Детский коллектив и его проблемы.
Учитель играет ведущую роль в формировании дружного, слаженого коллектива в классе,в воспитании в детях чувства коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektiv_i_ego_problemy.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема " Коллектив и его проблемы"
Цели: формирование понятий «коллектив», «здоровый коллектив»; выявление проблем класса; проведение диагностики сплочённости класса; совместная формулировка цели дальнейшей работы и методов её достижения; воспитание навыков коллективизма.
Ход беседы
1. Вступительное слово учителя.
У ч и т е л ь.
– Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?
– Может ли он всегда быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему?
– Что дают человеку окружающие люди?
– Для чего нужен коллектив?
– Что такое коллектив?
– Всякая ли группа людей может быть названа коллективом?
– Что отличает коллектив от простой группы людей?
2. Проведение анкеты.
У ч и т е л ь. Представьте, что в каждом предложении речь идет о вашем классе. Если вы согласны с утверждением поставьте рядом с его номером плюс (+), если нет – минус (–), если вы не знаете, как ответить – ставьте вопросительный знак.
С п и с о к у т в е р ж д е н и й:
1. Мы стараемся хорошо выполнять дела, полезные всему классу.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в предлагаемых делах, если рассчитываем на награду или успех.
7.Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель нам предлагает, как поступить, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Мы всегда хорошо себя ведём в школе.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
И н т е р п р е т а ц и я р е з у л ь т а т о в:
20 утверждений – это 10 сторон жизни классного коллектива, такие, как:
1–2. Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на классный коллектив, активность в классных делах, широкий круг общения в коллективе.
3. Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
4. Уровень творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
5. Качество общения. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.
6. Наличие самооценки. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.
7. Творчество классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.
8. Коммуникабельность классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
9. Определение статуса классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера.
10. Открытость измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.
У ч и т е л ь:
За каждый «+» ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый «–» ответ). За каждый «?» ответ засчитывается 0,5 балла.
Баллы по каждому пункту суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал.
Учащиеся сдают листки учителю.
У ч и т е л ь. Говорят, что счастливым может считать себя человек, который утром с удовольствием идет в школу, а вечером с радостью возвращается домой. Согласны ли вы с таким мнением?
Пожалуй, на самом деле мало кто может похвастаться искренним желанием включиться поутру в учёбу. И если вы часто в начале дня ловите себя на мысли: «Как же я не хочу туда идти!» – пора задуматься о причинах такого настроения.
– Как вы считаете, почему?
Если вас при этом устраивает сама школа, занятия и учебные предметы, получаете хорошие оценки – значит, дело во взаимоотношениях с одноклассниками.
– Какие отношения в классе вполне нас устраивают?
Каждый выполняет свою часть поручений, к одноклассникам можно обратиться за помощью, учителя хорошо оценивают успехи, поддерживают, направляют и наставляют своих учеников.
– Однако почему ученики часто называют свой классный коллектив неприятными словами?
Это происходит в том случае, если личные взаимоотношения в коллективе не складываются.
– Какие отношения царят в таком классе?
Во многих случаях такие классы отличают наличие нескольких враждующих групп внутри класса, взаимная неприязнь, постоянные ссоры по принципу: «Вот не нравишься ты мне, и все!», и самый распространенный способ их решения – выбор «белой вороны», которая принимает на себя все плохие эмоции окружающих.
3. Проведение работы по выявлению существующих проблем классного коллектива.
1. Единство.
Встаньте, не разговаривая друг с другом, в одну линию по собственному ощущению единства с классом. Кто чувствует себя полностью единым – встаньте к доске, кто слабо включённым или совсем не включённым – к противоположной стене. Все остальные должны распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников – в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью единства.
– Оказался ли результат неожиданным?
– Что вам мешает чувствовать себя едиными с остальными учащимися класса?
– Что вы для этого делали?
– Что ещё можно сделать?
– Как вам могут помочь одноклассники?
2. Доверие.
Закройте глаза и представьте, на сколько баллов от 1 до 10 вы можете доверять друг другу. 1 – совсем не доверяете, 10 – можете доверить всё. Не открывая глаз, поднимите соответствующее число пальцев. Держите пальцы до моей команды. Я скажу открыть глаза, когда покажут все. Откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев показывает каждый.
– Почему вы поставили именно этот балл?
– Что объединяет тех, кто поставил одинаковое количество?
– Чья оценка оказалась неожиданной?
– Что может изменить класс, чтобы каждый его ученик чувствовал себя более комфортно?
– Что же такое хороший коллектив?
– Какой он?
4. Работа в группе.
Класс делится на 3 группы.
1. Заполните таблицу «Мой классный коллектив».
1. Дружба |
|
2. Активность в учёбе |
|
3. Взаимопонимание |
|
4. Надёжность |
|
5.Дружелюбная атмосфера |
|
6. Организованность |
|
7. Единство взглядов и интересов |
|
Оцените каждый пункт по 5 бальной шкале.
Совместное обсуждение результатов, обозначение выявленных проблем классного коллектива.
2. Составление оценочной характеристики класса.
Перечислите достоинства и недостатки нашего класса и заполните белый и черный списки.
+ (Белый список) Наши достоинства | – (Черный список) Наши недостатки | ||
1 |
| 1 |
|
2 |
| 2 |
|
3 |
| 3 |
|
4 |
| 4 |
|
5 |
| 5 |
|
6 |
| 6 |
|
Обсуждение результатов.
3. Проект «идеальный коллектив».
а) создайте образ идеального класса, опишите его черты в 10 предложениях.
Презентация и обсуждение проектов.
б) определение цели работы по укреплению класса. Заполните таблицу.
– (Цель-проблема) Избавиться, уменьшить, искоренить | + (Цель-идеал) Обрести, увеличить, | ||
1 |
| 1 |
|
2 |
| 2 |
|
3 |
| 3 |
|
4 |
| 4 |
|
5 |
| 5 |
|
6 |
| 6 |
|
Обсуждение результатов, проработка каждого пункта.
– Достижимы ли поставленные нами цели?
– Как конкретно можно их достичь?
Все предложения записываются на доске в виде плана-календаря работы класса на учебную четверть или учебный год.
5. Итог занятия.
Оформление плана-календаря работы класса в виде плаката.
Комментарии
Детский коллектив и его проблемы.
Всегда были проблемы в детском коллективе. Как важно взрослым быть рядом, чтобы подать руку помощи, когда надо.
Детский коллектив и его проблемы
Это очень актуальная тема. Когда ребёнок переступает порог школы,Он не знает зачастую, как себя вести в школьном коллективе. Задача учителя научит ребёнка быть коммуникабельным, умению общаться, дружить, высказывать свою точку зрения.
Детский коллектив и его проблемы
Это очень актуальная тема. Когда ребёнок переступает порог школы,Он не знает зачастую, как себя вести в школьном коллективе. Задача учителя научит ребёнка быть коммуникабельным, умению общаться, дружить, высказывать свою точку зрения.