Исследование, цель которого, найти более действенный способ развития читателького интереса среди младших классов
Вложение | Размер |
---|---|
podgornyy_m_tekstovaya_chast.docx | 58.27 КБ |
Департамент образования города Омска
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
Индивидуальный проект
на тему: «Читательский интерес младших классов»
Вид проекта: исследовательский
Автор
обучающийся 10 класса
Подгорный Максим Андреевич
________________________
Руководитель
учитель литературы
Садовская Евгения Владимировна
______________________________
Работа допущена к защите
«____»____________2022 г.
Заместитель директора
Антонова Н.Н.
_______________________
Омск, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………3
ГЛАВА №1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШЕКЛАССНИКОВ.…………………………………………………….5
1.1 Понятие читательского интереса ……..………………………..….5
1.2 Виды читательских интересов………..…………………………….7
1.3 Плюсы читательского интереса………………………...7
1.4 Приемы и методы формирования читательского интереса………………………………………………………………………...9
ГЛАВА № 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ КЛАССОВ………………..12
2.1 Рекомендации и советы для родителей………………..…….…...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……….………………………...……….17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………....….……19
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..……20
ВВЕДЕНИЕ
Читать книги — это не только увлекательно и интересно, но еще и полезно. Формировать читательский интерес следует в раннем возрасте, нужно приучить ребенка к чтению книг, ведь в дальнейшем это скажется на его успеваемости, памяти, словарном запасе и воображении. Актуальность проекта в том, что читательский интерес развивается постепенно и перерастает в личностное свойство. Книга становится спутником жизни, товарищем и верным другом. Необходимо начинать формировать читательский интерес у ребенка в школьном возрасте, так как это окажет положительное влияние на последующее развитие, укрепит мышление, улучшит память, разовьет воображение и фантазию. Сформированность читательского интереса у ребенка определяется его устойчивостью.
Читательский интерес – направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.
Виды читательских интересов:
1. личностные – отношение личности.
2. групповые — отношение группы, коллектива, класса.
3. общественные – отношение общества к чтению определенной литературы.
Цель: выявить наиболее эффективные способы развития интереса младших классов к чтению.
Для реализации поставленной цели были выбраны задачи:
1.изучить научную литературу по проблеме исследования;
2.выявить плюсы и минусы читательского интереса;
3.проанализировать влияние читательского интереса на успеваемость и мышление младших классов ;
Методы:
1.аналитический (выводы, сравнения, гипотезы)
ГЛАВА №1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ КЛАССОВ
1.1 Понятия читательского интереса
Избирательное отношение читателя к произведениям печати, которое возникает на основе читательских потребностей; - эмоционально-эстетическое и познавательно-коммуникативное отношение личности, возникающее из эмоционально-эстетического и познавательно-коммуникативного переживания к определенной литературе, связанной с конкретной областью знаний, с разными сферами жизнедеятельности (учебой, профессиональной, досуговой и т. д.) или к непосредственно мотивированной собственно читательской деятельности и общению; - отношение переходит при благоприятных условиях в эмоционально-эстетическую и познавательно-коммуникативную направленность личности и определяет читательское бытие как жизненно значимое; - связь, которая устанавливается между читателем и предметом потребности — текстом, выражающая определенное отношение и проявляемая по-разному (в форме переживания, увлеченности или устойчивой значимости)
1.2 Виды читательских интересов
Читательские интересы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от того, кто выступает носителем читательских интересов, их можно рассматривать как личностные, групповые и общественные. Обычно человек имеет не один, а несколько читательских интересов, которые внутренне взаимосвязаны и образуют определенную структуру, хотя они и проявляются в разное время и с разной периодичностью. В совокупности они бывают широкие и узкие, а между собой различаются по устойчивости, активности, а так же, глубине. Еще их называют устойчивыми, активными или глубокими.
1) Личностные — отношение личности к литературе или определенным ее видам.
2) Групповые — отношение группы, коллектива, класса к литературе или к определенным ее видам.
3) Общественные — отношение общества к чтению литературы или определенным ее видам.
1.3 Плюсы и минусы читательского интереса
Основными плюсами читательского интереса являются: укрепление мышления, развитие фантазии и воображения, желание обсудить с другими прочитанное, положительное влияние на последующее развитие, улучшение памяти и успеваемости. Книга станет настоящим товарищем и верным другом для ребенка. У читательского интереса очень много плюсов. Во многих произведениях есть глубокий смысл, жизненная идея или ответ на вопрос, который давно интересовал маленького читателя. Ребенок, который увлекается чтением, делает меньше ошибок, чем не читающий. При прочтении книг, в памяти откладывается правильное написание и произношение многих слов. Так же, ребенок может найти себе новых друзей по увлечению. Это намного эффективнее, чем заучивание правил русского языка. Если ребенок заинтересуется книгами в раннем возрасте, ему будет легче в последующем развитии и успеваемости в школе, или в других учебных заведениях. У ребенка сформируется читательский интерес, и он будет понимать, какой жанр ему нравится, будет извлекать из каждой книги что-то познавательное и полезное. Книги учат детей думать правильно, представлять ситуации, образы, правильно переживать какие-либо события. Книги обогащают словарный запас школьника для правильной формулировки предложений и более точно и правильно выражать свои мысли и чувства, а так же передавать их другим людям.
Плюсы:
1) Укрепление мышления;
2) Развитие фантазии и воображения;
3) Желание обсудить с другими прочитанное;
4) Положительное влияние на последующее развитие;
5) Улучшение памяти и успеваемости;
1.4Приемы и методы формирования читательского интереса
Чтобы заинтересовать младших школьников чтением, существует множество приемов и методов формирования читательского интереса. Дети в раннем возрасте наиболее обучаемые, и за счет этого с ранних лет можно привлечь их внимание к чтению книг.
1) Применение различных форм организации учебных занятий, способствующих формированию стремления учащихся читать и познавать мир через чтение.
2) Формирование читательского интереса посредством нетрадиционных методов. К примеру: литературные игры, театральное творчество, конкурсы литературной ориентации.
3) Мотивация к творческой деятельности младших школьников. Раскрытие творческого потенциала напрямую связано с формированием читательской заинтересованности.
С помощью ряда показателей можно определить сформированность читательского интереса младших школьников.
1) Эмоциональное восприятие литературы и книг в общем;
2) Устойчивое стремление к чтению разнообразных произведений;
3) Положительное отношение к чтению, ведь чтение не должно вызывать у ребенка отрицательных эмоций;
4) Желание читать книги;
5) Желание обсудить прочитанное с другими;
Существует несколько направлений работы с младшими школьниками по формированию у них читательского интереса:
1) Развитие свойств личности, выступающих предпосылками раскрытия творческого потенциала личности, у младших классов, прежде всего, необходимо развить наблюдательность, активность, сообразительность, коммуникативные навыки, умения осмысленного восприятия информации и навыки ее анализа. Кроме того, важную роль имеет развитие волевых качеств, воображения и навыков борьбы с трудностями, ведь это понадобиться в будущем.
2) Овладение техникой чтения. Ребенка необходимо научить правильно читать, делать это легко и свободно. Только такое чтение будет желанным.
3) Применение исследовательской работы в учебном процессе. Исследования очень увлекают ребенка, а также мотивируют к познанию. Познание требует поиска информации, которая добывается с помощью чтения.
4) Творческие занятия. Они ориентированы на осмысление художественного произведения через рисование героев, театральные сценки сказок, заучивание стихов, песен, изображение природы, животных и растений, творческие пересказы произведений, просмотр фильмов.
Чтобы сформировать читательские навыки у ребенка, необходимо устранить все аспекты, которые могут мешать этому процессу. В частности, необходимо устранить речевые дефекты и сформировать правильное дыхание. Также необходимо сформировать навыки четкого и правильного произношения некоторых слов или звуков. Для таких целей используются методы развития речевого дыхания, логопедические упражнения по коррекции произношения звуков, чтение скороговорок и чистоговорок.
ГЛАВА № 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.1 Рекомендации и советы для родителей
Советы для родителей, как повысить читательский интерес младших школьников. Семейное чтение — это лучший вид коллективного общения, ведь если вы будете читать и обсуждать книги с ребенком, это будет отличной мотивацией для ребенка. В этом нет минусов. Для родителей это взаимодействие и воспитание ребенка, а для ребенка — как новое увлечение. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку более ясно понять прочитанное. Родитель подает хороший пример ребенку, вследствие чего ребенок будет читать книги и обсуждать с вами прочитанное. У детей, чьи родители любят читать книги, скорее появится интерес к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им данный пример. Прежде всего, родителям нужно развить собственную культуру чтению. Если все свое свободное время мама смотрит сериалы, а единственная книга, которая есть в доме, — кулинарная, а у папы — спорт, то не стоит ждать, что ваш ребенок будет любить и читать книги.
Советы для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Можно от Солнца уйти...
Горка
Снеговик
Любимое яичко
"Разделите так, как делили работу..."