Проект на тему : «Почему герои И. С. Тургенева несчастливы в любви»
Вложение | Размер |
---|---|
trushnikova_svetlana_proekt.docx | 33.72 КБ |
Департамент образования города Омска
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №36»
Индивидуальный проект
по теме: «Почему герои И. С. Тургенева несчастливы в любви»
вид проекта исследовательский
Автор:
учащаяся 101 класса
Трушникова Светлана Евгеньевна
_____________
(подпись)
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Садовская Евгения Владимировна
____________
(подпись)
Работа допущена к защите
«___»_____________2022 г.
Заместитель директора
Антонова Н.Н.
_______________________
(подпись)
Омск, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ ПОЧЕМУ ГЕРОИ ТУРГЕНЕВА НЕСЧАСТЛИВЫ В ЛЮБВИ……………………………………….4
1.1. Биография И. С. Тургенева…………………………………….…6
1.2. Несчастная любовь И. С. Тургенева……......................................8
1.3. Эпоха И. С. Тургенева (1818-1883)................................................9
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТУРГЕНЕВА ........................................................................................10
2.1. Анализ произведения И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»....10
2.2. Анализ произведения И. С. Тургенева «Ася»..............................16
2.3.Анализ произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети»................20
2.4.Публикация в СМИ…………………………………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...……24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...…..25
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….…….26
ВВЕДЕНИЕ
Стремление быть счастливым заложено в нас природой, поэтому нередко свою жизнь мы посвящаем поискам этого самого долгожданного счастья. Для многих оно заключается в обретении любимого человека, с которым можно разделить все радости и горести. Но почему-то, когда речь заходит о любви, путь к счастью становится особенно тяжелый. Люди зачастую оказываются не в силах справиться со своими эмоциями и позволить чувствам вырваться на волю. Так что же мешает героям построить своё счастье? Часто мы сами становимся виновниками своих любовных неудач. Наши страхи, сомнения, излишний рационализм и неспособность вовремя принять верное решение, разрушают самые нежные чувства, не давая отношениям возможности развиться.
Цель проекта:
Исследовать проблему поиска счастья в произведениях И. С. Тургенева, почему у его героев не получается найти счастье.
Задачи проекта:
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПРИЧИНЫ ПОЧЕМУ ГЕРОИ ТУРГЕНЕВА НЕСЧАСТЛИВЫ В ЛЮБВИ.
1.1. Биография И. С. Тургенева
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Его семья принадлежала к дворянскому роду.
Первое образование Тургенев получил в имении Спасское-Лутовиново. Грамоте мальчика научили французские и немецкие учителя. С 1827 года семья жила в Москве . Затем обучение Тургенева продолжалось в частных пансионах Москвы, после чего он учился в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился за границей, после чего путешествовал по Европе. В 1834 году Тургенев создаёт свою первую поэму под названием «Стено». В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. В 1843 году происходит очень значительная встреча в биографии Тургенева: он знакомится с Белинским, и у них начинаются дружеские отношения. С 1847 года по приглашению Некрасова в журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору колоссальный фурор; и он начал работу над другими рассказами про охоту.
Работа в «Современнике» принесла Тургеневу достаточно замечательных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и многие другие. После смерти Гоголя, Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.
Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). В 1863 году уезжает в Германию, где знакомится с писателями Западной Европы. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.
Именно благодаря Ивану Сергеевичу Тургеневу были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого. В конце 1870-х - начале 1880-х быстро увеличилась его популярность, как и на родине, так и заграницей. Критики начали говорить, что он один из лучших писателей века. С 1882 года писателя начали одолевать разные болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа).
1.2. Несчастная любовь И. С. Тургенева
Одна из самых сильных привязанностей Тургенева – испано-французская певица Полина Виардо. Впервые он заметил девушку на сцене оперного театра в Санкт-Петербурге, когда ему было 25 лет, а Виардо – 22 года. Вскоре на охоте писатель познакомился с мужем певицы – директором Итальянского театра в Париже Луи Виардо. А 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине.
Тургенев был впервые представлен Полине Виардо 1 ноября 1843 года как «великорусский помещик, хороший стрелок, приятный собеседник и плохой стихотворец». Нельзя сказать, что такая рекомендация помогла ему обрести счастье: сама Полина позже отмечала, что не выделила будущего писателя из круга новых знакомых и многочисленных поклонников ее таланта. Зато молодой Тургенев, которому тогда только исполнилось 25, с первого взгляда влюбился в 22-летнюю певицу, приехавшую в Санкт-Петербург с парижской Итальянской оперой. Вся Европа в то время боготворила ее дарование, и даже непривлекательная внешность Виардо не помешала ее славе замечательной артистки.Современники говорили, как с началом пения по залу будто пробегала искра, публика впадала в совершенный экстаз и облик певицы переставал иметь хоть какое-то значение. По словам композитора Сен-Санса, Полина Виардо обладала горьким голосом, созданным для трагедий и элегических поэм. На сцене она очаровывала страстным исполнением опер, а на музыкальных вечерах покоряла слушателей прекрасной игрой на рояле. Но что же наш Тургенев? Он стал для мадам Виардо одним из многочисленных поклонников. Редкий мужчина мог развеселить артистку занятной историей, рассказанной так умело, что приглашение его в гримерную комнату казалось уже не столь напрасным. Кроме того, Тургенев с великой охотой взялся учить Полину Виардо русскому языку, который требовался ей для идеального исполнения романсов Глинки, Даргомыжского и Чайковского. Для того, чтобы быть полезным своей возлюбленной, Иван Сергеевич Тургенев был готов на всё, даже являясь небогатым помещиком — отправился за Полиной и ее мужем во Францию. С Луи Виардо писатель нашел общий язык на фоне страсти к охоте и интересу к переводам русских литераторов на французский язык. Он часто бывал в семейной усадьбе Куртавнель, что под Парижем, принимал участие в домашних спектаклях, сборе гостей и артистических вечерах. В своей любви Иван Сергеевич Тургенев почти забыл родину. В 1850 году писатель был вынужден приехать в родное имение Спасское-Лутовиново. Разговор с помещицей Тургеневой окончился тем, что Иван был лишен помещичьих денег, забрал свою внебрачную дочь Пелагею, рожденную от белошвейки, и отправил ее возлюбленной Полине. Мать писателя была против его влюбленности в певицу, в письмах называла Виардо "проклятой цыганкой", а когда узнала, что Тургенев вместе с семейством Виардо собирается уехать в Париж, три года не давала ему денег. За Виардо писатель уехал в Европу, никому неизвестный и без средств (в обществе все считали писателя человеком обеспеченным, ведь мать Тургенева была одной из самых богатых женщин России). Отношения Виардо и Тургенева до сих пор остаются предметом бурного обсуждения. По одной из версий, после смерти мужа Полины из-за инсульта писатель и певица фактически вступили в супружеские отношения. 22 августа 1883 года, на 65-м году жизни Иван Тургенев скончался от миксосаркомы в кругу семейства Виардо.
1.3. Эпоха И. С. Тургенева (1818-1883)
Иван Сергеевич Тургенев считал себя писателем «переходной эпохи». Он вступил на литературную стезю, когда уже не было Пушкина и Лермонтова, стал знаменитым, когда замолчал Гоголь, Достоевский был на каторге, а Лев Толстой был еще начинающим писателем. Его молодость пришлась на 40-е годы XIX века — время, когда сформировалось целое поколение русской интеллигенции, к которому причислял себя Тургенев. Литература не прошла мимо этого поколения и вслед за образами Онегина и Печорина запечатлела еще один тип русской жизни — «человека 40-х годов». Тургенев видел в себе и окружающих черты этого типа, и хорошие, и плохие, и отдал ему должное своими повестями и романами. Эти годы были временем не действий, а идейных споров. Именно тогда оформились два течения русской общественной мысли — славянофильство и западничество. Спор между ними шел о том, каким путем должна развиваться Россия. То есть и те, и другие полагали, что современное состояние страны и народа безобразно. Но как выйти из этого состояния? Славянофилы полагали, что все беды России начались с Петра I, который насильно поворотил Россию на западный путь развития. При этом он испортил то, что составляло силу русской нации: духовный авторитет православной церкви, общинный характер труда и жизни, крестьянский тип мышления. Западники же считали, что реформы Петра I были вызваны общим кризисным состоянием Древней Руси, ее отсталостью и все нынешние беды идут от того, что дело Петра не было доведено до конца. Они утверждали, что не надо выдумывать какого-то «особого» русского пути, когда есть уже готовая, проторенная Западной Европой дорога прогресса и цивилизации, с ее уважением к свободе и правам личности. Несмотря на теоретические разногласия, западники и славянофилы сходились в критике существующего порядка вещей, а история России шла помимо их споров. Сам Тургенев прекрасно сознавал ограниченность любой «системы взглядов». Но он старался увидеть правду каждой стороны: и западников, и славянофилов, и нового, радикально настроенного поколения. Себя Тургенев считал западником. Однако именно западник Тургенев открыл для русской литературы народную Россию, а для Европы — саму русскую литературу.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТУРГЕНЕВА
2.1. Анализ произведения И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Маланья Сергеевна и Иван Петрович Лаврецкий
Первой влюблённой парой оказываются Иван Петрович и Маланья Сергеевна. В один прекрасный день, Иван в деревне встретил замечательную девушку в числе горничных Анны Павловны. Это была Маланья - очень хорошенькая девушка, с ясными, кроткими глазками и тонкими чертами лица, умница и скромница. Она с первого взгляда приглянулась Ивану Петровичу и он полюбил её робкую походку, стыдливые ответы, тихий голосок, тихую улыбку;с каждым днём она ему казалась милей. И она очень сильно привязалась к Ивану Петровичу всей силою души.В помещичьем доме никакая тайна долго не держалась: скоро все узнали о связи барина с простой горничной; весть об этой связи дошла наконец до самого Петра Андреича. Отец был в ярости, что молодой барин женится на простой девушке. Иван объявил отцу, что он будет жениться на Маланье. Пётр принял крайние меры, чтобы остановить это, он лишает сына благословения и наследства, приказал сжечь все его дурацкие книги, а девку Маланью немедленно сослать в дальнюю деревню. Добрые люди нашли младшего Лаврецкого, сказали ему обо всём, что сделал отец. Но Ивану это не помешало, он поклялся отомстить отцу и в ту же ночь, подкараулив крестьянскую телегу, на которой везли Маланью, отбил её силой, поскакал с нею в ближайший город и обвенчался с ней. Пётр Андреич узнал о свадьбе сына, слег в постель и запретил упоминать при себе имя Ивана Петровича. В тоже время, как мама Ивана Петровича - Анна Павловна одобряла выбор сына и в тайне от мужа помогала ему. Она прислала им пятьсот рублей на образок его жене, письмо написать она не осмелилась, но просила передать через посланного мужика, чтобы он не огорчался, скоро отец переложит гнев на милость. В скором времени у этой пары родился сын Фёдор.
Старик Лаврецкий смягчился после того, как узнал, что у него появился внук. Он приказал узнать о здоровье Маланьи и послать ей немного денег. Анна Павловна занемогла смертельной болезнью, она объявила мужу, что желает повидаться и проститься с невестой, благословить внука. Маланья приехала с няней,которая несла Федю и Марфой Тимофеевной. Пётр Андреич очень добродушно встретил их. Старик встал и нагнулся к Феде;ребёнок улыбнулся и протянул к нему свои маленькие ручки. Его очень тронул такой жест и он сказал :"Умолил ты меня за отца;не оставлю я тебя, птенчик". Последней просьбой Анны к мужу стало, чтобы Маланья и внук остались у них. Пётр сдержал своё слово. Он известил сына, что для младенца Фёдора он возвращает ему своё благословение и Маланью Сергеевну оставляет у себя в доме. Сначала Петру было очень тяжело и неловко свыкнуться с тем, что Маланья живёт с ними. Потом он привык к ней, даже полюбил её. Спустя шесть лет разлуки, отец с сыном увиделись и крепко обнялись, забыв о всех недопониманиях. В доме Лаврецких снова плохие новости, Маланья умерла. Пожалели о ней её горничные да ещё Пётр Андреич. Старику недоставало ее молчаливого присутствия. Он плакал, бросая горсть земли в её могилу. История этой любви закончилась горестно. Сначала этим возлюбленным мешал близкий для них человек. Петр Андреич не представлял, как молодой барин будет жениться на простой горничной. К сожалению, Пётр понял свою ошибку, только когда Маланьи не стало… Он её, правда, принял и даже полюбил, но, к сожалению, уже нельзя ничего поменять.
Варвара Павловна Коробьина и Фёдор Иванович Лаврецкий
Второй парой в романе являются Варвара и Фёдор. Однажды, в театре увидел Федя в ложе девушку. Она была чуткая, молодая, у неё было смуглое, круглое, миловидное лицо, изящный ум сказывался в прекрасных глазах, внимательно и мягко глядевших из-под тонких бровей, в быстрой усмешке выразительных губ. Лаврецкий не отводил взора от поразившей его девушки. Всю ночь ему мерещились эти глаза. На другой день он отправился узнать у его приятеля Михалевича, что за красавица была в театре.Её звали Варвара Павловна Коробьина. Михалевич познакомился с ней год тому назад, во время своего пребывания в подмосковной на кондиции у графа. Он сам предложил ему познакомить его с нею. Лаврецкий покраснел, пробормотал что-то невнятное и убежал. Целых пять дней боролся он со своей нерешительность, на шестой день он решился пойти к Михалевичу. Лаврецкий со своим приятелем вошёл в гостиную Коробьиных. Спустились все жители этого дома:отец Варвары, Павел Петрович, мама Каллиопа Карловна и сама Варвара. Настал час обеда ;Лаврецкий хотел удалиться, но его удержали. Только поздно вечером он вернулся домой и долго сидел, не раздеваясь и закрыв глаза рукою, в оцепенении очарования. Ему казалось, что он теперь только понимал, для чего стоит жить;все его предположения, намерения, весь этот вздор и прах, исчезли разом;вся душа его слилась в одно чувство, в одно желание, в желание счастья, любви, прекрасной женской любви. С того дня он часто стал ходить к Коробьиным.Спустя полгода он сделал Варваре Павловне предложение руки и сердца. Предложение его было принято, но с некоторыми условиями. Во-первых, Лаврецкий должен был немедленно оставить университет. Во-вторых, Варвара Павловна взяла на себя труд заказать и закупить приданое, выбрать даже жениховы подарки. В сентябре жена Фёдора увезла своего мужа в Петербург. Они завели там много знакомств в средних и даже высших кругах общества. В скором времени у этой семьи появился сын, который прожил недолго. Войдя однажды в отсутствие Варвары в её кабинет, Лаврецкий увидел на полу маленькую, тщательно сложенную бумажку. Он машинально её поднял и развернул. Это было письмо для Варвары от её любовника Эрнеста. Он обезумел. Он так сильно доверял своей жене, возможность такого обмана никогда не представлял. Варвара Павловна торопливо возвращалась с прогулки. Лаврецкий почувствовал, что в это мгновение он был в состоянии истерзать её, избить до полусмерти, задушить её своими руками.Он вернулся в Париж, остановился в гостинице и послал Варваре Павловне запуску Эрнеста с следующим письмом:
"Прилагаемая бумажка вам объяснит всё. Кстати скажу вам, что я не узнал вас:вы, такая всегда аккуратная, роняет такие важные бумаги. Я не могу больше вас видеть;полагаю, что и вы не должны делать свидания со мною. Назначают вам пятнадцать франков в год;больше дать не могу. Присылайте ваш адрес в деревенскую контору. Делайте, что хотите, где хотите. Желаю вам счастья. Ответа не нужно".Лаврецкий написал жене, что не нуждается в ответе… но он ждал, он жаждал ответа, объяснения этого непонятного дела. Варвара в этот же день отправила письмо, где умоляла не осуждать её безвозвратно. Лаврецкий только горько усмехнулся. Три дня спустя его уже не было в Париже:но он поехал не в Россию, а в Италию. Лаврецкий перестал следить за Варварой, но иногда его брала такая тоска по жене, что он, казалось, всё бы отдал, даже, пожалуй… простил бы, лишь бы услышать снова её ласковый голос, почувствовать снова её руку в своей руке. Снова очередное несчастье в романе "Дворянское гнездо". Причиной трагедии послужило предательство Варвары. Фёдор настолько сильно её любил, что готов был простить её измену.
Фёдор Иванович Лаврецкий и Елизавета Михайловна Катилина
Ещё одной парой влюблённых становятся Фёдор и Елизавета. Встретив Лаврецкого, Лиза почувствовала в нем простую и искреннюю натуру. Лаврецкий не рисуется способностями и артистическими дарованиями, как Паншин, держит себя немного угрюмо, но в нем оказалось глубокое чувство красоты и юношеская свежесть души. Лиза чувствует глубину и чистоту его любви; их сближает многое родственное в них: любовь к родному народу, серьезное отношение к жизни, восторг перед природой и искусством. Так же просто и серьезно, как она все делала в жизни, Лиза готова идти навстречу счастью.Но она ни за что не хочет преступить законы правды и совести. Ее мучит совесть за их готовность устроить счастье на несчастье близкого, жены Лаврецкого, и Лиза упрекает его за слишком легкое отношение к известию о смерти жены. Когда же оказывается, что жена Лаврецкого жива, Лиза принимает все последствия этого удара, как наказание за её греховную эгоистическую жажду счастья. Снова оживает в ней её постоянное влечение уйти от мира в тишину монастыря, для полного забвения мира, для служения Богу всю жизнью. В этом решении Лиза сподвигнута не отчаянием, не скорбью о разрушении счастья, но все тем же сознанием необходимости осуществить до конца свою задачу жизни. Ей нечего делать в миру, среди людей. Она бесконечно далека от всех интересов «мирской» жизни. С другой стороны ее призывает в монастырь представление о жизни, проникнутой высокой поэзией, чистотой и глубиной религиозного идеала. И Лиза уходит в монастырь.
Ее облик нарисован в романе чертами легкими и нежными, автор нигде не дает общего рисунка её, но отдельными штрихами изображает чистый и поэтический образ девушки, напоминающей старинных подвижниц, уходивших от мира, с такой же чистотой души и с такой же стойкостью в служении религиозному идеалу.
2.2. Анализ произведения И.С. Тургенева «Ася»
Анна Николаевна Гагина и господин Н. Н
Вспомним содержание повести: во время путешествия по Германии господин Н.Н. случайно познакомился с русской семьей — Гагиным и его сестрой Асей. Между новыми знакомыми завязались дружеские отношения. И вскоре Ася влюбилась в Н.Н., однако он не мог ответить ей взаимностью, потому что не был до конца уверен в своих чувствах. Господин Н. Н. посчитал своим долгом рассказать обо всем Гагину. Когда же в душе героя вспыхнуло «с неудержимой силой» «ясное сознание... любви», Ася была уже далеко — Гагин увез ее из города. Впоследствии Н.Н. пытался отыскать ее, но все его попытки заканчивались неудачей.
В чем же причина подобного финала, когда влюбленные оказались разлученными навеки?
Господин Н.Н. молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен, делает, что хочется. Он наблюдателен, восприимчив к новым впечатлениям. Особенно его занимают люди, их поведение, речи и т. д. Ася с первого взгляда понравилась ему, он увидел в ней что-то особенное. Она поразила его своей подвижностью, изменчивостью, непосредственностью. Уже после первой встречи с ней герой почувствовал себя безотчетно счастливым. После второй встречи Н.Н. чувствует странную тяжесть на сердце. Ему кажется, что он скучает по Родине, но ностальгические чувства внезапно переходят в горькое и жгучее волнение. А вскоре открывается и истинная причина настроения героя — ревность. Н. Н подозревает, что Ася Гагину не сестра.
При третьей встрече рассказчик отмечает естественность поведения девушки, отсутствие в ней кокетства. Ася все больше заинтересовывает его. Н.Н. пытается разгадать ее натуру, узнать о ее прошлом, о полученном ею воспитании, однако девушка почти ничего не рассказывает о себе.
«Тайну» сестры неожиданно приоткрывает Гагин, посвящая героя в ее жизненную историю. Здесь вместе с рассказчиком мы многое узнаем об Асе, об истоках ее характера. Становятся понятны ее замкнутость и своенравие, изменчивость поведения, непохожесть на окружающих. Ася — незаконнорожденная, она — дочь помещика и горничной. Девушка очень скоро поняла свое «ложное положение», «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже, дурные привычки укоренялись, простота исчезла». Испытывая стыд, она «хотела... заставить целый мир забыть свое происхождение». Больше всего на свете Асе хотелось быть «не хуже других барышень», но во всех движениях ее было «что-то неспокойное», во взглядах — недоверчивость и настороженность. Как заметил герой, «этот дичок недавно был привит».
Когда после смерти отца Гагин поместил ее в пансион, она читала книги, «училась прекрасно», никому ни «на волос не уступала». При всем том характер ее был неуравновешен, она оставалась «дикаркой», упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень».
Однако, несмотря на все «странности» героини, на ее неуравновешенность, болезненное самолюбие, «сердце в ней не испортилось», «ум уцелел». Рассказывая герою о судьбе своей сестры, Гагин замечает, что сердце у нее «очень доброе» и ни одно чувство не бывало у нее «вполовину». Ася обладает сильно развитым воображением, фантазией, впечатлительностью. Гагин говорит господину Н.Н., что ей «нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье». Услышав рассказ Гагина, Н.Н. откровенно обрадовался: ему стало легко, когда он узнал правду. «Я почувствовал какую-то сладость — именно сладость на сердце; точно мне втихомолку, меду туда налили», — заметил рассказчик. Теперь он не только узнал правду, теперь он начал многое понимать в Асе. Яснее обозначились и его собственные чувства: герой понял, что его привлекает в Асе не только её необычность, «полудикая прелесть», но и ее душа. Он почувствовал волнующую близость необыкновенного счастья, «счастья до пресыщения». Н. Н. уже любит Асю, однако пока не осознает этого.
Но вот в отношения героев вмешивается Гагин. Узнав о чувствах сестры, он решается на откровенный разговор с Н. Н. Разговор этот становится в какой-то степени решающим, определяющим для героя. Гагин заставляет его обозначить словами то, что едва зарождается в его душе, в чем он сам не отдает себе отчета. Гагин превращает прекрасную мечту в грубую реальность, поэзию волнующего чувства — в прозу жизни. Именно поэтому Н. Н. так сердится на своего приятеля, злится на Асю.
Все дальнейшие действия героя явились лишь следствием его разговора с Гагиным. Во время свидания с Асей Н. Н. плохо понимает самого себя. Он упрекает Асю в том, что она посвятила брата в свои чувства, сердится на нее, досадует на самого себя. В сознании его все время присутствует мысль о своем долге, о собственном имидже в глазах Гагина. Герою кажется, что все «искажено, обнаружено», он чувствует себя связанным данным Гагину обещанием. Свидание заканчивается «ничем»: в слезах Ася убегает из дома фрау Луизе. И лишь когда девушка внезапно исчезает, заставляя всех тревожиться и искать ее повсюду, чувства героя, наконец, обнажаются. «Уж не досада меня грызла, — тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал... нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь», — замечает рассказчик. Герой расстается с Гагиным в предвкушении грядущего счастья, но счастью этому не суждено сбыться: Ася исчезает навсегда.
2.3. Анализ произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Евгений Васильевич Базаров и Анна Сергеевна Одинцова
Базаров и Одинцова – это одна из самых загадочных любовных линий в романе «Отцы и дети». Отношения этих двух сильных личностей с самого начала были обречены на провал. Впервые герои романа встретились на балу. Тогда Аркадий, друг Базарова, представил его Одинцовой, вследствие чего Евгений растерялся. Первоначальное поведение уже говорило о том, что Базаров неравнодушно относится к героине. Его смутил факт того, что ему могла понравиться женщина.
Одинцова приглашает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к себе в гости, где Базаров окончательно влюбляется в Анну, но пытается это скрыть. Отношения Базарова и Одинцовой приобретают более серьезный, но в то же время и более трагичный характер. Базаров, находясь в гостях у Одинцовой, собирается ехать домой, чтобы навестить своих родителей, но Анна уговаривает его остаться. Ошибкой было бы сказать, что Одинцова, видимо, тоже что-то чувствовала к Базарову. В тот момент она почувствовала что-то, что «словно ее в сердце кольнуло».
Спустя время Базаров решается признаться героине в своих чувствах, однако он был отвержен. История любви Базарова заканчивается только с его смертью, которая приносит ему облегчение в любовных делах. Нигилизм Базарова предусматривал то, что он не верил в любовь со всеми ее проявлениями. Поэтому он долгое время пытается скрыть свои чувства к Одинцовой. Фактически он обманывать самого себя. Евгений долгое время сопротивляется тому, что в него «вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».
Противоречивый характер поступков и истинных желаний автор романа передал отчетливо: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Нигилизм Базарова предусматривал то, что он не верил в любовь. Поэтому он долгое время пытается скрыть свои чувства к Одинцовой. Фактически он обманывал самого себя. Евгений долгое время сопротивляется тому, что он почувствовал влюблённость, чего он никак не допускал, чего всегда высмеивал.
Противоречивый характер поступков и истинных желаний автор романа передал отчетливо: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Несмотря на то, что Евгений Базаров пытался скрыть от себя собственные чувства, он понимал, что «отвернуться от нее он не мог. То, что Базаров влюбился в Одинцову, тем самым признавая существование любви, говорит о несостоятельности теории Базарова-нигилиста. Автор специально испытывает главного героя любовью, чтобы показать читателю то, что его теория никак не совпадала с реальной жизнью. Анна Одинцова – единственная женщина, которая смогла понять главного героя, и он это очень ценил. Однако Одинцова не способна была любить, искренне и по-настоящему. Комфорт – вот что было главным во всей ее тихой и размеренной жизни. Она не привыкла к новым эмоциям и потрясениям. Поэтому между вспыльчивым Базаровым и спокойной жизнью Одинцова выбирает последний вариант. Она не хотела, чтобы Евгений вызвал в ней бурю новых, ранее неизведанных, мешающих жизни чувств.
Когда Базаров признается Одинцовой в своей любви, ей стало «и страшно и жалко его». Она поняла, что зашла в этих отношениях слишком далеко, что она не готова связать свою жизнь с таким человеком, как Базаров. Фиктивный брак, семейные узы не по любви казались ей намного комфортнее, чем замужество за Евгением. После его смерти она выходит замуж по расчету.
2.4. Публикация в СМИ
Для подростков, которые интересуются литературой и в особенности произведениями И.С. Тургенева мы решили разместить свою работу на информационном сайте «Алые паруса». Ведь чем больше молодых людей смогут узнать о несчастной любви из книг, тем меньше ошибок они будут совершать в своей жизни [см. Приложение. Сертификат].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сертификат о публикации
Рисуем белые грибы пастелью
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Как зима кончилась
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Нечаянная победа. Айзек Азимов