1.      Консультация «Организация физического воспитания детей в семье»

2.      Листовка «Профилактика детской близорукости»

3.      Устный журнал «Помогите ребенку укрепить здоровье»

4.       Газета «На пути к здоровью»

         Выпуск 2: «Веселая физкультура в квартире»

Январь

1.      Консультация «Роль семьи в воспитании эмоциональной омммотзывчивости ребенка»

2.       Папка-передвижка «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ... Как   быть?»

3.      Листовка «Как идти с ребенком на прием к врачу»

4.      Праздник здоровья «Спортивная семья»

Февраль

1.      Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

2.      Вечер для родителей «Играем вместе»:

         Театрализация сказки «Колобок»

3.       Газета «На пути к здоровью»

          Выпуск 3: «Профилактика плоскостопия»

4.       Консультация «Питание ребенка-дошкольника»

Март 

1.      Конференция «Закаливание ребенка»

2.      Листовка «Релаксационная гимнастика после сна»

3.      День открытых дверей «Мы вместе»

4.      Папка-передвижка «Больше внимания осанке»

Апрель

1.      Неделя здоровья дома «Дружная семья»

2.      Анкетирование «Соблюдаете режим?»

3.      Консультация «Спортивный уголок дома»

4.      Газета «На пути к здоровью»

         Выпуск 4: «Детские слезы»

Май

1.      Педагогическая гостиная «Дыхание – основа здоровья»

2.      Школа для родителей «Советы Айболита»

         Тема: «Вечерние игры»

3.      Развлечение «Хоровод подвижных игр на воздухе»

4.      Папка-передвижка «Что делать до прихода врача, или первая

помощь»

Анкета для родителей

«Путь к здоровью, силе, бодрости»

Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи?

Кто занимается физическим развитием ребёнка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм)?

Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье?

Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками?

Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка в группе, на участке детского сада?

«О здоровье всерьёз»

Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребёнка?

Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье, и считаете наиболее важными?

Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные дни?

Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа?

Какие формы закаливания вы можете предложить для проведения их в детском саду?

Учебно-тематический план

Раздел

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

Формы работы

1.Здоровьесбережение детей в период адаптации к ДОУ

1.1.«Давайте познакомимся»

1.2.«Рождаюсь, расту,

развиваюсь»

1.3.«Заботитесь о здоровье

детей»

1.4.«Как помочь ребенку в

период адаптации?»

1.5.«Роль семьи и детского

сада в формировании

здоровья детей»

1.6.«Путь к здоровью, силе,

бодрости»

1.7.«Гигиена детства»

1.8.«Здоровый быт детей в

семье»

2.Сохранение и укрепление

физического и соматического

здоровья детей

2.1.«Утренняя гимнастика с

малых лет»

2.2.«Здоровье прежде всего»

2.3.«Режим дня в жизни ребенка»

2.4.«Формирование правильной осанки»

2.5.«Организация физического воспитания в семье»

2.6.«Профилактика детской

близорукости»

2.7.«Помогите ребенку укрепить здоровье»

2.8.«Ваш ребенок часто болеет ОРВИ... Как быть?»

2.9.«Как идти с ребенком на

прием к врачу»

2.10.«Питание ребенка -

дошкольника»

2.11.«Закаливание ребенка»

2.12.«Профилактика

плоскостопия»

2.13.«Больше внимания осанке»

2.14 «Соблюдаете режим?»

2.15 «Спортивный уголок дома»

2.16 «Что делать до прихода

врача, или первая помощь»

3.Сохранение психического

здоровья детей

3.1.«Веселая физкультура в

квартире»

3.2.«Роль семьи в воспитании

эмоциональной отзывчивости

ребенка»

3.3.«Создание благоприятной

семейной атмосферы»

3.4.«Релаксационная гимнастика после сна»

3.5.«Детские слезы»

3.6.«Дыхание – основа здоровья»

3.7.«Вечерние игры»

4.Активное сотрудничество

ДОУ и семьи в реализации

здоровьесберегающей

программы

4.1.«Спортивная семья»

4.2.«Хоровод подвижных игр»

4.3.«Играем вместе»

4.4.«Мы вместе»

4.5.«Дружная семья»

Итого:

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

Педагогическая гостиная

Выставка литературы

Анкетирование

Газета «На пути к здоровью»

Консультация

Анкетирование

Конференция

Листовка

Консультация

Папка-передвижка

Круглый стол

Школа для родителей

«Советы Айболита»

Консультация

Листовка

Устный журнал

Папка-передвижка

Листовка

Консультация

Конференция

Газета «На пути к здоровью»

Папка-передвижка

Анкетирование

Консультация

Папка-передвижка

Газета «На пути к здоровью»

Консультация

Памятка

Листовка

Газета «На пути к здоровью»

Педагогическая гостиная

Школа для родителей «Советы Айболита»

Праздник здоровья Развлечение

Вечер для родителей

День открытых дверей

Неделя здоровья дома

34

Содержание программы

1. Раздел: « Здоровьесбережение детей в период адаптации в ДОУ»

1.1. Педагогическая гостинная «Давайте познакомимся»

Позволит родителям и педагогам ДОУ вступить в продуктивный диалог для обсуждения процесса взаимодействия. Руководство ДОУ информирует родителей о перспективах воспитательно–образовательного процесса. Педагоги и родители определят основные цели и формы своего взаимодействия.

1.2. Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»

Предполагает расширение круга знаний родителей об особенностях развития ребенка, получить ответы на интересующие их вопросы и аспекты воспитания и оздоровления детей младшего дошкольного возраста.

1.3. Анкетирование «Путь к здоровью, силе, бодрости»

С помощью этой анкеты педагоги получат информацию о том, какие формы укрепления здоровья детей используют родители в домашних условиях.

1.4. Газета «На пути к здоровью»

       Выпуск 1: «Как помочь ребенку в период адаптации ?»

Газета освещает главные проблемы возникающие в период адаптации детей в ДОУ и предлагает родителям методические рекомендации для их решения.

1.5. Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании    мммздоровья детей»

Освещает основные аспекты ответственности родителей и педагогов ДОУ в процессе формирования здоровья детей. Актуализирует проблему взаимодействия в рамках проблемы здоровьесбережения детей.

1.6.Анкетирование «Заботитесь о здоровье детей ?»

Анализ анкеты позволит педагогам определить какие активные методы укрепления здоровья детей практикуют родители в семейном воспитании.

1.7. Конференция «Гигиена детства»

Привлекает внимание родителей к особенностям детской гигиены. Имеет целью расширение знаний родителей о формировании гигиенических навыков у детей в режиме дня.

1.8. Листовка «Здоровый быт детей в семье»

Освещает основные аспекты гигиены домашнего быта . Напоминает родителям о важности постоянного обеспечения благоприятных условий для роста и развития ребенка - дошкольника.

2. Раздел: « Сохранение и укрепление физического и соматического здоровья детей »

2.1. Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет»

Раскрывает родителям особенности утренней гимнастики детей. Предлагает методическое руководство для взрослых и варианты комплексов утренней гимнастики для детей.

2.2. Папка – передвижка «Здоровье – прежде всего»

Привлекает внимание родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста. Раскрывает основные составляющие процесса укрепления здоровья детей.

2.3. Круглый стол «Режим дня в жизни ребенка»

Знакомит родителей с организацией режима дня младших дошкольников. Предлагает методические рекомендации для успешного приучения ребенка к рациональному режиму дня, предусматривает единство требований ДОУ и семьи в соблюдении детьми режима дня.

2.4. Школа для родителей «Советы Айболита»

        Тема: «Формирование правильной осанки»

Привлекает внимание родителей к формированию у детей правильной осанки. Раскрывает физиологические закономерности процесса формирования осанки у детей, предлагает методику предупреждения нарушений осанки у дошкольников.

2.5. Консультация «Организация физического воспитания детей в семье»

Актуализирует проблему организации двигательной активности детей в семейном воспитании. Предлагает родителям методические рекомендации для реализации потребности ребенка в двигательной активности и занятий физической культурой в домашних условиях.

2.6. Листовка «Профилактика детской близорукости»

Обращает внимание родителей к проблеме нарушений зрения у детей и взрослых. Предлагает комплекс упражнений «Школы для глаз» направленных на коррекцию зрения и профилактику заболевания глаз.

2.7. Консультация «Помогите ребенку укрепить здоровье»

Освещает проблему сохранения и укрепления здоровья детей, условия воспитания здорового ребенка. Предлагает родителям методические рекомендации по созданию физкультурно – игровой среды, правильному и рациональному использованию физкультурного оборудования.

2.8. Папка – передвижка «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ...Как                мммбыть?»

Информирует родителей о возможности простудного заболевания ребенка, раскрывает симптомы заболевания. Рассматривает перечень оздоровительных мероприятий ( режим дня, питание, закаливание) позволяющих в домашних условиях укрепить здоровье ребенка.

2.9. Листовка «Как идти с ребенком на прием к врачу»

Предлагает родителям рекомендации системы действий обеспечивающих положительный результат посещения детского врача и предупреждающих эмоциональную неустойчивость детей и взрослых.

2.10. Консультация «Питание ребенка - дошкольника»

Раскрывает понятие правильного питания детей и условия его обеспечивающих. Позволяет родителям определить почему ребенок плохо ест и рекомендует систему устранения негативных причин вызывающих плохой аппетит у детей.

2.11. Конференция «Закаливание ребенка»

Знакомит родителей с системой закаливающих мероприятий реализуемой в ДОУ. Освещает средства и методы организации закаливающих мероприятий и противопоказания к ним.

2.12. Газета «На пути к здоровью»

        Выпуск 3: «Профилактика плоскостопия»

Знакомит родителей с особенностями развития детской стопы и привлекает внимание к проблеме нарушения ее формирования. Предлагает родителям ряд профилактических мероприятий для обеспечения правильного развития стоп ребенка.

2.13. Папка – передвижка «Больше внимания осанке»

Информирует родителей о важности процесса правильного формирования осанки, ее нарушениях. Раскрывает причины нарушения осанки и мерах его профилактики. Предлагает упражнения для предупреждения нарушений осанки.

2.14. Анкета «Соблюдаете режим?»

Анализ анкеты позволит педагогам определить какие компоненты режима ребенка – дошкольника соблюдают родители в семье, их периодичность.

2.15. Консультация «Спортивный уголок дома»

Определяет понятие двигательная активность как условие воспитания здорового ребенка. Актуализирует вопрос правильного подбора и рационального использования физкультурного оборудования в домашних условиях и методику руководства занятий с детьми.

2.16. Папка – передвижка «Что делать до прихода врача, или первая помощь»

Освещает нарушения здоровья ребенка требующие врачебного вмешательства и систему действий взрослого до прихода врача.

3.Раздел: «Сохранение психического здоровья детей»

3.1. Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 2: «Веселая физкультура в квартире»

Привлекает внимание родителей к вопросу физкультурно – оздоровительного досуга детей в семье. Предлагает ряд рекомендаций по созданию «веселого стадиона в квартире» обеспечивающего переживание эмоциональной и мышечной радости ребенком.

3.2. Консультация «Роль семьи в воспитании эмоциональной мммотзывчивости ребенка»

Раскрывает роль семьи в развитии и воспитании у ребенка – дошкольника положительных эмоций. Отмечает, что систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей должна осуществляться с учетом особенностей психики детей и основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта.

3.3. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Рекомендует родителям систему организации благоприятной семейной атмосферы, обеспечивающую создание позитивного эмоционального настроения у членов семьи.

3.4. Газета «На пути к здоровью»

       Выпуск 4: «Детские слезы»

Напоминает родителям о высокой эмоциональности детей. Поможет родителям научиться определять причину детского плача, предложит систему мероприятий позволяющих устранить и предупредить причины вызывающие детские слезы.

3.5. Педагогическая гостинная «Дыхание – основа здоровья»

Ознакомит родителей с особенностями развития детского дыхания. Рекомендует родителям методические приемы и упражнения для развития дыхательной системы ребенка в домашних условиях.

3.6. Школа для родителей «Советы Айболита»

       Тема: «Вечерние игры»

Предлагает родителям рекомендации для организации вечернего времяпровождения с ребенком, вниманию родителей предлагается ряд игр позволяющих обеспечить антистрессовую профилактику для детей и взрослых.

4. Раздел: «Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающей программы»

4.1. Праздник здоровья «Спортивная семья»

Пропагандирует среди родителей семейный оздоровительный досуг, Формирует у детей положительное отношение к спортивным семейным мероприятиям.

4.2. Развлечение «Хоровод подвижных игр»

Позволяет ознакомить родителей с подвижными играми детей, укрепить систему взаимодействия ДОУ и семьи. Привлекает внимание родителей к вопросу совместного времяпровождения с детьми.

4.3. Вечер для родителей «Играем вместе»

       Театрализация сказки «Колобок»

Обеспечивает положительный эмоциональный настрой и доброжелательность общения детей и родителей.

4.4. День открытых дверей в ДОУ «Мы вместе»

Позволяет практически познакомить родителей с системой воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Родителям предлагается принять участие в мероприятиях направленных на укрепление взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.

4.5. Неделя здоровья дома «Дружная семья»

Позволяет родителям самостоятельно организовать систему оздоровительных мероприятий в семье, предполагает четкое соблюдение родителями и детьми основ и правил здорового образа жизни. Привлекает внимание родителей к соблюдению режима дня и гигиены семьи.

План организации и реализации программы

Раздел

Направление и этапы работы

Срок

Исполнитель

1.Здоровьесбережение

детей в период

адаптации к ДОУ

2.Сохранение и

укрепление

физического и

соматического здоровья детей

3.Сохранение психического здоровья детей

4.Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающей программы

1.Разработать систему реализации программы.

2.Организовать условия реализации программы.

3.Привлечь медперсонал и психолога к проведению активных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

4.Осуществить подбор литературы по тематике.

5.Оформить родительские уголки и наглядные формы просвещения.

6.Провести анкетирование и его анализ, сделать выводы и рекомендации.

1.Привлечь

руководителя

физического

воспитания и медсестру к подготовке и

проведению запланированных мероприятий.

2.Внести необходимые поправки в организацию и содержание запланированных мероприятий.

3.Организовать посещение родителями реализуемых мероприятий.

4.Оформить родительские уголки и наглядные формы просвещения родителей.

5.Изготовить необходимые атрибуты для практических занятий с родителями.

6.Провести

анкетирование и

анализ, сделать выводы

и рекомендации.

1.Привлечь психолога к подготовке и проведению

запланированных мероприятий.

2.Организовать условия реализации запланированных форм взаимодействия.

3.Собрать дополнительные материалы по тематике раздела и внести необходимые изменения в содержание раздела.

4.Оформить родительские уголки и наглядные формы просвещения.

1.Привлечь родителей к активному

сотрудничеству, обмену опытом семейного воспитания и участию в

запланированных

мероприятиях.

2.Организовать

проведение Дня открытых дверей для родителей.

3.Привлечь физкультурного и музыкального руководителей к проведению праздников и развлечений, показательных мероприятий.

4.Организовать условия реализации активных форм сотрудничества.

5.Осуществить мониторинг реализации запланированных мероприятий, откликов и пожеланий родителей в процессе взаимодействия.

август

сентябрь

сентябрь – октябрь

август

1неделя сентября

сентябрь – октябрь

ноябрь –

май

октябрь

сентябрь – май

ноябрь

сентябрь – май

январь – апрель

январь – май

январь – май

декабрь

декабрь

сентябрь – май

март

январь – апрель

январь – май

сентябрь - май

Методист

Воспитатели

Методист

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Методист

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Руководитель физического

воспитания

Методист

Воспитатели

Психолог, методист

Воспитатели

Воспитатели

Заведующий

Методист

Воспитатели

Методист

Словарь

Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном дошкольном учреждении. Основными требованиями к В. являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к детям в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности. Назначается из числа окончивших педагогические училища или соответствующий факультет педагогического института. Основные обязанности: организация умственного, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей, участие в деятельности педагогического коллектива, проведение работы с родителями по вопросам дошкольного воспитания.

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Дошкольное воспитание – семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.

Закаливание детей – система мероприятий, развивающих способность быстро приспосабливаться к различным условиям внешней среды и направленных на борьбу с простудой. Основными принципами закаливания являются постепенность, непрерывность и комплексность. Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце.

Зарядка (утренняя гимнастика) – регулярное выполнение комплексов физических упражнений, направленное на укрепление здоровья и повышение настроения детей. Зарядка после сна повышает функциональную активность различных органов и приводит центральную нервную систему в деятельное состояние. Зарядка - одно из ведущих средств уменьшения негативного воздействия гиподинамии.

Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека (по уставу ВОЗ); состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании  технологии, направленные на решение задачи сохранения. поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей. Цель технологий применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Осанка у детей - привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни.

Охрана здоровья воспитанников – государственная система мероприятий, гарантирующая охрану и укрепление здоровья воспитанников: определение учебной нагрузки, режима занятий с учетом рекомендаций органов здравоохранения; обязательное периодическое бесплатное медицинское обследование; организация горячего питания в образовательных учреждениях.

Литература

1. Альянс во имя детства / Под руд. Н. А. Заруба и др. - Кемерово,2001.

2. Богина Т. Здоровье – прежде всего // Дошкольное воспитание №12,2004.

3. Борисова Е.Б. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.- Волгоград:Панорама,2006.

4. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста:Пособие для родителей и воспитателей.-2-е изд.-М.:АРКТИ,2003.

5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.-М.:Просвещение,1986.

6. Гладкова Ю. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования //Ребенок в д/с №4,2006.

7. Глушкова Г. Организация физического воспитания в семье: ключевые ситуации //Ребенок в д/с №5,2004.

8. Голиков Н. Забота о здоровье детей – задача общая //Дошкольное воспитание №6,2005.

9. Давыдова И.О. и др.

Работа с родителями в д/с: этнопедагогический подход. - М.:Сфера,2005.

10. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.:Линка-Пресс,2001.

11. Доскин В.А. Растем здоровыми. - 2-е изд. - М.:Просвещение,2003.

12. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:Методический аспект. - М.:Сфера,2005.

13. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера,2006.

14. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью // Управление ДОУ №1,2006.

15. Иванова Е. Релаксационная гимнастика //Ребенок в д/с №1,2006

16. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М.:ВАКО,2005.

17. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление ДОУ №7,2006.

18. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: 2-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ,2000.

19. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2004.

20. Оздоровление детей в условиях д/с / Под ред. Л.В. Кочетковой. - М.:Т.Ц. Сфера,2005.

21. Перевощикова Н.К. и др.

Родительские чтения. - Кемерово:Полиграфкомбинат,1994.

22. Прохоров Г.А.

Утренняя гимнастика для детей 2 -7лет. - М.:Айрис - пресс,2004.

23. Рунова М.

Помогите ребенку укрепить здоровье // Дошкольное воспитание,№9,2004.

24. Савельева Н.Ю.

Организация оздоровительной работы в ДОУ. - Ростов Н/Д:Феникс,2005.

25. Шарманова С.Б.,Бродягина О.Г.

Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни // Управление ДОУ №4,2006.

26. Федянина Н.В. Формирование правильной осанки и профилактики ее нарушений // Управление ДОУ №1,2006.


 

Комментарии

Лейман Юлия Александровна

спасибо, вы только начали по этой программе работать или она уже опробированна, тогда выставите анализ программы.
Родкина Вера Николаевна

Очень даже неплохо. А родители прислушиваются к советам? У нас обычно не видят на стенде не консультации и не слушают советов.
Рябцева Мария Константиновна

Интересно, даже очень. Скажите вы сами, лично, составляли программу?

Познавательно, очень интересно - возьму себе на заметку, искала нечто подобное.

Да, очень интересно. Хотелось бы знать результаты работы по программе.
Куковерова Ольга Анатольевна

Интересная программа, кое-что для меня новое обнаружила здесь. Спасибо! Хотелось бы узнать результаты.
Соловей Ирина Леонидовна

Все родители желают видеть своих детей здоровыми и умными, но единицы прикладывают к этому усилия.И наша задача учить и воспитывать не только детей но и родителей.

интересная программа, подобную программу по работе с родителями разрабатывала в своем детском саду для детей старшего возраста.
Власова Наталья Анатольевна

всё очень интересно, но хотелось бы и приложение к программе увидеть(анкеты. консультации и т. д.)
Чернышёва Татьяна Николаевна

Спасибо, всё очень грамотно! Для старших дошкольников у Вас своя программа?