Открытый урок по
литературному чтению
в рамках единого методического дня
«Великие русские писатели»
3 класс
(УМК «Школа России»)
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Бабина Ольга Сергеевна
7 декабря 2011 г.
Г. Липецк
Цель: Обобщить знания по разделу; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам.
Ход урока:
Орг. момент.
Речевая разминка.
- Когда мы с вами встречаемся, встречаемся друг с другом, – какие добрые слова мы говорим?
Закройте глаза. Доброта, есть самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим. Скажите себе – Я ДОБРЫЙ. Добрый человек –мудрый человек. Красив человек своей мудростью.
ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО НУЖНО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО. *
Та, та, та – всем нужна доброта
Ты, ты, ты – не жалейте доброты
Ту, ту, ту – любим мы красоту
Ты, ты, ты – плохо всем без красоты
Та, та, та – будет вечно красота
Сообщение темы урока:
« Сегодня наш урок мы посвятим великим русским писателям:
М.Ю. Лермонтову ,
А.С.Пушкину,
И.А. Крылову,
Л.Н. Толстому.
4.Конкурс чтецов стихов М. Ю. Лермонтова.
- Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи М.Ю. Лермонтова.
( Звучит тихая музыка)
(Дети читают стихи, 3-4 человека)
- М.Ю. Лермонтов Был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
- А теперь попробуйте сами сочинить стихотворение, переделав данный текст. Восстановите его по смыслу, а потом переделайте в стихотворение.
* А с рассветом на село;
НА поля, на пустынный сад;
Ночью бушевала буря;
Понесло первым снегом;
*Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
Сообщение о Л.Н. Толстом.
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея , тихо светящийся из-под деревьев пруд – вот и все, что можно было увидеть , если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там , в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу. Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. И вот теперь сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо – плечистый и крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, но граф улыбнулся, заговорил и вся робость прошла. С первой же встречи началась дружба.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. «Не называйте меня « ваше сиятельство» ,- сказал он,- меня зовут ( Лев Николаевич), так и зовите меня.»
_ Вы правильно догадались, о ком идет речь? Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились.
* Ребята, вы знаете, что Ясная Поляна очень тесно связана с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого. Так вот Ясная Поляна – это уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками и садами. Здесь по-прежнему живут традициями семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне переносит в мир русских дворянских усадеб 19 века.
Интересные факты из жизни Л.Н. Толстого:
- Не любил молока и рыбы.
- Любил вишни , поглощая их в необыкновенном количестве.
- Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
- Страшный охотник, но не переносил лай собак.
- Легко плакал, редко смеялся, но до слез.
- Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
Великий писатель Л.Н.Толстой до преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем Московском доме, посещал спортзал на Страстном бульваре.
Физкультминутка
И мы сейчас с вами сделаем физкультминутку, используя игру в которую играл Л.Н.Толстой вместе с деревенскими ребятишками.
Викторина по басням И.А. Крылова. *
Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари!
(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Популярность басен И.А.Крылова была огромна уже при жизни поэта (1769-1844). Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр ! и Николай !! ими зачитывались. Почему? Потому ,что в этих баснях всем есть уроки: и ученому ,и неученому, и военному, и купцу, и бедному и богатому – все они видят тут себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиной скрываются люди со своими характерами и делами.
*Какой ответ соответствует вопросу?
« Кумушка, мне странно это: «До того ль ,голубчик, было?
Да работала ль ты лето? В мягких муравах у нас-
«Соседка, перестань срамиться Песни, резвость всякий час
Тебе ль с Слоном возиться?» Так что голову вскружило»
«Приятель, дорогой, здорово! « Вот то-то мне и духу придает, что я
Где ты был?» совсем без драки могу попасть
Не стыдно ль, говорит, средь бела дня попался?» в большие забияки»
«Ан смотришь, сам запутался в силок»
- В какой басне была такая мораль?
« Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
«Вперед чужой беде не смейся , голубок»
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука…»
« Таких примеров много мире!
Не любит узнавать себя никто в сатире
Я даже видел то вчера
Что Климыч на руку не чист, все это знают
По взятки Климыча читают
А он украдкой кивает на Петра.
*Ребята, а вы знаете, что впервые в России памятник, как писателю, был поставлен Крылову. Он открыт был 12 мая 1855 года.
На пьедестале вокруг дедушки Крылова разместились барельефы с героями басен поэта – все звериное содружество, памятник находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду.
Викторина по творчеству А.С.Пушкина.
- Где родился А.С.Пушкин?
- Когда он родился?
- На каком языке говорили в семье Пушкиных?( французском)
- Кто его учил писать по- русски? ( бабушка)
- Кто ему рассказывал сказки? (няня)
- Узнайте по картинке сказку:
Яблоко (« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Изба (« Сказка о рыбаке и рыбке»)
Петушок («Сказка о золотом петушке»)
Зайчонок («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Бочка («Сказка о царе Салтане..»)
- Прочитайте отрывок, связанный с этим предметом.
- Какие отрывки из произведений А.С.Пушкина вам хотелось бы прочитать?
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения русского поэта А.С.Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет как погиб поэт, а наша любовь к нему все так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и сказать: « Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии»
Итак, ребята, мы закончили раздел «Великие русские писатели»*
Но дальнейшее знакомство и изучение творчества этих известных авторов мы продолжим в следующих классах
8 Итог .Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время нашего урока?
Д.З. Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?
Выставление отметок.
Итог.
О себе
Стаж педагогической деятельности - 26 лет. Имею высшую квалификационную категорию.Направление деятельности - интеллектуальное и личностное развитие детей.Так же одним из приоритетных направлений считаю интенсивное осуществление форм и методов здоровьесберегающих технологий воспитательно-образовательного процесса .Готова к сотрудничеству с коллегами. Достаточно хорошо разбираюсь в особенностях обучения, развития и воспитания младших школьников. Работаю с установкой на выявление способностей всех и каждого. Имею благодарности по школе за качество знаний учащихся, за проведение открытых уроков, награждена грамотами.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Книги А.С. Пушкина, С.А. Есенина, М.А. Шолохова.
Добавить грамоту в портфолио