Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали различные разногласия. С течением времени меняется обстановка, влияющая на дальнейшее отношение человека к жизни, формирование его характера. Часто люди старшего поколения оказываются неспособными понять новые взгляды и образ жизни, и это непонимание перерастает во вражду.
Павел Петрович – типичный представитель дворянского либерализма, во всём следует старым принципам. Базарова Тургенев относит к числу революционно-демократических деятелей, не стесняется своего происхождения.
О чём бы не зашёл разговор между Павлом Петровичем и Базаровым, они практически никогда не находят общего языка. Павел Петрович уважает людей с определёнными принципами в жизни, Базаров называет слово «принцип» - пустым, иностранным, ненужным словом.
Множество разногласий в разговоре Базарова и Павла Петровича можно найти. Именно эти разногласия полностью противопоставляют героев друг другу.
Базаров – человек дела, а Кирсанов – человек слова.
Тургенев сказал: «Когда переведутся такие люди, пускай навсегда закроется книга истории, в ней нечего будет читать».
В начале произведения Базаров уверенный в себе человек, имеющий свою точку зрения на всё происходящее, критически относящийся ко всему, что его окружает. Он самоуверен, а потому абсолютно спокоен и равнодушен ко всему. Базаров спит абсолютно спокойно, так как его ничто не трогает и не волнует. Приём бессонницы помогает автору передать внутреннее состояние Базарова, связанное с возникшей в его душе любовью к Одинцовой. Однако уснуть он не мог и в родительском доме. Если Базаров спит, то это тревожные сны. Так, ночью перед дуэлью с Николаем Петровичем Базарова мучают странные сны. Тургенев изобразил его смерть во сне и только после прощания. Таким образом, приёмы сна и бессонницы не случайно используются автором для характеристики Базарова. Бессонница этого героя постепенно помогает автору отрывать настоящего Базарова.
- Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
- Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий.
- А это не всё равно? – спросил Павел Петрович.
- Нет, не всё равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
- И что ж, это хорошо? – перебил Павел Петрович.»
Рассказывая о Базарове отцу и дяде, Аркадий говорит, что Базаров – нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа, на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип.
Базаров говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
«Отец и дядя Аркадий считают, что нигилист – это слово, которое «означает человека, который … ничего не признаёт», «который ничего не уважает».
Основной спор вокруг романа и был связан именно с образом Базарова и разным пониманием слова «нигилист». Но нигилист – это не человек, критически ко всему относящийся, а человек, не уважающий чужую точку зрения, не желающий принимать то, чего он не знает или что ему не интересно.
В первой половине XIX века было модным учение Гегеля – философ немецкий, объективный идеалист, при этом диалектик, и это очень всех привлекало. А с 60-х годов того же столетия учение Гегеля перестало всех увлекать, потому что появился материализм, а это гораздо проще, чем забивать себе голову всякими тезами-антитезами. Нихил – это по-латыни «ничто», то есть надо ни во что не верить.
Прекрасная арфа
Ёжикина Радость
Рисуем домики зимой
Барсучья кладовая. Александр Барков
Зимняя сказка