Главные вкладки
Аверина Марина Викторовна
Учитель - это звучит гордо!
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: новые технологии
Увлечения: туризм
Страна: Россия
Регион: Самарская область
Населенный пункт: Тольятти
Место работы: МБУ СОШ № 13 г.о. Тольятти
Звание, ученая степень: Почётный работник общего образования РФ
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/averina-marinaЕсли не я, то кто?
Преподавателю начальной школы в своей практике приходиться сталкиваться со множеством проблем и вопросов касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет. Причём в большей степени и чаще педагоги испытывают затруднения именно по вопросам цветоведения. Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним – это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства. Целью данной работы является попытка обобщить, систематизировать накопленный методический опыт, материал по вопросу развития способностей цветовосприятия у детей, изучить воздействие и влияние его на их развитие. В свою очередь это попытка осмыслить то, как можно решать вопросы по обучению детей основам цветоведения.
Цвет является неотъемлемой частью нашей жизни и активно влияет на неё. Он представляет собой нашу среду обитания, проявляясь во всех предметах окружающих нас. Обращая внимание только на цвет, характерный для той или иной эпохи, можно проследить эволюцию мира. Люди каменного века, украшая свои пещеры наскальными изображениями, использовали ограниченную гамму цвета. С течением времени цветовой диапазон постепенно расширялся и видоизменялся в зависимости от идеалов эпохи. Когда люди обратились к исследованию цвета, то выяснилось, что воздействие его на человека намного обширнее, чем это представлялось на первый взгляд. Наше сознание и подсознание постоянно реагирует на цвет, а у ребёнка эта особенность выражена наиболее сильно. Сначала ребёнок воспринимает цвет на уровне «Ярко», затем наступает период различения локально цвета (красный, жёлтый и т. д.) Задачей следующего этапа становится развитие у ребёнка способности восприятия не только локального цвета, но и множество его оттенков. Это позволит ему увидеть мир во всей его красоте и многообразии красочной палитры, создаст основу для полноценного общения с произведениями изобразительного искусства. Проблема преподавания основ цветоведения актуальна и для нашей школы, где дети изучают предметы искусства (в том числе ИЗО) более углублённо. Программа позволяет на уроках изобразительного искусства дать расширенные знания по живописи и цветоведению. ( Важно только не нарушить основные идеи и принципы программа). С первых дней обучения, необходимо развивать у ребёнка желание наблюдать за окружающим миром, природой, заострять внимание на предметах, которые его окружают, на их форме, цвете. Такие наблюдения в дальнейшем отразятся на развитии эмоциональности, сыграют немаловажную роль в эстетической отзывчивости и творческой активности ребёнка. Постепенно у него возникает потребность изобразить увиденное, он с удовольствием будет работать с красками и радоваться результату. Практика показывает, что для ребёнка вообще не свойственно смешивать цвета, он пользуется краской из баночки, не утруждая себя смешиванием цвета, нахождением его более светлых оттенков. Отношение ребёнка к цвету очень просто, он воспринимает цвет как знак, у него солнце жёлтое, небо синее, трава зелёная. Если в набор красок вместо жёлтого цвета мы поместим любую производную от жёлтого (охра, зеленовато – жёлтый, разбелённый жёлтый), она его удовлетворит для раскрашивания солнца. При этом ребёнок может рисовать охристо – грязным цветом, а про себя проговаривать: «Солнышко у меня жёлтенькое». Другим примером является то, когда ребёнок на вопрос: «Какого цвета небо?» Отвечает «Голубое», а изображает его на бумаге синим (той краской, которая находится в наборе красок). Из этого можно сделать вывод: Задуманный образ цвета не соответствует реально используемому в рисунке, ребёнок этого не замечает. И чтобы исправить данную ситуацию, нужно научить ребёнка в первую очередь видеть и сравнивать цвета. Программа по ИЗО даёт простор для формирования навыков у детей по цветоведению. Уже на первом уроке дети знакомятся с понятием цвета, узнают, что существуют три основных и три дополнительных цвета. Внимание детей заостряется на технике смешивания красок, на умении наблюдать за изменениями, происходящими со стороны цвета. Дети наблюдают за процессом, который их поражает. Они приглашаются в удивительный, волшебный, полный чудес и превращений мир цвета, где они смогут почувствовать себя волшебниками. Всё это стимулирует к поиску, позволяет ребёнку делать открытия, удивляться. Техника смешения красок на этом этапе даётся ненавязчиво, и всё же уже с первых шагов необходимо приучать ребёнка к правильной технологии смешения красок, к рациональной организации своего рабочего места. Нужно познакомить ребёнка с приёмами работы кистью, с правилами обращения с ней, дать последовательность выкладывания на палитру красок, приёмы подмешивания цвета одного к другому (на листе и палитре). Особое внимание ребёнка необходимо обратить на то, что краску нужно подмешивать постепенно, причём очень внимательно следует наблюдать за тем, как меняется цвет, подходит ли он для задуманного ребёнком образа, совпадает ли с его настроением. Так формируются навыки осмысленного отношения к цвету в своей работе. Формированию навыков осмысленного отношения к цвету способствует тема урока «Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета», - где дети учатся получать светлые, нежные, ласковые цвета за счёт соединения звонкой и белой красок, а так же мрачного, опасного, тёмного благодаря смешению звонкой и чёрной краски, открывают для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ. Для закрепления этого понятия, я предлагаю детям выполнить следующие упражнения: «Твоё настроение» и «Услышь цвета» (смотрите приложение № 1) при изучении тем: «Изображать можно то, что невидимо (настроение)»(1класс); «Пять красок – всё богатство цвета и тона» (2 класс); «Изобразительное искусство. Картина - пейзаж» (3 класс); «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» (5 класс); «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла» (5 класс); «Цвет в произведениях живописи» (6 класс); «Сюжет и содержание в картине» (7 класс); «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» (6 класс); «Сопереживание – великая тема искусства» (4 класс). Эти упражнения очень нравятся детям, во – первых, потому что они чувствуют себя более раскрепощено в работе с кистью, пятном, от них не требуется передачи определённой строгой формы предмета, во – вторых, получают эмоциональный заряд при прослушивании музыки; и в третьих, что каждый может выразить свои ощущения по – своему. Немаловажно постепенное расширение лексики ребёнка по определению цвета. Постепенно педагог уводит ребёнка от простых названий к более сложным определениям цветового тона (серебристый, палевый, багряный, серо – голубой, желтоватый, зеленоватый и т. д.). Развить способность к нахождению более сложной характеристики цвета помогают следующие упражнения: «Опиши небо», «Найди отличия» (смотрите приложение № 2). И в первом, и во втором упражнении объектом, который рассматривают дети по цвету, может быть не только небо, но и море, трава и т. д. Эти упражнения можно вводить при изучении тем: «разноцветные краски» (1 класс); «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)» (1 класс); «Пять красок – всё богатство цвета и тона»» (2 класс); «Изобразительное искусство. Картина - пейзаж» (3 класс); «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла» (5 класс); «Цвет в произведениях живописи» (6 класс); «Изображение природы в разных состояниях» (2 класс); «Выражение характера человека в изображении; женский образ» (2 класс); «Цвет в натюрморте» (6 класс). Во втором классе даётся понятие контраст, сближенная гамма, ритм цветовых пятен, выразительный характер цвета. В связи с этим в своей практике, я предлагаю детям следующие упражнения: «Угадай», «Знаешь ли ты?», помогающие закрепить такие понятия по отношению к цвету как контраст, нюанс, тёплый, холодный, звонкий, глухой (смотрите приложение № 3). Личный опыт показывает, что такие упражнения детям очень нравятся, так как каждый из их стремиться как можно быстрее и правильнее разложить карточки по данному заданию. Я рекомендую вводить такие упражнения достаточно часто, при изучении тем: «Здравствуй лето!» (1 класс); «Изображение природы в разных состояниях» (2 класс); «Картина - натюрморт» (3 класс); «Три основные краски, строящие многоцветие мира» (2 класс); «Пять красок – всё богатство цвета и тона» (2 класс); «Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного» (2 класс); «Цвет как средство выражения: тихие (глухие0 и звонкие цвета» (2 класс); «Цвет. Основы цветоведения» (6 класс); «Цвет в произведениях живописи» (6 класс). В 3 – 5 классах для совершенствования навыков в работе с цветом, я продолжаю в уроки включать упражнения, в которых дети составляют любимую цветовую гамму, палитру своего настроения, цветовую гамму, соответствующую определённой прослушанной музыке, тексту при изучении таких тем: «Посуда у тебя дома» (3 класс); «Мамин платок» (3 класс); «Обои, шторы в твоём доме» (3 класс); «Художник в цирке» (3 класс); «Праздник в городе» (3 класс); «Пейзаж родной земли» (4 класс); «Народные праздники» (4 класс); «Одежда говорит о человеке» (5 класс); «О чём рассказывают гербы и эмблемы» (5 класс). В 5 – ом классе учащиеся на протяжении всего учебного года знакомятся с декоративно – прикладным искусством. Считаю, что при изучении этой темы необходимо у детей сформировать представления о своеобразии цветовой гаммы, характерной для русского декоративно – прикладного искусства. Особо внимание следует уделить символике цвета, которая поможет учащимся глубже понять образы, создаваемые народными мастерами. Если учащихся 3 – 5 классов результаты от своей изобразительной деятельности почти всегда удовлетворяют и радуют, то в 6 – 7 классах дело обстоит несколько иным образом. Появляется неудовлетворённость качеством своей работы, этому способствует повышенная самокритичность, характерная для начала возрастного переходного периода. Чтобы смягчить эти негативные моменты подросткового периода, необходимо к этому времени вооружить ребёнка различными изобразительными навыками ( и по цвету в том числе). В 6 и 7 классах, углубляя знания по цвету, нужно вводить упражнения, направленные на колористический поиск, эксперимент (смотрите приложение № 4). Детей такие упражнения очень увлекают, потому что результат бывает достаточно необычным. Открываются новые возможности для самовыражения. В этих упражнениях решаются чисто декоративные задачи, где ребёнку порой не требуется заострять внимание на объёме, пространстве, для него поэксперементировать с цветом, почувствовать ритм цветовых пятен, особенность того или другого колористического решения. Такие упражнения хорошо использовать при изучении тем: «Городской пейзаж» (6 класс); «Пейзаж настроение. Природа и художник» (6 класс); «Цвет в натюрморте» (6 класс); «Цвет. Основы цветоведения» (6 класс); «Цвет в произведениях живописи» (6 класс); «Сюжет и содержание в картине (7 класс); «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве» (7 класс); «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) (7 класс). В 7 классах, развивая чувство цвета, можно предложить ребятам следующие упражнения «Рисунок – фантазия» (смотрите приложение № 5). Иногда детям просто полезно рассматривать и сравнивать картины, которые построены на разных колористических принципах (контраст, нюанс), что даёт возможность поразмышлять с ребятами, как помогают эти решения передать те или иные чувства, выразить то или иное настроение, уяснить для себя манеры письма, пристрастия к цветовой гамме художника, как личности ( чтобы по манере письма, колориту дети смогли узнать автора даже пусть ранее неизвестной им картины). (смотрите приложение № 6). При хорошей подготовленности детей рекомендую выполнять с ними сложное, но очень полезное упражнение по колористическому анализу произведении известных художников (К. С. Петрова – Водкина и А. И. Куинджи). (смотрите приложение № 7). Это упражнение способствует более глубокому пониманию понятия термина колорит, развивает утончённое восприятие цвета. Изучение различных подходов живописцев к колористическому решению картин делают ребят смелее в своих творческих поисках, формировании навыков работы с цветом, у педагога появляется возможность наблюдать за психологическим состоянием ребёнка его развитием. Анализируя опыт своей работы, я пришла к выводу, что работа по цвету представляется важной, благодаря тому, что она способствует развитию ребёнка, его творческому потенциалу, целостному мировосприятию, даёт базу для активного, осознанного восприятия и осмысления произведения великих мастеров живописи и тем самым делает общение с живописным полотном более глубоким, утончённым, важным, дающим большой эмоциональный заряд, способность откликаться на прекрасное.
О себе
В упражнении «Твоё настроение» каждому ребёнку выдаются по два листочка размером 15 х 15 см. Перед детьми ставиться задача за 10 минут при помощи цветовых пятен сюда можно включить и линии попытаться передать на одном листе состояние грусти, боли, напряжения, страха, а на другом лёгкости, спокойствия, нежности, мягкости. В этот самый момент хорошо было бы детям задать вопрос: «В каком из этих двух вариантов будет преобладать белый (светлый), а в каком чёрный (тёмный) цвет?» Подобное упражнение можно предложить и с временами года (осень, зима).
Упражнение «Услышь цвета» начинается с обращения учителя к классу: «Ребята кто из вас на сегодняшнем уроке хочет стать волшебником? Естественно, при таком вопросе каждый ребёнок ответит: «Я». В этот самый момент учитель заостряет внимание детей на том, что у нас сегодня будут два вида волшебников. А вот что это за волшебники мы попытаемся сейчас угадать прослушав два музыкальных фрагмента (Д. Д. Шостакович «Вальс шутка», П. И. Чайковский «Болезнь куклы»). После того как дети прослушали музыку и высказали своё мнение, учитель раскрывает тайну волшебников (грусть и веселье). Здесь стоило бы спросить у детей: «Какой из этих музыкальных фрагментов можно отнести к глухой гамме, а какой к звонкой и почему?» Далее детям предлагается поделиться на две группы: одни будут весёлыми волшебниками, которые всегда оживлённые, непоседливые, а другие тоже будут волшебниками, но с небольшой грустинкой. И перед теми и другими детьми ставится задача за 10 минут несколькими прикосновениями волшебной кисточки (палочки) к белоснежному листу (15 х 15 см.) создать свою музыкальную сказку грусти и веселья.
Приложение № 2
При выполнении упражнения «Опиши небо» на доске вывешивается репродукция картины художника Г. Г. Нисского «Подмосковье. Февраль», где присутствует очень большая цветовая палитра неба. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, детям полезно задать вопрос: «Какого цвета небо?» Ответ в таких случаях всегда прост: «Голубое». Да, действительно для большинства людей небо голубое. А теперь давайте посмотрим, как видят цвет неба художники. Когда дети рассматривают репродукцию картины и размышляют над ней, в этот самый момент можно устроить соревнование, задав им следующий вопрос: «Можно ли с чем – ни будь сравнить это небо? Кто больше найдёт сравнений?» (ответы могут быть самыми неожиданными). Во время ответов детей не следует добиваться точного ответа и навязывать своё мнение. Для учителя должно быть важным высказывание ребёнка. Если ребёнок затрудняется в ответе, необходимо ему помочь. Далее детям предлагается перечень названия ряда цветов, из которого каждый ребёнок должен выбрать наиболее точные для описания неба в данной репродукции.
Белый Изумрудно – зелёный
Розовато - коричневый Тёмно – серый
Кремовый Фиолетовый
Розовый Лиловый
Чёрный Зелёно – голубой
Светло – серый Румяно – розовый
Розовато – лиловый Красно – фиолетовый
Лазурно – голубой Тёмно – оранжевый
Красный Персиковый
Малиновый Лимонно – желтоватый
Огненный
Дети из перечня названий сначала будут выбирать самые простые, знакомые им. Далее учитель выясняет, названия каких цветов ребятам незнакомы, объясняет их значения, опираясь по аналогии на сравнения жизненного опыта ребёнка, а затем показывает этот цвет на репродукции картины или предлагает его найти самим.
Упражнение «Найди отличия» даётся позднее. Ученикам предлагается уже ни одна, а три репродукции картин разных художников (Ф. А. Васильев «Перед дождём» (1869 г.); К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830 – 1833 г.); А. И. Куинджи «Вечер на Украине» (1878 г.), рассмотрев которые дети отвечают на вопрос: «Какого цвета небо на репродукциях?» А затем сравнивают настроение неба на трёх репродукциях картин и излагают свои мысли по поводу увиденного.
Приложение № 3 В упражнении «Угадай», используя выданные карточки по цвету, детям необходимо ответить на ряд поставленных вопросов: 1. Как называется цвет? 2. Глухой он или звонкий? 3. Лёгкий или тяжёлый? 4. Тёплый или холодный?
Затем предлагается из набора карточек с выкраской определённого цвета выбрать два цвета, которые по их мнению сочетаются и определить, по какому принципу это сочетание.
В задании «Знаешь ли ты?» используется раздаточный материал (карточки с разнообразными цветовыми выкрасками). Детям раздаются выкраски шести цветов, по которым прошу составить:
1. Контрастные сочетания (обращаю внимание на то, что один цвет усиливает звучание другого). 2. Определить наличие открытых цветов. 3. Приглушённых.
Карточки одного цвета, но разного тона предлагаю разложить по нарастанию тона или, наоборот, ослаблению.
Приложение № 4
Дети выполняют натюрморт, композиции (можно абстрактные) в определённой гамме, настроении, теме (контраст, сближенная гамма, тёплые, холодные цвета), два одинаковых натюрморта на малом формате с противоположным, контрастным решением цветового образа.
Приложение № 5
Рассмотрев репродукции картин с характерной манерой художественного письма, колоритом, дети пытаются выполнить рисунки – фантазии по впечатлению от этих работ. Внимание детей в этой работе заостряется на особенностях колористического пристрастия художников различных школ, направлений их личных представлений о цветовой образности.
Приложение № 6
Одним из примеров может служить репродукция картины К. С. Петрова – Водкина «Купание красного коня», рассматривая которую дети пытаются ответить на следующие вопросы: 1. Ваше впечатление от увиденного на картине. 2. Как вы можете объяснить необычный цвет коня? 3. Определить принцип цветового сочетания. 4. Почему художник использует контраст? 5. Какие другие цвета находятся на картине, случайно ли?
Во время размышления над репродукцией картины ребята подходят и закрепляют понятия цвет, символ. После этого даётся домашнее задание, которое заключается в подборе нескольких репродукций картин К.С. Петрова – Водкина, и сравнение их с предыдущей. Работа над этим поможет подвести детей к понятию контраст и тем самым уяснить для себя, какая манера письма характерна для этого художника.
Приложение №7
В этом упражнении дети делают выкраски характерных цветов (5, 6) доминирующего цвета колористического решения, пытаясь как можно точнее подобрать эти цвета на палитре.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
1. Энциклопедический словарь юного художника. Москва. «Педагогика» 1983 г. 2. А. Кальнинг « Акварельная живопись» Издательство «Искусство». Москва – 1968 г. 3. Лилиан Бондс «Магия цвета»Цветотерапия на каждый день. Санкт – Петербург. Москва. Харьков, Минск. 1997 г. 4. «Всё о технике: живопись акварелью». Незаменимый справочник для художников. АРТ – Родник, Москва, 1998 г.
Мой взгляд на мир
Ведущие тенденции развития страны связаны с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей мерой свободы и ответственности. Именно они явились основой модернизации образования.
Согласно концепции модернизации школьного образования необходимо решить следующие задачи:
· Обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся
· Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьника. Сформировать у них практические навыки самообразования.
· Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий.
· Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
· Усилить социально-гуманитарный, ценностно-ориентированный потенциал содержания общего образования.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.
В узком смысле слова педагогическая технология-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.
Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства.
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, синтезатора, которые могут быть применены на уроках музыки, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий.
К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем. При этом специфика инструмента требует от исполнителя владения более широким диапазоном навыков, чем игра на инструменте.
Во многих темах предмета «Музыка» возможно применение синтезатора: при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, при разучивании различных песен, в том числе песен разных народов. Синтезатор может быть чрезвычайно полезен, так как обладает набором традиционных и этнических инструментов.
Каждый педагог может по-своему применить синтезатор в своей работе, сообразуясь с насущными учебными задачами. Например, на уроке возможно использование синтезатора для исполнения мелодий классических произведений в современной обработке, для проверки узнавания этих мелодий на слух учащимися, что делает такую форму работы гораздо более живой и увлекательной для детей.
Во внеклассных мероприятиях синтезатор можно применять в музыкальном оформлении спектаклей, используя разнообразные звуковые эффекты, а также при вокально-хоровой работе с учащимися. Исполнение песен становится интересным, так как звуковое оформление становится современным.
Среди педагогических инноваций, опробованных в российских школах, большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Их актуальность не вызывает сомнений. Общество, которое заботится о человеке, гарантирует себе процветание, ибо творцом прогресса является личность. Эта личность должна быть не только свободной, но и мыслящей. Общество информационных технологий заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный комплекс;
- решение разнообразных проблем, требующих проявления коммуникативных умений;
- широкого общения со сверстниками из других школ своего региона;
- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого мнения по той или иной проблеме;
- постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил.
Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности. И это задача используемых технологий обучения.
Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям.
За последние годы обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание. Цель личностно - ориентированного обучения заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями учащегося. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка.
Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику.
В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легко возбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода.
Главная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»;
игровые моменты).
Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
На современном этапе развития педагогической мысли личностно- ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Помимо этого, сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
Мои достижения
2011 | Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» | 1 | 1 место в школе |
2012 | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» | 1 | 1 место в школе |
2013 | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» | 1 | 2 место в школе |
2013 | Международный игровой конкурс «Золотое руно» | 2 | 1,2 место в школе |
2014 | Городской конкурс художественного чтения «Семейные радости» | 1 | 2 место |
Моё портфолио
Ведущие тенденции развития страны связаны с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей мерой свободы и ответственности. Именно они явились основой модернизации образования.
Согласно концепции модернизации школьного образования необходимо решить следующие задачи:
· Обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся
· Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьника. Сформировать у них практические навыки самообразования.
· Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий.
· Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
· Усилить социально-гуманитарный, ценностно-ориентированный потенциал содержания общего образования.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.
В узком смысле слова педагогическая технология-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.
Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства.
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, синтезатора, которые могут быть применены на уроках музыки, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий.
К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем. При этом специфика инструмента требует от исполнителя владения более широким диапазоном навыков, чем игра на инструменте.
Во многих темах предмета «Музыка» возможно применение синтезатора: при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, при разучивании различных песен, в том числе песен разных народов. Синтезатор может быть чрезвычайно полезен, так как обладает набором традиционных и этнических инструментов.
Каждый педагог может по-своему применить синтезатор в своей работе, сообразуясь с насущными учебными задачами. Например, на уроке возможно использование синтезатора для исполнения мелодий классических произведений в современной обработке, для проверки узнавания этих мелодий на слух учащимися, что делает такую форму работы гораздо более живой и увлекательной для детей.
Во внеклассных мероприятиях синтезатор можно применять в музыкальном оформлении спектаклей, используя разнообразные звуковые эффекты, а также при вокально-хоровой работе с учащимися. Исполнение песен становится интересным, так как звуковое оформление становится современным.
Среди педагогических инноваций, опробованных в российских школах, большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Их актуальность не вызывает сомнений. Общество, которое заботится о человеке, гарантирует себе процветание, ибо творцом прогресса является личность. Эта личность должна быть не только свободной, но и мыслящей. Общество информационных технологий заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный комплекс;
- решение разнообразных проблем, требующих проявления коммуникативных умений;
- широкого общения со сверстниками из других школ своего региона;
- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого мнения по той или иной проблеме;
- постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил.
Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности. И это задача используемых технологий обучения.
Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям.
За последние годы обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание. Цель личностно - ориентированного обучения заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями учащегося. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка.
Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику.
В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легко возбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода.
Главная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»;
игровые моменты).
Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
На современном этапе развития педагогической мысли личностно- ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Помимо этого, сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты