Цель проекта – выяснить, какова роль музыки в воспитании и обучении школьников.
Гипотеза - я предполагаю, что роль музыки в воспитании и обучении школьников огромна, особенно исключительна роль классической музыки. Расширив применение и использование в учебном процессе классической музыки в общеобразовательной школе, возможно увеличить успеваемость, улучшить общее психо-эмоциональное состояние учащихся, повысить интерес к учебе.
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_nika_27112019.docx | 58.24 КБ |
Тема моего проекта «Влияние музыки на воспитание и обучение школьников». Натолкнул меня на эту мысль разговор с одной моей знакомой. По дороге из школы она спросила меня, чем я буду заниматься, и когда узнала, что у меня урок в музыкальной школе и я буду готовиться, искренне посочувствовала. Как это скучно и неинтересно! Я не понимаю зачем нужна такая скучная музыка?
У меня это вызвало сначала бурю возмущения, сама я очень люблю музыку, с 6 лет занимаюсь в музыкальной школе, и классическая музыка для меня это целый увлекательный мир. Но может быть действительно она устарела? Мир изменился, поменялась музыка. Надо ли слушать современным детям классику, изучать классические произведения в школе? Надо ли прививать и развивать любовь у детей к такой музыке? Что она может дать в воспитании и обучении детей?
Это и стало целью моего проекта – выяснить, какова роль музыки в воспитании и обучении школьников.
Гипотеза - я предполагаю, что роль музыки в воспитании и обучении школьников огромна, особенно исключительна роль классической музыки. Расширив применение и использование в учебном процессе классической музыки в общеобразовательной школе, возможно увеличить успеваемость, улучшить общее психо-эмоциональное состояние учащихся, повысить интерес к учебе.
Для этого я разбила свою исследовательскую работу на несколько частей.
- как школьники относятся к музыке, как часто слушают
- какие музыкальные предпочтения у детей
- считают ли они музыку важным предметом в школе
- что они знают о вреде и пользе, которые может оказать музыка на человека.
- как они относятся к классической музыке
- как человеческий организм слышит и воспринимает музыку.
- влияние музыки на человека, исторические факты и исследования в этой области.
- влияние классической музыки на человека.
- какой вред может нанести музыка
Проведя анкетирование детей в своем классе, 4 «И» и частично среди детей 4 «Ж» класса, (Приложение 1), я выяснила, что дети абсолютно все 100% любят и слушают музыку. Музыкальные предпочтения очень различны, и 26,9% детей любят слушать классическую музыку. Однако более половины (60%) не считают музыку важным предметом в школе, 60% школьников не знают о вреде музыки, и почти половина класса (43%) уверенны, что музыка никак не может помочь в учебном процессе. На плакате и в Приложении 2 приведены круговые диаграммы, которые наглядно демонстрируют результаты опроса.
Я решила изучить эти вопросы глубже, провести ряд исследований, чтобы потом поделиться своими мыслями и выводами с одноклассниками. Итак:
Как человеческий организм слышит и воспринимает музыку
Музыка - это продольная волна, которая оказывает влияние на мозг и весь организм человека.
Звуковые колебания воспринимаются либо через органы слуха, передающие полученную информацию в особые участки мозга, мозг, в зависимости от полученной информации, направляет органам сигналы, возникающие под её влиянием. Либо колебания определённой частоты напрямую воздействуют на функционирование отдельных органов.
Воздушные волны, которые имеют наименьшую частоту колебаний, воспринимаются как низкие, басовые (ударные) звуки. И наоборот, волны, чередующиеся с высокой частотой колебаний, воспринимаются слухом как высокие.
Герц – единица для обозначения частоты периодических процессов (в нашем случае – частота звуковых колебаний) в Международной системе единиц; международное обозначение: Hz. 1 Гц означает одно колебание в секунду.
Доказано, что среднестатистический человек не может слышать звуки частотой ниже 20 Гц и выше 20 кГц.
Научные исследования о влиянии музыки на человека
Начиная с древних времен, наука накопила огромное количество сведений о том, как музыка влияет на человека.
Пифагор утвердил музыку как точную науку. Он считал, что музыка подчиняется высшему закону (математике),
Он проводил занятия математикой под музыку, потому что заметил, что она благотворно влияет на интеллект.
По мнению Платона, слышимая гармония, заключенная в музыкальных произведениях, водворяет гармонию в души людей, а значит, делает их добродетельными.
Великий Аристотель, Гиппократ, Авиценна подчеркивали терапевтическое значение музыки, считая, что музыка снимает тяжелые психические переживания.
И. Догель в девятнадцатом веке установил, что музыка оказывает воздействие на такие параметры как: минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление и даже уровень сахара в крови. Может повысить или понизить мышечный тонус, стимулировать развитие эмоций, улучшить вербальные и арифметические способности, активизировать процессы восприятия и памяти, творческое мышление. В ходе экспериментов И.М. Догель также выяснил, что один и тот же по высоте и громкости звук, но извлеченный на разных инструментах (например, на скрипке, флейте, флейте piccolo, кларнете) вызывает различные изменения в кровообращении человека. То есть, не только амплитуда и частота звуковой волны, но и её форма (тембр) оказывает воздействие на человеческое восприятие.
Механизм воздействия музыки в конце XIX века исследовал И.Р.Тарханов, В 1893 г. он опубликовал в Петербурге статью “О влиянии музыки на человеческий организм”, в которой обратил внимание на то, что только гармоничная благозвучная музыка положительно влияет на функционирование сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Он подчеркивал, что красивая музыка способствует увеличению работоспособности и снятию напряжения.
Что может музыка?
Выделяют три основных направления музыкального влияния на организм человека:
Музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические.
Из глубокой древности пришло к нам знание о воздействии различных музыкальных ладов на настроение человека. Так с помощью александрийского лада помогали создать торжественный настрой, индийский лад способствовал гармонизации организма и сознания человека, а фригийский был незаменим в военном деле.
Особенно сильным является влияние музыки на мозг человека. Множество исследований доказали, что она способна не просто временно менять уровень работоспособности мозга, но также оказывать долгосрочное воздействие.
Классика
Возникает вопрос, а вся ли музыка имеет такое благотворное влияние на человека.
Наукой установлено, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (от 3 000 до 8 000 Гц). Большинство классических произведений как раз такими частотами и насыщены. Американские исследователи, проанализировав частотные характеристики произведений шестидесяти пяти композиторов,
поставили музыку Моцарта на первое место. Этот феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - «эффект Моцарта».
Классическая музыка очень хорошо влияет на развитие мозговой деятельности, мышления. Проводились различные эксперименты с любителями классики и новичками. В результате у любителей классики наблюдалась в областях мозга, отвечающих за обучение и память, выделение дофамина, гормона счастья. А как известно, достаточная выработка гормона дает энергию, силу достигать цели, иметь желания, узнавать новое, быть в движении. Музыка также способствовала снижению активности генов, отвечающих за дегенерацию.
Классическая музыка соответствует гармоничным законам природы, поэтому она так благотворно влияет на наш организм, и на все живое. Растения и животные предпочитают гармоничную музыку.
Проводились эксперименты с водой. Под классическую музыку выращивались аккуратные и ровные кристаллы, в то время как под металлическую музыку образовались кристаллы колючей, неправильной формы
Классическая музыка ускоряет рост пшеницы, под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных. Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха.
Услышав классические произведения, акулы успокаиваются и собираются со всего океанского побережья, (что случалось в ходе экспериментов); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
Вот всего один наглядный пример Жерар Депардье, всемирно известный киноактер в начале своей карьеры страдал от сильного заикания и плохой памяти. К счастью, на его жизненном пути встретился врач, который прописал ему несколько месяцев ежедневного слушания классической музыки - ошеломительный результат всем известен. Потом он скажет: «До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям.
Классика воспитывает в людях положительные качества, свой взгляд на мир. Из маленьких музыкантов вырастают хорошие, достойные взрослые люди. Среди них, много людей, которые сделали что-то стоящее и в других сферах деятельности. Уровень преступности, среди людей, которые ходили в детстве в музыкальную школу гораздо ниже.
Что же такое классика?
Это такая музыкальная традиция, которая сформировалась во второй половине XVII века в Западной Европе, в музыке Италии, Германии и Франции. Позже она распространилась на всю Европу, включая Россию, еще позже – на весь мир.
Классика умеет рассказывать удивительные истории без слов, и действуют они куда сильнее историй, рассказанных словами, классика умеет передать любое чувственное впечатление от мира, нарисовать чей угодно портрет. Как пример вышесказанному можно привести использование классической музыки в кинематографе.
Но очень небольшое количество людей ценят классику. Для маленьких детей, подростков и для многих взрослых это скучное занятие. В чем же здесь дело?
Рок, поп, панк, хип-хоп, металл - во всей этой музыке используется ритм-секция, отбивающая равномерный механический пульс. Такой пульс называется битом.
Получается: музыка без бита – это, как правило, именно та музыка, которая обычно кажется нам скучной, та, которую мы, как правило, выключаем.
Бит – это то, чего мы подсознательно ждем от любой музыки и разочаровываемся, если его там нет.
Во-вторых в классической музыке преобладают высокие частоты, которые наиболее полезны для здоровья и интеллекта, но труднее воспринимаются слушателем. Человеческий мозг не очень любит высокочастотные звуки. Поэтому некоторые люди испытывают дискомфорт при длительном прослушивании «классики», особенно Барокко.
А в современной эстрадной музыке всё больше преобладают низкие частоты, которые ранее как в классике, так и в народной музыке применялись лишь эпизодически. Этим можно объяснить такую популярность поп-музыки. Звуки её низкочастотны (порядка 40-66 Гц). Отсюда и пристрастия людей к «клубной» музыке.
Классика умеет, и бодрить, и смешить и развлекать, но такая музыка требует напряжения, внимания, сопереживания и понимания, конечно. Наслаждаться стихами прекрасного китайского поэта, не зная китайского языка довольно трудно
Вред музыки.
Семье ребенка и школе необходимо очень внимательно относится к выбору музыкальных произведений, которые слушает ребенок, так как музыка может нанести и непоправимый вред организму.
Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов или же примитивным грубым ритмом, усиливающим в человеке животные инстинкты. К такой музыке может относиться и поп-музыка и рок-музыка и тяжелый металл, которые воздействуют ультра- и инфразвуками и которые мы не слышим, но их воспринимают наши органы, и это может действовать разрушающе на мозг.
В США под руководством Боба Ларсена были проведены медицинские исследования, которые позволили определить особенности воздействия тяжелого рока на организм человека и его психику. Было установлено, что низкочастотные колебания оказывают воздействие на спинномозговую жидкость, состояние которой влияет на слизистые железы и гормональную сферу. В период прослушивания тяжелого рока нарушается равновесие половых и надпочечных гормонов, увеличивается содержание инсулина в крови, что приводит в свою очередь к нарушению процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Известно, что нередко поклонники такой музыки отличаются неадекватным поведением, как на концертах, так и после них.
Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: как вас зовут? где вы находитесь? какой теперь год? И ни один из опрошенных не ответил на них правильно. Такая музыка вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают часть запечатлённой в мозгу информации. Человек не просто забывает что-то из того, что с ним было или что он изучал. Он умственно деградирует.
Ритм приобретает наркотические свойства. Если он кратен, например, полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 герц), то способен вызвать у человека экстаз. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Громкость плюс частота достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа “Пинк Флойд” сумела разрушить мост в Шотландии, а в соседнем озере всплыла оглушённая рыба.
Воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков разрушительно - подобную музыку специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом".
Дисгармоничная музыка оказывает деструктивное влияние на психику человека и на весь организм в целом. Ряд научных исследований был посвящен вопросу о связи прослушивания музыки определенного типа со склонностью детей и юношей к суицидальному, агрессивному или противоправному поведению. Наиболее "проблемными" оказались жанры "панк-рок" и "хеви-метал".
Кто-то скажет: "Если такая музыка существует - значит, она кому-то нужна." Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И все же, чтобы уберечь себя, окружающих нас людей и нашу Землю от разрушения, есть смысл наполнять мир прекрасным с помощью живописи, музыки, кино и других видов искусств разумно. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.
О влиянии музыки на школьника
Учитывая вышесказанное, школьное обучение обязательно должно учитывать и использовать все факторы влияния музыки на обучение и воспитание школьников.
Проблема современной школы заключается в том, что возможности организма ребенка остаются неизменными, а знаний и умений от современного ученика требуется очень много. Все шире применяются методы раннего развития. Однако следствием возросших, учебных нагрузок являются стрессы, состояние повышенной тревожности, ухудшение детского здоровья.
Обратившись к трудам психофизиологов, мы узнаем, что от момента рождения и до девяти лет вклад правого полушария в обеспечение психологического функционирования у ребенка гораздо больше, чем левого. Но, ведущие методы преподавания ориентированы на левополушарное восприятие. Это влечет за собой отсутствие интереса у детей к учебной деятельности, отражается на эффективности учебного процесса, пагубно сказывается на физическом и психическом здоровье современных школьников.
Левое полушарие отвечает за логику, речь, классификацию, операции с числами, планирование, анализ. Правое – за чувство ритма, воображение, фантазии, цветовые ощущения, пространственную ориентацию. Классическая музыка приводит в баланс обе доли мозга. Доказано, что синхронизация работы левого и правого полушария мозга – первый шаг на пути к гениальности.
Классическая музыка генерирует Тета-волны, что то приводит к улучшению памяти, повышению концентрации, помогает мышлению в области точных наук, формирует панорамное сознание.
Первые опыты в этом направлении были проведены на лабораторных крысах. В течение двух месяцев по двенадцать часов в сутки этих животных принуждали к прослушиванию одной и той же классической музыки. А потом заметили, что крысы стали проходить лабиринт на 27% быстрее, чем те, что составляли контрольную группу и находились в тишине, и допускали значительно меньше ошибок.
Был проведен эксперимент в одной из школ. В одном из параллельных классов во время уроков прокручивались диски с классикой. Второй занимался в обычном режиме. Результат проявился уже через неделю. Класс, который занимался под музыку, стал резко опережать параллельный класс. Мало того, что программа усваивалась гораздо быстрее и эффективнее, так еще ученики стали получать настоящее удовольствие от учебы.
Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 году создал первую школу, с расширенным преподаванием музыки. В его школе резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось резко сократить в пользу уроков музыки.
Исследования
Узнав так много интересного о музыке, мне захотелось опытном путем подтвердить некоторые факты.
Исследовательская часть моей работы состояла из нескольких частей:
В три одинаковых горшочка я посадила пророщенные предварительно семена фасоли. Один горшочек стол в комнате, где я периодически, несколько раз в день включала классическую музыку.
Второй горшочек, разместила в комнате, где включала разные жанры музыки (рок, поп).
Третий стоял в полной тишине.
Результаты представлены в виде фотоматериалов на плакате и в Приложении 3. Во-первых быстрее проросли семена в первом горшке. Растение развивалось быстрее, а главное листики на нем были более крупные и более правильной формы.
Хуже всего развилось растение, которое слушало музыку разных музыкальных направлений.
II. Я проверила воздействие музыки на интеллект. Здесь моя работа состояла из трех разных частей.
А. Первым шагом моего исследования был сбор и анализ данных по ученикам, которые занимаются в музыкальных школах. Были собраны и проанализированы данные по трем четвертым классам, а именно 4»И», 4 «Ж» и 4«З» классам, о том сколько учеников учатся в музыкальной школе, как они учатся, и как они себя ведут. Результаты сведены в диаграмму, представленную на плакате и в Приложении 4. Дети, которые посещают музыкальную школу, хорошо учатся и имеют отличное поведение.
Б. С помощью учителя я решила проверить «Эффект Моцарта». Учитель провела в классе работу на решение математических и логических задач. Работа писалась ограниченное время 15 минут. Затем в классе мы прослушали музыку Моцарта, а именно 40 Симфонию, и после прослушивания написали подобный тест с аналогичными заданиями продолжительностью также 15 минут. Тесты можно посмотреть в Приложении 5а и 5б к данной работе. Результаты были очень интересные. Ребята значительно лучше написали работы после прослушивания музыки. Каждая работа была оценена в баллах. Одно выполненное задание, один балл. На Диаграмме, изображенной на плакате и в Приложении 6 можно заметить, что после прослушивания музыки не было работ, написанных на 2 и 3 балла, а работы с 8 баллами увеличились с 6 человек до 10.
В. Я провела тест в семье на концентрацию внимания. Моей сестрой были подобраны два подобных теста по Методике корректурной пробы, и два подобных теста по Методике расстановки чисел. Тест мы писали семьей. Участвовали мама, папа, сестра и я. Оба теста писались на время. Время написания составляло 5 минут на каждый тест. Затем мы включили для прослушивания музыку Моцарта Концерт № 21 и написали тесты, прослушивая музыку. Результаты приведены в таблице на плакате и Приложении 8, сами тесты представлены в Приложении 7. Практически все члены семьи в обоих тестах улучшили свои результаты.
Вывод
Опираясь на собранные факты, можно утверждать: влияние музыки на детей благотворно и значимо! И это обязательно надо использовать в наших школах.
Так пусть в наших школах создаются классы художественно-эстетического воспитания. Пусть на переменах звучит Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен! Пусть звонок на урок в виде известного отрывка из классического балета или симфонии мотивирует учеников к активной познавательной деятельности! Пусть математика будет написана после прослушивания Моцарта. А урок рисования пусть проходит под музыку Вивальди и Чайковского. Пусть урок музыки идет рука об руку с уроком истории. Ведь ничто не передаст так живо, что такая война, как Ленинградская Симфония Шостаковича, которая была создана во время войны в 1942г и впоследствии исполнена в блокадном Ленинграде. Слушая ее, у многих наворачиваются слезы. И никто не представит лучше произведения А.С. Пушкина на уроке литературы, чем оперы Чайковского, Мусоргского, Глинки.
А закончить свое выступление мне хочется словами Михаила Семеновича Казиника, нашего знаменитого лектора-искусствоведа, скрипача и педагога, который, открывая Нобелевский концерт, сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии - начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!»
Список Литературы
1. Казиник М.С. «Погружение в Музыку» «Издательство АСТ» 2019
2. Казиник М.С. «Тайны гениев» «Издательство АСТ» 2019
3. Догель И.М. «Влияние музыки на человека и животных», Казань 1988
4. Тарханов И.Р. «О влиянии музыки на человеческий организм», СПб, 1983
5. Лобанова Е.А. «Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки» - Образование в современной школе, 2005,
6. Петрушин В.И. «Музыкальная психология» – Минск: 2004.
7. Райгородский Б.Д. «Что может музыка?» 2004,
8. Фролова Т.А. «Влияние музыки на здоровье человека» 2008,
9. Чередниченко Т. В. «Музыка в истории»
Фокус-покус! Раз, два,три!
Швейня
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Муравьиная кухня
Прощание с летом