-познакомить обучающихся с героическим подвигом советских солдат, сынов и дочерей, освобождавших нашу Родину от фашистских захватчиков; с поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
-развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии военных лет; формировать навыки выразительного чтения;
-воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; прививать интерес к литературе, музыке, искусству;
Вложение | Размер |
---|---|
voyny_svyashchennye_stranitsy_naveki_v_pamyati_lyudskoy.docx | 469.02 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
имени «Героя Советского Союза А. А. Бондаря» ст. Змейская
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
«Войны священные страницы навеки
в памяти людской»
Подготовила: учитель
русского языка и литературы
Багаева А.Т.
2021г.
Цели:
-познакомить обучающихся с героическим подвигом советских солдат, сынов и дочерей, освобождавших нашу Родину от фашистских захватчиков; с поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
-развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии военных лет; формировать навыки выразительного чтения;
-воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; прививать интерес к литературе, музыке, искусству;
Задачи:
1. Привлечь учащихся к чтению военно-патриотической литературы.
2. Развивать умения правильного литературного произношения с соблюдением дикции.
3. Содействовать эстетическому восприятию поэтических произведений.
4. Воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.
Оборудование: тексты стихотворений, ПК, мультимедийный проектор, колонки.
Рекомендации: участники конкурса учащиеся 5-9классов.
Подготовительный этап: заранее раздать учащимся тексты стихотворений для заучивания наизусть, определить членов жюри.
Действующие лица: ведущие, жюри, конкурсанты-чтецы, зрители.
Критерии оценки выступлений участников конкурса:
Слайд 1
Звучит песня «От героев былых времен» (поют Хубулова Илона и Григорян Диана)
На сцену выходит учитель.
Музыка стихает.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья!
Всё дальше вглубь времён уходят события Великой Отечественной войны, и потому наша с вами задача – сохранить в памяти и в сердцах историю своей страны, своего народа. А поможет нам в этом – слово - самое простое слово, написанное о войне.
Именно оно, спустя почти 76 лет, так дорого нам, как свидетельство нравственного подвига советских людей, их самоотверженности и героизма, мужества и отваги в борьбе с фашистскими захватчиками.
Когда мы листаем страницы книг, перед нами вновь проходят дни и года, обагрённые человеческой кровью и орошённые слезами. Давайте же обратимся к истории, вспомним стихи, написанные поэтами военных и послевоенных лет.
Выступления будут оцениваться по пяти критериям:
1. Знание текста.
2. Выразительность и чёткость речи.
3. Эмоциональность.
4. Актёрское мастерство.
5. Внешний вид.
Разрешите представить вам членов нашего жюри:
1.Ходова Луиза Константиновна
2.Дзиова Зарина Алибековна
3.Боева Дзерасса Нодаровна
4. Хадонова Бэла Таймуразовна
5.Хубаева Светлана Зауровна
Выходят ведущие
Слайд 2
Ведущий 1:
22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь советских людей ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными сёлами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти…
ГОЛОС ЛЕВИТАНА
Ведущий 2:
Война… «Война!..», - вторили голосу Левитана, раздававшемуся из черного громкоговорителя, леса, поля, белоствольные березки, едва брезжащий рассвет. «Война!..»,-эхом раздавалось со всех концов… Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнула земля. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. - Война! - крикнул кто-то.
Слайд 4
Звучит один куплет песни «Вставай, страна огромная»
Ведущий 2:
- Война это, товарищи, война! тяжело вздрагивала земля. Всё вокруг выло и стонало. Было это 22 июня 1941 года утром в 4 часа 15 минут по московскому времени. Наша страна вступила в смертельный бой с жестоким врагом – фашизмом.
Ведущий 1:
«Война» - страшнее нет слова,
«Война» - печальней нет слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
27 миллионов погибших за 1418 дней – это значит 19000 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту. 1418 дней и ночей бушевал огонь войны. Десятки миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина-мать.
Если память каждого из них почтить минутой молчания, то потребовалось бы более 38 лет. И сегодня в память о тех, кто не вернулся с полей сражения, мы проведем конкурс чтецов « Войны священные страницы навеки в памяти людской».
Ведущий 2 :
Наше поколение родилось под мирным небом, и о войне мы, к счастью, знаем понаслышке: от дедушек, бабушек, мам, пап, с экрана телевизора. Много лет назад на нашу Родину напали фашисты. И не только армия, но и весь мирный народ, вся страна встала на защиту своего Отечества.
Сегодня мы собрались, чтобы услышать трогательные, интересные стихотворения о военном времени, и, конечно же, блеснуть умением их рассказывать.
Ведущий 1:
Нет семьи, которую бы не коснулась война. Чем измерить глубину утраты и силу нашей скорби? Без малого 4 года гремела война. Каждый день Великой Отечественной на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
Слайды 5-8
Стихотворение Давида Самойлова «Сороковые, роковые» читает
ученица 7 «А» класса Наниева Арина
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Ведущий 2:
Почти 76 лет наш народ живет в мире! Но мы не должны забывать о том, что война несёт смерть и разруху.
Насмерть стоял на рубежах нашей Родины солдат России! Вёз хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней…
Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко они разрушаются под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь так же легко оборвать, как утренний сон…
Слайды 9-11
Стихотворение Самуила Маршака «Мальчик из села Поповки»
читает Дудаев Владислав
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок -
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы -
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес!
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.
Слайд 12
Ведущий 1 :
В рядах тех, кто приближал Победу, были наши ровесники. Юные «сыны полков»,
партизаны, подпольщики…Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова –
быть может, они чуть старше тебя. За мужество и бесстрашие пионеры удостоены
звания Героя Советского Союза. 20 тысяч школьников получили медаль
«За оборону Москвы». 15-ти тысячам 249-ти юным ленинградцам вручена медаль
«За оборону Ленинграда». Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-
фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили
прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну. Их
повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже
очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было.
Стихотворение Ирины Лариной «Пионерам-Героям читает
ученица 6 «А» класса Бестаева Лера
«Пионерам-героям»
В нашей истории много событий,
где приходилось отстаивать Мир;
Взрослых удел это, но не забыты
дети — идущие в бой, вместо игр.
Сколько их, маленьких, лесом встревоженным
Тайно носилось по тропкам исхоженным:
Страшно, наверное, было идти,
важно — записку прижать на груди.
На голове вместо кепок — папахи,
вместо панамок — тугие платки,
И гимнастёрки — а не рубахи,
вместо туфель кирзачи-сапоги.
Как отвечать этим псам с автоматами,
как бы при обыске не задрожать?
Как не заплакать, когда тебе... с матами,
дуло — под нос, что готово стрелять?
Сердце ребёнка кипело от злобы,
вместо улыбок они — вновь и вновь
Жизнью своей рисковали так, чтобы
Мир на Земле воцарил и Любовь!
Ведущий 2: До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов. Из них - 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417.
Проходят годы, сменяются поколения, рождаются новые стихи и песни, а они – не вернувшиеся с кровавых полей той великой страшной войны – остаются всё такими же, какими ушли в свой последний бой.
Слайд 14
Музаев Георгий читает стихотворение Иосифа Уткина «Ты пишешь письмо мне»
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома.
Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома - и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью
И в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем.
Зажигает свечу
Слайд 16
Ведущий 2 :
Анастасия Бондарь читает стихотворение Константина Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь, (слайд 17)
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ведущий1:
Дети и война-два несовместимых понятия. Война ломала и калечила судьбы людей
Стихотворение Мусы Джалиля «Чулочки» прочитает Тараев Астемир (слайд 18)
Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже..?»
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
«Глаза, как у моей Утины» —
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо, (слайд 19)
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
«ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?»
Ведущий 2:
Об ужасах фашистской неволи написано немало. Много книг, пьес, фильмов на эту
тему… Но никто не расскажет об этом так, как это сделали сами узники концлагерей
и тюрем, свидетели и жертвы кровавой трагедии, в их свидетельствах - нечто большее,
чем суровая достоверность факта. В них большая человеческая правда, за которую
заплачено ценой собственной жизни.
Люда Мамедова прочитает стихотворение Мусы Джалиля «Варварство» слайд 20
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Ведущий1:
Наши солдаты воевали с врагами за то, чтобы их дети, внуки, правнуки, то есть мы с вами могли мирно жить, учиться, расти, чтобы войны больше не было никогда!
Слайд 21
Когда началась Отечественная война, Юлии Друниной было шестнадцать лет. Будущая поэтесса записывается в добровольную санитарную дружину и работает санитаркой в госпитале, участвует в строительстве оборонительных сооружений, затем становится курсантом Школы младших авиаспециалистов. Всеми силами рвется на фронт. В звании старшины мед.службы после 2 ранений 21 ноября 1944 демобилизована. События войны легли впоследствии в основу ее стихов.
Алана Голоева читает стихотворение Юлии Друниной «Зинка» Слайд 22
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
Ведущий 2: Великая Отечественная война поглотила в своем пламени 5 миллионов человек, даже не спросив напоследок, как их зовут. Но пропасть без вести - не значит раствориться во тьме истории. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов.
Благодарная память о погибших в этой войне – вечна. Она будет жить во всех поколениях, будет передаваться от отца к сыну, от сына к своему сыну. Шрамы войны не затянет время
Ведущий 1: Много совершалось героических подвигов во время воины, многие войны стали героями. Всё впитала эта ПОБЕДА – мужество и самоотречение, стойкость и веру, горе и слезы. Не было счета дорогам войны и ее испытаниям. Приближая этот день, поднимались в атаку солдаты, несли тяжкое бремя в тылу матери, жены, дети. Мы чтим личный подвиг каждого, вспоминая всех тех, кто остался на полях брани, был замучен в лагерях, умер от голода и ран.
Хубулова Милана и Кцоев Сергей прочитают отрывки из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского слайд 23
Кцоев Сергей
1
Вечная слава героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!
…Но зачем она им, эта слава,—
мертвым?
Для чего она им, эта слава,—
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им, эта слава,—
мертвым?..
Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,—
ни один из погибших
даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..
И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои,—
те,
кто погибли,—
павшим
вечная слава!
Вечная слава!!
Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…
Есть великое право:
забывать
о себе!
Есть высокое право:
пожелать
и посметь!..
Стала
вечною славой
мгновенная
смерть!
2
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо!—
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.
Самое лучшее и дорогое —
Родина.
Горе твое —
это наше горе,
Родина.
Правда твоя —
это наша правда,
Родина.
Слава твоя —
это наша слава,
Родина!
Хубулова Милана (слайд 24)
Плескалось багровое знамя,
горели багровые звезды,
слепая пурга
накрывала
багровый от крови закат,
и слышалась поступь дивизий,
великая поступь дивизий,
железная поступь дивизий,
точная
поступь солдат!
Навстречу раскатам ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово:
Победа!
Победа!!
Во имя Отчизны —
победа!
Во имя живущих —
победа!
Во имя грядущих —
победа!
Войну мы должны сокрушить.
И не было гордости выше,
и не было доблести выше —
ведь кроме
желания выжить
есть еще
мужество
жить!
Навстречу раскатам ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово
Победа!
Победа!
Ведущий 2: Вслушайтесь в слова, сказанные маршалом Жуковым: «Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами…»
Ведущий 1:
Глубоким патриотизмом, любовью к Родине, гордостью за своё поколение и верой в светлое будущее проникнуты стихотворения поэтов военных и послевоенных лет.
Лучшие из лучших остались на полях сражений той жестокой и страшной войны. Молодые, сильные, жизнелюбивые, такие непохожие друг на друга.…Но их объединяли мечты о горячей и чистой любви, о светлой жизни на Земле.
Стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!» ( слайды 25-27)
читает ученица 7 «Б» класса Битарова Ася
_ Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли —
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад._
Ведущий 2: Память и надежда. Они живут рядом, всегда с нами и в нас. К сожалению, время никого не щадит, и живых свидетелей тех страшных дней становится все меньше и меньше. Поэтому все бесценнее становятся для нас воспоминания фронтовиков. В них боль и горечь разлуки, ненависть к фашистам и надежда на скорую победу. Эти воспоминания расскажут нам о войне куда больше, чем учебник истории.
Стихотворение Михаила Ножкина «Глядят на нас фронтовики» читают
учащаяся 7 «А» класса Габуева Виктория
Ведущий 1: Пусть каждый из нас почувствует на себе строгий взгляд павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. Память… Из нее никогда не должно стереться то, что принес с собой кровавый фашизм. Никогда! Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой.
Но самое тяжелое для них было ждать… ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их, своих родных и любимых мужчин… И может быть не дождаться…
Ольга Киевская «Баллада о матери»,
читает ученица 10«А» класса Кудзиева Лера
Баллада о матери (слайды 30-31)
Ольга Киевская
Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.
Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.
Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн, - твердил он важно, - растреляйт!"
«Нет! – она просила, - пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"
И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»
Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.
Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?
Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»
Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».
Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь, -
Я пожил, а ты не начинал».
Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».
Тут учтиво немец молвил: «Битте, -
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой, - расстреляйт!"
Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.
А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном, -
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.
Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура–матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».
А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой, – убийственно великой, -
Может быть у Матери любовь.
Ведущий 2:
Война ушла в историю, но не ушла из истории. Мы благодарны погибшим, умершим уже в мирное время и ныне живущим солдатам, которые освободили нашу страну, дали ей будущее, жизнь. Наше молодое поколение немало знает о войне, о мужестве и доблести наших воинов, добывавших победу, знает, как огромна цифра павших за Родину. По всей нашей необъятной стране в каждом городе или деревне, поселке или селе - всюду высятся памятники, монументы с высеченными именами погибших воинов. Есть много братских могил, могил неизвестных солдат и в других странах, к которым люди - родные и незнакомые - возлагают цветы, отдавая тем самым дань памяти погибшим.
Стихотворение «Памятник» Георгия Рублева
читает ученица 9 «Б» класса Маргиева Залина (слайды 34-37)
Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
(слайды 38-40)
Ведущий 1: Победа пришла весной 9 мая 1945 года. В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. Как ликовали в день Победы детские сердца! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день! Вслушайтесь в слова, сказанные маршалом Жуковым: "Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами".
Стихотворение Ольги Масловой «Пусть будет мир» читает Кудухов Давид
Как надоели вОйны на свете, (слайд 41)
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
Хочется крикнуть: » — Люди, постойте,
Войну прекратите, живите достойно,
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну неужели вам нравится это ??? »
Война — это боль, это смерть, это слёзы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где прАвит война, никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн — НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!
Ведущий 2: Победителей, наших дорогих ветеранов мы чествуем цветами. Героям, павшим за наше счастье, возлагаем на могилы венки и цветы. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех павших за мир и нашу свободную, спокойную жизнь, за наше Отечество минутой молчания.
(Проходит минута молчания. Звучит метроном.)
Кудзиев Георгий читает стихотворение Елены Шаламоновой (слайды 45-47)
«Защитникам Отечества»
Мальчики, парни, мужчины!
Цвет восходящей зари!
Гордость старинной былины –
Русские богатыри!
Станьте опорой России,
Светлой надеждой страны,
Умной и доброю силой,
Родины нашей сыны!
Чтобы всегда восхищаться
Вами Россия могла,
Не нападать – защищаться,
Землю свою сберегла.
Вашею сильной рукою
Мир нужно нам сохранить,
Чтобы счастливой судьбою
Внукам и правнукам жить.
Песню «Журавли» поют Хубулова Милана и Григорян Диана
УЧИТЕЛЬ: А сейчас настало время подвести итоги нашего конкурса чтецов.
Заключительное слово мы предоставляем членам жюри. А пока подсчитывают результаты конкурса, обратите внимание на книжную выставку. Перед вами представлены книги о Великой Отечественной Войне, которые мы предлагаем вам прочитать. Каждое произведение о войне стремится донести до вас всю трагедию, с которой столкнулся наш народ. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих весь ужас войны. И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России. В русской литературе тема Великой Отечественной войны прочно заняла свое место. Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е годы, писателями, которые сами воевали, сидели в окопах, командовали батареей, бились «за пять земли», побывали в плену.
Заключительное слово мы предоставляем членам жюри.
Награждение
Учитель: На этом наше мероприятие подошло к концу
Что общего у травы и собаки?
Повезло! Стихи о счастливой семье
Ласточка
Заяц, косач, медведь и весна
Как нарисовать лимон акварелью